г. Киров |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А29-16401/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Горева Л.Н., Овечкиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хариной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Толкачёва В.А., действующего на основании доверенности от 09.09.2022,
представителя ответчика - Сырчина Е.А., действующего на основании доверенности от 30.10.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2022 по делу N А29-16401/2021
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к акционерному обществу "Почта России" (ИНН: 7724490000, ОГРН: 1197746000000)
с участием в деле третьего лица: комитета по управлению имуществом администрации муниципального района "Сосногорск" (ИНН: 1108012275, ОГРН: 1021100948846)
об обязании выполнить действия,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к акционерному обществу "Почта России" (далее - АО "Почта России", ответчик) об обязании осуществить вынос входной группы (крыльца со стороны многоквартирного дома N 10), расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, 6 микрорайон, д.8А за пределы охранной зоны квартальной подземной тепловой сети, диаметром 159 мм, а именно за пределы фрагмента охранной зоны, в системе координат МСК-11, 5 зона: точка 1. X: 845164,97Y: 5294926,23; точка 2. X: 845164,16 Y: 5294927,38; точка 3. X: 845164,31 Y: 5294927,48; точка 4.X: 845162,75 Y: 5294929,69; точка 5. X: 845160,36 Y: 5294928,02; точка 6. X: 845161,92Y: 5294925,80; точка 7. X: 845162,03 Y: 5294925,88; точка 8. X: 845162,84 Y: 5294924,73, на расстояние не менее трёх метров, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "Т Плюс" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит незаконное и необоснованное решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы утверждает, что сам факт нахождения тепловой сети предполагает наличие охранной зоны, в пределах которой исключается возможность осуществления строительства зданий и сооружений, в том числе временных. По мнению апеллянта, нарушение правил, установленных для эксплуатации трубопровода, может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе создаёт угрозу безопасности граждан, находящихся в опасной зоне тепловых сетей. Наличие или отсутствие ранее в ЕГРН сведений о нахождении земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территорий не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах.
АО "Почта России" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило содержащиеся в ней доводы, просит решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 153.1, 156 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ПАО "Т Плюс" с 29.12.2014 на праве собственности принадлежит сооружение - тепловые сети ПАВ 8 А-СМП-258 протяжённостью 4929 п/м, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Набережная, от ПАВ 8А до СМП-258, имеющие кадастровый номер 11:19:0801001:165.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 07.06.2002, данные тепловые сети введены в эксплуатацию в 1976 году. Сведения об охранной зоне теплосети внесены в ЕГРН 22.09.2021.
ПАО "Т Плюс" является единой теплоснабжающей организацией в городе Сосногорске Республики Коми.
АО "Почта России" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 11:19:0801015:3367 площадью 411,5 кв.м. по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, 6 микрорайон, д.8а, этаж N 1, этаж N 2, подвал.
Указанные помещения являются частью здания пристройки многоквартирного девятиэтажного дома с кадастровым номером 11:19:0801015:2162 по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, мкр.6-й, д. 8а, 1987 года завершения строительства и ввода в эксплуатацию.
Сведения о зарегистрированных правах на всё нежилое здание АО "Почты России", узла связи, имеющего кадастровый номер 11:19:0801015:2163 площадью 765,2 кв.м по адресу: г. Сосногорск, мкр. 6-й, д.8а, а равно на земельный участок, на котором оно размещено, отсутствуют.
Согласно техническому паспорту принадлежащие АО "Почта России" нежилые помещения построены в 1988 году.
26.08.2021 комиссией в составе начальника района СТЭЦ В.В. Киреева, инженера РСТ СТЭЦ Е.В. Калининой, заведующего отделом ЭКИ и КР УЖКХ администрации МР "Сосногорск" проведён осмотр входной группы (крыльцо Почты России) по адресу: г. Сосногорск, 6 мкр, д. 8а.
