г. Чита |
|
3 февраля 2023 г. |
Дело N А19-9922/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании (до перерыва) представителя общества с ограниченной ответственностью "Стройпроектсервис" Серебряной А.В. (доверенность от 05.06.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпроектсервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2022 года по делу N А19-9922/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройпроектсервис" (ОГРН 1073812008643, ИНН 3812100526, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (ОГРН 1073808001123, ИНН 3808161406, далее - административный орган) от 14.03.2022 N 02-66-1469/22 "Об отказе в продлении лицензии".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2022 года по делу N А19-9922/20222 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что при подготовке материалов для рассмотрения заявления комиссией границы участка недр "Острова Частые" были нанесены на картографическую основу для измерения расстояния участка недр от берега реки Ангары. Кроме того, вывод суда о том, что Министерство правомерно пришло к выводу о нахождении рассматриваемого участка недр в границах водоохранной зоны также не соответствует обстоятельствам дела, поскольку согласно имеющейся в материалах настоящего дела выписке из ЕГРН об объекте недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 38:06:111418:5105 от 28.07.2022 г. N КУВИ-001/2022-126836777 (том 1 л.д. 91), сведения о том, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий в ЕГРН отсутствуют, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 38:06:111418:5105 и приуроченный к нему участок недр не могут входить в зону с особыми условиями использования территорий - водоохранную зону реки Ангара. Вывод суда о том, что в результате анализа имеющихся материалов (картографическая основа, приложение 5 к лицензии ИРир N 00049ТЭ) комиссией сделан вывод о нахождении участка недр "Острова Частые" в границах водоохранной зоны реки Ангара является недоказанным, поскольку Комиссия не могла делать свой вывод на основании картографической основы, представленной в материалы настоящего дела (том 1 л.д. 53), так как данная картографическая основа была составлена 12.07.2022, о чем свидетельствует дата, указанная в правом нижнем углу, тогда как заседание комиссии состоялось за 4 месяца до этого 11.03.2022. Также в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что водоохранная зона в данной местности установлена. В случае, если часть участка недр входит в водоохранную зону, то это обстоятельство не является основанием для отказа в продлении срока действия лицензии, а лишь служит основанием для соблюдения установленных правил использования данной части участка недр.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В судебном заседании 24.01.2023 объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 31.01.2023, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.12.2022, 25.01.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14.10.2020 ООО "Стройпроектсервис" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", был заключен договор купли-продажи имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота ООО "ИЗНМ".
В соответствии с пунктом 1.1 договора купли-продажи, продавец передает покупателю имущественный комплекс ООО "ИЗНМ", в том числе, лицензию Р00049 от 30.07.2016 ТЭ - Разведка и добыча песчано-гравийных пород на участке недр "Острова Частые" на территории Иркутского района.
Пунктом 4.3 договора купли-продажи предусмотрено, что переход права собственности на недвижимое имущество от продавца к покупателю подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имущество не являющееся недвижимым, регистрируется в установленном порядке в случае, если это предусмотрено действующим законодательством.
18.02.2021 в Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области зарегистрирована переоформленная на ООО "Стройпроектсервис" лицензия на пользование участками недр местного значения серия ИРир N 00049 ТЭ.
В соответствии с пунктом 4.1. Условий пользования недрами, участок недр предоставляется в пользование до 27.02.2021. Действие лицензии на право пользование участком недр местного значения и настоящих Условий пользования вступает в силу со дня государственной регистрации лицензии. Следовательно, срок действия лицензии ООО "Стройпроектсервис" на пользование участками недр местного значения серия ИРир N 00049 ТЭ установлен с 18.02.2021 по 27.02.2021.
25.02.2021 ООО "Стройпроектсервис" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявлением о продлении срока действия лицензии на пользование участками недр местного значения серия ИРир N 00049 ТЭ до 27.02.2031 (на 10 лет), приложено обоснование необходимости изменений условий пользования недрами.
