г. Челябинск |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А76-33331/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 ноября 2022 года по делу N А76-33331/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства социальных отношений Челябинской области - Антипова О.И. (паспорт, доверенность от 15.09.2020, диплом);
Управления Федерального казначейства по Челябинской области - Самойлова А.С. (паспорт, доверенность от 15.08.2022, диплом); Белова Е.Ю. (паспорт, доверенность от 15.08.2022, диплом).
Министерство социальных отношений Челябинской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК по Челябинской области) о признании недействительным пункта 5 представления от 09.08.2021 N 69-12-87/21-3196.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство просвещения Российской Федерации, Правительство Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2022 (резолютивная часть решения объявлена 01.11.2022) по делу N А76-33331/2021 заявленные требования удовлетворены, пункт 5 представления от 09.08.2021 N 69-12-87/21-3196 признан недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, УФК по Челябинской области (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что Министерство не на должном уровне осуществило координацию и контроль в части обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, при установленном нормативе предоставления субсидии в 33 кв. м жилой площади и полученной субсидии из федерального бюджета из расчета на 33 кв.м жилой площади на одиноко проживающего гражданина, не доведена муниципальными образованиями до конкретного адресата (гражданина Российской Федерации - ребенка-сироты) в требуемом размере 33 кв.м.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель УФК по Челябинской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель Министерства против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ответчиком в соответствии с приказом Управления от 06.05.2021 N 253 "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве социальных отношений Челябинской области" на основании пункта 13 Плана контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного руководителем Управления 28.12.2020 (с изменениями), поручения Федерального казначейства от 03.03.2021 N 07-04-05/17-4355 в период с 18.05.2021 по 18.06.2021 в отношении Министерства проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проверенный период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам контрольного мероприятия УФК по Челябинской области вынесено представление от 09.08.2021 N 69-12-87/21-3196, содержащее выявленные нарушения.
В пункте 5 представления указано, что в нарушение пункта 6 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 6.1.1 Соглашения от 08.02.2019 N 073-08-2019-316, Соглашения от 19.12.2019 N 073-09-2020-538, подпункта 1 пункта 11 раздела IV "Организация управления и механизм выполнения мероприятий государственной программы" государственной программы Челябинской области министерством не на должном уровне осуществлялась координация исполнения в отношении органом местного самоуправления в части обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, что привело к обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями общей площадью менее 33 кв.м (при установленном нормативе предоставления субсидии 33 кв.м жилой площади и полученной субсидии из федерального бюджета из расчета 33 кв.м жилой площади на одиноко проживающего гражданина).
Управление требует в течение 30 дней со дня получения представления или 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу в случае обжалования представления:
- принять меры по устранению причин и условий нарушений,
- провести мероприятия по изучения НПА, нарушения которых установлены в ходе выездной проверки,
- разработать план мероприятий по недопущению нарушений, установленных в ходе въездной проверки,
- организовать в дальнейшем работу в соответствии с требованиями НПА, нарушения которых установлены в ходе выездной проверки.
Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 10 календарных дней с даты исполнения представления.
Полагая, что пункт 5 указанного представления нарушает права и законные интересы заявителя, министерство обратилось в суд с соответствующим заявлением
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе приобретение жилых помещений площадью, превышающей или же наоборот, меньшей по сравнению с нормой 33 кв.м, используемой исключительно для расчета субвенции, не свидетельствует о существенной дифференциации при предоставлении мер социальной поддержки и не является неэффективным расходованием бюджетных средств и не надлежащем исполнением Министерством своих обязанностей.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно пунктам 66, 67 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092) акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 Правил N 1092, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 34 БК РФ является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Постановление N 296) утверждена государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", в состав которой включена Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей".
Этим же Постановлением N 296 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение 9 к государственной программе "Социальная поддержка граждан") (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил N 296 установлено, что субсидии предоставляются в целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа) подлежащим обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 296 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации определяется с учетом социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, в размере 33 квадратных метров.