В результате осмотра согласно акту от 26.08.2021 N 02 выявлено, что ступеньки крыльца Почты России расположены в охранной зоне канала тепловой, квартальной, подземной сети протяжённостью 12 м., а также тепловой камеры ТК 16Г. В замечаниях к акту указано, что представитель от АО "Почта России" отказался от подписи акта осмотра. В акте содержится графическая схема расположения крыльца над теплосетью, к акту приложены фотографии.
25.11.2021 в адрес АО "Почта России" направлена претензия с требованием произвести своими силами вынос из охранной зоны теплосети объект - входную группу (крыльцо со стороны МКД N 10).
Неисполнение указанных в претензии требований послужило основанием для обращения ПАО "Т Плюс" с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьёй 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 Постановления N 10/22 разъяснено, что в силу статей 304 и 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 Постановления N 10/22).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец полагает, что размещением входной группы в охранной зоне теплосети нарушаются его права и законные интересы как собственника тепловой сети и единой теплоснабжающей организации посредством ограничения возможности проведения организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев.
Ответчик в свою очередь указывает, что при вводе в эксплуатацию здания в 1988 году факт прохождения тепловых сетей учтён, действующий в то время СНиП не содержал запретов на размещение объектов строительства в охранных зонах тепловых сетей.
В обоснование своих доводов истец представил акт осмотра от 26.08.2021 N 03, которым выявлено нахождение спорной входной группы на участке теплосети. Акт содержит графическую схему, согласно которой входная группа расположена непосредственно над тепловой сетью в непосредственной близи с тепловой камерой. В качестве приложения значится пять фотографий.
Доводы жалобы по существу сводятся к единственному утверждению о том, что уже сам факт нахождения тепловой сети предполагает наличие охранной зоны, в пределах которой исключается возможность осуществления ответчиком строительства зданий и сооружений, в том числе временных.
Между тем истец, предъявляя требование в натуре - осуществить вынос входной группы за пределы охранной зоны тепловой сети, не учитывает следующего.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 ЗК РФ могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX: Зоны с особыми условиями использования территорий.
Одним из видов зон с особыми условиями использования территорий на основании пункта 28 статьи 105 ЗК РФ является охранная зона тепловых сетей.
В случае, если зона с особыми условиями использования территории возникает в силу федерального закона, принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется. В этом случае уполномоченными в соответствии с федеральными законами органами государственной власти или органами местного самоуправления осуществляется подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах такой зоны с особыми условиями использования территории (пункт 19 статьи 106 ЗК РФ).
В силу пункта 24 статьи 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН.
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
То есть, переходными положениями статьи 26 Закона N 342-ФЗ урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о которых не внесены в ЕГРН. До 01.01.2028 (переходный период) зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными даже в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2025.
22.09.2021 в реестр границ ЕГРН внесены сведения о границах охранной зоны сооружения - тепловые сети ПАВ 8 А-СМП-258 протяжённостью 4929 п/м.
Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий (статья 106 ЗК РФ).
Поскольку Правительство Российской Федерации положение в отношении тепловых сетей в соответствии со статьёй 106 ЗК РФ не утвердило, действуют Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей (Утверждены Приказом Минстроя России от 17 августа 1992 г. N 197).
Согласно пунктам 1-3 Типовых правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путём проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций также предусмотрено, что для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Согласно пункту 4 Типовых правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Спорные тепловые сети на праве собственности принадлежат истцу с 29.12.2014.
В силу части 21 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьёй 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и с утверждённым Правительством Российской Федерации положением о такой зоне строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускаются только по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения, собственником нефтепровода, собственником нефтепродуктопровода, собственником аммиакопровода или уполномоченной ими организацией.
В соответствии с пунктом 5 Типовых правил N 197 в пределах охранных зон сетей не допускается, в том числе устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и.т.п.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений. Проведение таких работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ (пункты 6, 7 Типовых правил N 197).
