03 февраля 2023 г. |
Дело N А83-4235/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Ольшанской Н.А., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым посредством использования системы веб-конференции Антоненко Я.И. по доверенности от 09.01.2023 N 27, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 ноября 2022 года по делу N А83-4235/2022, принятое по заявлению Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым об оспаривании решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Красногвардейского района Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - пенсионный фонд) от 16.02.2022 N 091S19220001117 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 13.04.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Крым 14.06.2022 в порядке с части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 ноября 2022 года заявление Департамента удовлетворено; суд признал незаконным решение пенсионного фонда от 16.02.2022 N 091S19220001117.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, так как пенсионным фондом установлено несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах, сведения по которым ранее не представлялись.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
От Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым поступило ходатайство о замене Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В порядке части 4 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая изменение наименования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости замены Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В судебном заседании представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Департаментом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Департамент представил 06.12.2021 в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года в отношении 61 застрахованного лица.
В дальнейшем, 14.01.2022 заявитель представил в пенсионный фонд дополняющую форму отчетности по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором отсутствовали в исходной отчетности.
Пенсионным фондом в отношении Департамента проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ч. 2-2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, по результатам которой 19.01.2022 составлен соответствующий акт о выявлении правонарушения, согласно которому выявлено нарушение Департаментом законодательства Российской Федерации в части несвоевременного предоставления отчетности по форме СЗВ-М (дополняющая) за ноябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица.
16.02.2022 пенсионным фондом вынесено решение N 091S19220001117, согласно которому Департамент привлечен к ответственности за нарушение срока предоставления сведений о застрахованных лицах применительно к ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, и ему назначен штраф в размере 500 руб.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из принятых Конституционным Судом Российской Федерации актов следует:
- наказание за нарушение установленных требований следует индивидуализировать с учетом смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление от 19 января 2016 года N 2-П);
- надлежит применять принцип соразмерности наказания, выражающий требования справедливости, что предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания; указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П);
- санкция за совершенное правонарушение должна отвечать требованиям справедливости, наказание должно быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния (Постановление от 12 мая 1998 года N 14-П).
Вместе с тем, статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Реализация таких прав судебной практикой оценивается как отсутствие в действиях страхователя правонарушения и оснований к применению штрафных санкций.
Как установлено, страхователь самостоятельно выявил недостоверность в своевременно поданном отчете и самостоятельно исправил эти сведения; орган Пенсионного фонда Российской Федерации, приняв дополняющий отчет, согласовал такое уточнение ранее поданных сведений. А потому судом первой инстанции правильно, в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиям закона сделан вывод об отсутствии нарушений со стороны страхователя.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, которая вступила в действие с 27.07.2020, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Действительно, абзацем 4 пункта 40 Инструкции N 211н предусмотрено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
При этом положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибки или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях и до их обнаружения контролирующим органом представить исправленные сведения.
Равным образом, Законом N 27-ФЗ не предусмотрено возложение ответственности на лицо при непредставлении дополнительных сведений.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности.
Как неоднократно было отмечено Верховным Судом Российской Федерации, нормы Закона N 27-ФЗ направлены в т.ч. на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения пенсионного фонда, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 ноября 2022 года по делу N А83-4235/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4235/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: Администрация Красногвардейского района РК