г. Хабаровск |
|
03 февраля 2023 г. |
А04-7053/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Министерства здравоохранения Амурской области: явка не обеспечена;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Черевко И.Н. по доверенности от 30.01.2023;
от третьих лиц: Управления государственного заказа Амурской области; общества с ограниченной ответственностью "ПРОФСТРОЙ": явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Амурской области
на решение от 10.11.2022
по делу N А04-7053/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Министерства здравоохранения Амурской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
о признании незаконными пункты 2 и 3 решения; предписания.
третьи лица: Управление государственного заказа Амурской области; общество с ограниченной ответственностью "ПРОФСТРОЙ"
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Амурской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными: пунктов 2 и 3 решения от 31.05.2022 по делу N 028/06/106-263/2022, предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление государственного заказа Амурской области (далее - Управление госзаказа); общество с ограниченной ответственностью "ПРОФСТРОЙ" (далее - ООО "ПРОФСТРОЙ")
Решением от 10.11.2022 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Министерство заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы Министерство указало на то, что при осуществлении закупки применило верный код ОКПД 2 41.20.20.180. поскольку объектом закупки является не только поставка модульных фельдшерско-акушерских пунктов, но и работы по их возведению - монтажу. Считает, что примененный код указывает на целевое применение модульного здания в целях здравоохранения - здание предприятий здравоохранения, что способствует конкретизации объекта закупки.
Амурское УФАС России в представленном отзыве, представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление госзаказа в представленном отзыве поддержало доводы Министерства, просило отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя антимонопольного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 16.05.2022 Уполномоченным органом по заявке Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123200000322001049 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию модульных фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП).
Указанная закупка осуществлена в рамках реализации Федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" национального проекта "Здравоохранения".
Начальная (максимальная) цена контракта - 65 707 581,21 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 16.05.2022 в 17:19. Дата и время окончания срока подачи заявок - 24.05.2022 в 09:00. Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 24.05.2022 Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -26.05.2022.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 24.05.2022 N 0123200000322001049 ценовые предложения поступили от двух участников закупки.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2022 N 0123200000322001049 следует, что все поданные на участие в закупке заявки соответствуют извещению об осуществлении закупки; по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки N 111933886, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 45 864 082,99 рублей.
24.05.2022 в Амурское УФАС России от ООО "ПРОФСТРОЙ" поступила жалоба на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении вышеуказанной закупки, выразившиеся, по мнению общества, в нарушении Закона о контрактной системе), а именно: неверном выборе кода ОКПД 2 закупки; установлении незаконных требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке; в отсутствии в составе извещения о закупке документов, необходимых для подготовки участником закупки заявки; не установлении требований к участникам закупки о наличии членства в СРО.
27.05.2022 ООО "ПРОФСТРОЙ" в соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба отозвана до рассмотрения ее антимонопольным органом по существу.
Решением от 31.05.2022 Амурское УФАС России возвратило жалобу ООО "ПРОФСТРОЙ" без рассмотрения; признало государственного заказчика - Министерство здравоохранения Амурской области нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); выдал Заказчику и Уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, полагая его незаконным, заявитель обратился за защитой своих прав в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований; патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством 'Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно материалам дела в техническом задании, являющимся приложением к извещению о закупке N 0123200000322001049, определено, что объектом закупки является модульное здание ФАП. Монтажные соединения и детали крепления конструктивных элементов и элементов внутренних инженерных систем электроснабжения и оборудования должны обеспечить возможность их многократной установки и демонтажа в течение расчетного срока службы комплекса. Наружные швы, притворы и вводы инженерных сетей должны быть утеплены, герметизированы. Герметизирующие материалы должны соответствовать расчетным температурам наружного воздуха. Стальные конструкции и элементы должны быть огрунтованы, окрашены. Предусмотреть защиту теплоизоляционного материала путем покрытия гидроизоляционными материалами. Углы примыкания закрыть нащельниками. Откосы должны обеспечивать защиту от проникновения влаги. В качестве материала стен, днища и перекрытия использовать сэндвич панели с заполнением из минеральноватных утеплителей, толщина согласно теплотехническому расчету. Основным несущим элементом конструкции модуля является пространственный каркас из стальных профилей в основании, покрытии и стоек. В качестве опорной конструкции модулей принята система балок основания. Конструкция стен каркасно-обшивная (панели заводского изготовления). Кровля двухскатная с организованным водостоком и снегозадержателями. Несущим элементом модульного блока является стальной каркас.
Кроме того, в техническом задании рассматриваемой закупки предусмотрено, что монтаж производится в соответствии требованиям ГОСТ Р 58759-2019 "Здания и сооружения мобильные (инвентарные) Классификация Термины и определения".
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в разделе рассматриваемой закупки Заказчиком не установлен код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару. При этом указана следующая информация об объекте закупки - Здания предприятий здравоохранения, науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства (код 41.20.20.180).