01.03.2021 Министерством вынесено распоряжение N 110-мр о прекращении права пользования участком недр местного значения "Острова Частые" (лицензия ИРир N 00049 ТЭ).
В ответ на заявление ООО "Стройпроектсервис" о продлении срока действия лицензии на пользование участками недр местного значения серия ИРир N 00049 ТЭ, письмом от 15.03.2021 N 02-66-1670/21 "Об отказе" Министерство сообщило, заявителю, что лицензия ИРир N 00049ТЭ, выданная ООО "Стройпроектсервис" 18 февраля 2021 года с целевым назначением и видами работ "разведка и добыча песчано-гравийных пород на участке недр местного значения "Острова Частые" сроком действия до 27 февраля 2021 года на момент подачи заявления на изменение условий пользования недрами прекращена распоряжением М110-мр от 1 марта 2021 года "О прекращении права пользования участком недр местного значения "Острова Частые" (лицензия ИРир N 00049ТЭ) в связи с окончанием срока действия.
На основании решения комиссии по рассмотрению вопросов регулирования отдельных отношений недропользования министерство отказало обществу в предоставлении государственной услуги по изменению условий пользования недрами.
Не согласившись принятыми решением и распоряжением ООО "Стройпроектсервис" 11.05.2021 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконными распоряжения N 110-мр от 01.03.2021, решения N 02-66-1670/21 от 15.03.2021 "Об отказе".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.11.2021 по делу N А19- 8422/2021, вступившим в законную силу, заявленные требования ООО "Стройпроектсервис" удовлетворены, распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области N 110-мр от 01.03.2021, решение N 02-66-1670/21 от 15.03.2021 "Об отказе" признаны незаконными. Суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Стройпроектсервис".
В качестве последствий признания незаконными оспариваемых акто, суд указал на обязанность Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в разумный срок, а именно: путем повторного рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии на пользование участками недр местного значения серия ИРир N 00049 ТЭ от 25.02.2021.
Министерство, повторно рассмотрев заявление о продлении срока действия лицензии на пользование участками недр местного значения ИРир N 00049 ТЭ от 25.02.2021, приняло решение от 14.03.2022 N 02-66-1469/22 "Об отказе в продлении лицензии".
Заявитель, полагая, что данное решение Министерства не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы ООО "Стройпроектсервис" в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Статьей 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что участок недр предоставляется в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
В силу статьи 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о внесении изменения в лицензию (о продлении срока действия лицензии) регламентирован Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче и переоформлению лицензий на пользование участками недр местного значения, изменению условий пользования недрами, досрочному прекращению пользования недрами по инициативе владельца лицензии, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 11.12.2012 N 18-мпр (далее - Административный регламент).
В силу пункта 11 Административного регламента государственной услугой является выдача и переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения, изменение условий пользования недрами, досрочное прекращение пользования недрами по инициативе владельца лицензии (далее - государственная услуга), которая состоит из следующих подуслуг:
- выдача лицензий (дубликатов лицензий);
- переоформление лицензий;
- изменение условий пользования недрами;
- досрочное прекращение пользования недрами по инициативе владельца лицензии.
Пунктом 20 Административного регламента определено, что результатом выполнения подуслуги по изменению условий пользования недрами является заключение дополнительного соглашения об условиях недропользования к лицензионному соглашению или отказ в изменении условий пользования недрами.
В соответствии с пунктами 23-24 Административного регламента переоформление и изменение условий пользования недрами осуществляется в срок не более 90 календарных дней.
Пунктами 31 и 37 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены заявителем для изменения условий пользования недрами.
Пунктом 48 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в продлении срока пользования недрами:
1) непредставление документов, предусмотренных пунктом 31 настоящего административного регламента (за исключением подпункта 3 пункта 31 настоящего административного регламента);
3) отсутствие сведений об уплате государственной пошлины для продления срока пользования недрами, предусмотренной пунктом 52 настоящего административного регламента;
4) расположение участка недр, указанного в лицензии, по которой подана заявка на продление права пользования недрами, в водоохранной зоне.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия решения от 14.03.2022 N 02-66-1469/22 "Об отказе в продлении лицензии" послужил вывод Министерства о том, что согласно абзацу 6 части 1 приложения N 5 к лицензии ИРир N 00049ТЭ, земельный участок, к которому приурочен участок недр (кадастровый номер 38:06:111418:5105) входит в зону с особыми условиями использования территории - водоохранная зона реки Ангара.