Аналогичная социальная норма площади жилого помещения на одного гражданина, принимаемая для расчета размера субвенции, в размере 33 кв. метров предусмотрена Законом Челябинской области от 22.12.2005 N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым утверждена Методика расчета размера субвенции, предоставляемой местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в части обеспечения жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого пункта представления послужили выводы Управления о неэффективном использовании Министерством бюджетных средств выразившемся в том, что Министерством не на должном уровне осуществлялась координация исполнения в отношении органом местного самоуправления в части обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, что привело к обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями общей площадью менее 33 кв.м. (при установленном нормативе предоставления субсидии 33 кв.м. жилой площади и полученной субсидии из федерального бюджета из расчета 33 кв.м. жилой площади на одиноко проживающего гражданина).
С учетом установленных в ходе проверки обстоятельств Управлением сделан вывод о нарушении Министерством пункта 6 статьи 132 БК РФ, пункта 6.1.1 Соглашения от 08.02.2019 N 073-08-2019-316, Соглашения от 19.12.2019 N 073-09-2020-538, подпункта 1 пункта 11 раздела IV "Организация управления и механизм выполнения мероприятий государственной программы" государственной программы Челябинской области в части приобретения в муниципальную собственность за счет средств субвенции (федерального и областного бюджетов) и предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений общей площадью менее 33 квадратных метров.
Суд первой инстанции, признавая незаконным пункт 5 представления, исходил из того, что предоставление жилых помещений для детей-сирот площадью от 20,9 кв.м до 42,4 кв.м, осуществлялось в соответствии нормами предоставления жилого помещения по договору социального найма для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такой позицией суда первой инстанции.
Так, базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) благоустроенных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом частями 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.
Установленная пунктом 9 Правил N 296 и Методикой расчета размера субвенции социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, равная 33 квадратным метрам, исходя из толкования указанных выше положений, используется для расчета субвенции и не устанавливает невозможность приобретения жилых помещений, площадью менее или более установленной нормы, равной 33 квадратным метрам при отсутствии на рынке необходимого количества жилых помещений.
В соответствии с пунктами 1, 2 приложения N 9 Правил N 296 указанные правила определяют порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий.
В расчете размера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации используется социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, в размере 33 квадратных метров (аналогичная социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, используется для расчета размера субвенции, предоставляемой из бюджета субъекта бюджеты муниципалитета).
С учетом изложенного Правилами N 296 установлено, что субсидия предоставляется на приобретение помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых, площадь предоставления которых регулируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции, согласно которому в каждом населенном пункте устанавливается норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Соответствующей категории граждан могут быть предоставлены жилые помещения не только площадью 33 кв.м., но и с другой жилой площадью в зависимости от населенного пункта.
С учетом изложенного, вопреки выводам Управления, приобретение жилых помещений площадью от 20,9 кв. метров до 42.4 кв. метров, в рамках предоставленных субвенции осуществлялось в соответствии нормами предоставления жилого помещения по договору социального найма для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, само по себе приобретение жилых помещений площадью, превышающей или же наоборот меньшей по сравнению с социальной нормой 33 кв. метров не свидетельствует о существенной дифференциации при предоставлении мер социальной поддержки и не является неэффективным расходованием бюджетных средств.
В рассматриваемом случае не усматривается, что Министерство не осуществляло должную координацию исполнения в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, что привело к обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями менее 33 кв.м.
Доказательств возможности приобретения на предоставленные бюджетные средства необходимого количества жилых помещений с площадью равной 33 квадратных метров для обеспечения показателей результативности программы, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции верно указал, что в результате использования спорных денежных средств эффективно достигнуты цели программы, в связи с чем довод апелляционной жалобы о допущенном нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств, выразившегося в приобретении жилых помещений площадью ниже установленной расчетом субсидии социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, не нашел своего подтверждения.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФК по Челябинской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 ноября 2022 года по делу N А76-33331/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-33331/2021
Истец: Министерство социальных отношений Челябинской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Челябинской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