Во введении в "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД 2) предусмотрено, что Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: XX - класс; ХХ.Х - подкласс; ХХ.ХХ - группа; ХХ.ХХ.Х - подгруппа; XX.ХХ.ХХ - вид; ХХ.ХХ.ХХ.ХХО - категория; ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ - подкатегория.
Заказчиком выбран код ОКПД 2, который отнесен к классу 41 "Здания и работы по возведению зданий", включающий, в свою очередь, в себя подкласс 41.2 Здания и работы по возведению зданий.
Как установлено судом, фактически Заказчику требуется к поставке сборно-разборная объемная конструкция из легких металлических конструкций (стального профиля), то есть объект движимого имущества временного характера (указана возможность многократной установки и демонтажа в течение расчетного срока службы комплекса).
Таким образом, объектом рассматриваемой закупки не является строительство нежилого здания.
С учетом приведенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно поддержал вывод антимонопольного органа о том, что Заказчиком в извещении о проведении аукциона указан код ОКПД (41.20.20.180), не соответствующий объекту закупки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 1 статьи 141.3 ГК РФ здания и сооружения являются недвижимыми вещами (статья 130). Здания и сооружения создаются в результате строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие),
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГрК РФ, пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", здание - это построенный объект, в котором имеются помещения, а также сети и системы инженерно-технического обеспечения, оно прочно связано с землей.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, требуемое заказчиком к поставке в рамках рассматриваемой закупки модульное здание ФАП (с его монтажом) не отвечает характеристикам определения "здание" (несущий элемент - стальной каркас, основание - винтовые сваи), следовательно, не может быть отнесено к разделу ОКПД 2 "Здания и работы по возведению зданий".
Вышеизложенное в совокупности указывает на необъективное описание Заказчиком объекта закупки N 0123200000322001049, и, следовательно, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Отклоняя довод заявителя, о том, что обязанность указания заказчиком кода ОКПД 2 в качестве описания объекта закупки не предусмотрена нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы). ОКПД 2 предназначен для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации (Введение в "ОК 034- 2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Таким образом, Законом о контрактной системе прямо предусмотрена обязанность заказчиков пользоваться документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, к которым отнесен в том числе ОКПД 2.
Кроме того, данный классификатор используется в многочисленных иных нормативных правовых актах, регулирующих систему закупок, обязательность использования которых предусмотрена Законом о контрактной системе (например, Постановления Правительства Российской Федерации N N 616, 617, 878, 1736, 926, 1289, приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н и другие), поскольку в силу толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик обязан указать в извещении о закупке и проекте контракта исчерпывающий перечень нормативных актов, требованиям которых должен соответствовать товар.
В соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 2 части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется ЕИС, взаимодействие которой с иными информационными системами обеспечивает в том числе формирование, обработку, контроль, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок.
Именно с выбора кода ОКПД 2 начинается подготовка Заказчиком закупочной процедуры в ЕИС. Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы). ОКПД 2 предназначен для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Как следует из руководства пользователей ЕИС, при формировании извещения о закупке в разделе "Наименование объекта закупка" указывается позиция "КТРУ/ОКПД".
С учетом изложенного, ОКПД 2 является описанием объекта закупки. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 23.01.2019 N 309-КГ 18- 23261.
Из совокупности норм Закона о контрактной системе и структуры ЕИС следует, что описание объекта закупки включает в себя указание кода ОКПД 2. В свою очередь, код ОКПД 2 указывает заказчикам на необходимость установления/неустановления требований к товару, в том числе применения/неприменения требований национального режима, типовых контрактов,
Неверное определение Заказчиком кода ОКПД 2 либо КТРУ, как верно указал суд первой инстанции, могло повлечь неприменение национального режима при осуществлении закупок, обязанность применения Заказчиками которого предусмотрена статьей 14 Закона о контрактной системе.
Довод Управления госзаказа о том, что вывод Комиссии Амурского УФАС России, изложенный в решении по делу N 028/06/106- 263/2022, об исключительной обязанности заказчика установить код позиции КТРУ, правомерно отклонен судом первой инстанции, как не нашедший своего отражения в оспариваемом решении антимонопольного органа.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.
В оспариваемом решении (описательной части решения) Комиссия Амурского УФАС России приводит ссылки на статью 23 Закона о контрактной системе, Правила N 145, при этом указывает, что "на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в разделе рассматриваемой закупки Заказчиком не установлен код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару. При этом указана следующая информация об объекте закупки - Здания предприятий здравоохранения, науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства (код ОКПД 2 41.20.20.180)".
Какие-либо выводы о том, что Заказчиком нарушены требования статьи 23 Закона о контрактной системе либо Правил N 145 в части применения/неприменения КТРУ, оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит, в резолютивной части решения также отсутствуют выводы о том, что Заказчик в нарушение названных правовых норм не установил позицию КТРУ при описании объекта закупки N0123200000322001049.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 10.11.2022 по делу N А04-7053/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7053/2022
Истец: Министерство здравоохранения Амурской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской оласти
Третье лицо: ООО "ПРОФСТРОЙ", Управление государственного заказа Амурской области