На основании решения комиссии по рассмотрению вопросов регулирования отдельных отношений недропользования в соответствии с подпунктом 4 пункта 48 Административного регламента Министерство отказало в изменении условий пользования недрами по лицензии ИРир N 00049ТЭ.
Согласно пункту 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Как установлено судом, протяженность реки Ангары, на берегу которой расположен рассматриваемый участок недр местного значения "Острова Частые" составляет 1849 км, из чего следует, что ширина ее водоохранной зоны - 200 м.
Подпунктом 8 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Из пояснений представителя Министерства следует, что при подготовке материалов для рассмотрения заявления комиссией границы участка недр "Острова Частые" были нанесены на картографическую основу (скриншот т.1 л.д.53) для измерения расстояния участка недр от берега реки Ангары.
Доводы заявителя жалобы о том, что комиссия министерства не наносила координаты участка недр на картографическую основу и не измеряло расстояние от участка недр до береговой линии соответствующими доказательствами не подтверждается.
Вопреки утверждению заявителя жалобы о том, что указанный скриншот изготовлен только 12.07.2022, суд апелляционной инстанции отмечает, что дата изготовления скриншота (указано системное время 12-22 12.07.2022 ), представленного в материалы дела, соотносится с представленными пояснениями по делу от министерства, датированными 18.07.2022, что не свидетельствует о том, что при рассмотрении вопроса комиссия соответствующими сведениями не располагала.
В результате анализа имеющихся материалов (картографическая основа, приложение 5 к лицензии ИРир N 00049ТЭ) комиссией сделан правомерный вывод о нахождении участка недр "Острова Частые" в границах водоохранной зоны реки Ангара.
Частью 1 статьи 23.2 Закона о недрах определено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в части участка недр местного значения "Острова Частые", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:06:111418:5105 от ООО "Стройпроектсервис" технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых на испрашиваемый срок продления права пользования недрами в Министерство не поступало. Границы участка недр, указанного в лицензии не уточнены.
Подпунктом 4 пункта 48 Административного регламента определено, что основанием для отказа в продлении срока пользования недрами является расположение участка недр, указанного в лицензии, по которой подана заявка на продление права пользования недрами, в водоохранной зоне.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, суд первой инстанции правомерно установил, что Министерство в отсутствие предусмотренного в таком случае подпунктом 8 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса РФ технического проекта разработки месторождения "Острова Частые", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:06:111418:5105 (т.1 л.д.81-82, 86), обоснованно пришло к выводу о нахождении рассматриваемого участка недр в границах водоохранной зоны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что решение от 14.03.2022 N 02-66-1469/22 "Об отказе в продлении лицензии" вынесено Министерством законно и в пределах своей компетенции.
Ссылка апеллянта на то, что согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 38:06:111418:5105 от 28.07.2022 г. N КУВИ-001/2022-126836777 (том 1 л.д. 91), сведения о том, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий в ЕГРН отсутствуют, не опровергает того обстоятельства, что рассматриваемый участок недр, приуроченный к земельному участку с кадастровым номером 38:06:111418:5105, фактически находится в границах водоохранной зоны, что также подтверждается приложением N 5 к лицензии ИРир 00049 ТЭ (т.1 л.д.35).
Довод апеллянта о том, что отказ в продлении срока действия лицензии возможен только при условии расположения всего участка недр, указанного в лицензии, по которой подана заявка на продление права пользования, в водоохранной зоне основан на неправильном толковании подпункта 4 пункта 48 Административного регламента.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2022 года по делу N А19-9922/20222 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9922/2022
Истец: ООО "СтройПроектСервис"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области