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики от 23.06.2021 по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (далее - Обзор 2021 года), в пункте 3 обратил внимание на допущение строительства, реконструкции зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до трубопроводов до дня установления зоны минимальных расстояний в соответствии со статьёй 106 ЗК РФ по согласованию с организацией - собственником трубопровода или уполномоченной им организацией.
Из изложенного следует, что установление охранной зоны участка тепловых сетей на земельном участке исключает возможность осуществления строительства, реконструкции зданий и сооружений, размещение временных сооружений на данном земельном участке в пределах охранной зоны. При этом сам факт нахождения объектов тепловых сетей на земельном участке предполагает наличие охранной зоны в границах, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти.
Таким образом, действующее нормативное регулирование содержит прямой запрет на размещение каких-либо объектов в охранной зоне тепловых сетей, а до дня установления зоны минимальных расстояний строительство, реконструкция зданий и сооружений может быть осуществлена только с письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети.
Однако следует учитывать положения части 33 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, согласно которым в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2025 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование земельных участков в соответствии с ранее установленным видом разрешённого использования таких земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства (пункт 1); использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2025 года или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешённого использования (назначения) (пункт 3).
Согласно части 38 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьёй 106 ЗК РФ (в редакции Закона N 342-ФЗ), здания, сооружения, объекты незавершённого строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
На основании разъяснений пункта 10 Обзора 2021 года снос зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения.
Спорная входная группа примыкает к двухэтажному зданию по адресу: г. Сосногорск, 6 микрорайон, д.8А, которое, в свою очередь, непосредственно примыкает к жилому дому N 8 6-ого микрорайона.
Спорная входная группа возведена не позднее 1988 года, о чём свидетельствуют решение Сосногорского горисполкома от 25.08.1983 N 108., акт государственной приёмочной комиссии о вводе в эксплуатацию пристроенного магазина к 71-кв. жилому дому в 6 мкрн. г. Сосногорска от 29.08.1988, данные технического паспорта по состоянию на 02.12.2009. Несмотря на то, что спорная тепловая сеть введена в эксплуатацию ранее (в 1976 году), действовавшие в соответствующий период СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", утверждённые постановлением Госстроя СССР 30.12.1986 N7 5, соответствующих запретов на размещение объектов строительства в охранных зонах тепловых сетей не содержали.
Доказательства того, что земельный участок, на котором расположены входная группа, двухэтажное здание и многоквартирный дом эксплуатируются не в соответствии с ранее установленным видом разрешённого использования, в материалах дела отсутствуют. Спорное крыльцо самостоятельным объектом не является, доказательств возведения не в соответствии с проектом, в материалы дела не предоставлено.
Следовательно, спорная входная группа возведена в соответствии с законом. Допустимые доказательства выдачи акта государственной приёмочной комиссии о вводе в эксплуатацию с нарушением требований законодательства в материалах дела отсутствуют.
Следует также учитывать, исходя из аналогичного правового регулирования, подход, содержащийся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2022 N 43-П, согласно которому требование истца о выносе спорной конструкции за границы охранной зоны должно быть обосновано указанием на конкретный предотвращаемый таким образом риск для объекта теплосетевого хозяйства (с учётом технических характеристик спорного объекта и технических характеристик сетевого объекта и их взаимодействия в границах земельного участка), жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц.
Исходя из материалов дела, истец не доказал факт создания ему конкретных препятствий для осуществления эксплуатации и обслуживания тепловых сетей и охранной зоны, ограничения доступа к его имуществу, не обосновал реальный риск для объектов сетевого хозяйства, жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц.
При совокупности указанных обстоятельств суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Апелляционная жалоба заявителя по приведённым в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.10.2022 по делу N А29-16401/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16401/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: АО "Почта России" УФПС Республики Коми
Третье лицо: ГБУ РК "РУТИКО", КУМИ Администрации МР "Сосногорск", ВААС, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми