г. Санкт-Петербург |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А21-6514/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от истца: Фролова Н.В. по доверенности от 19.12.2022 (онлайн)
от ответчика: Колотюк Л.В. по доверенности от 21.07.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38703/2022) общества с ограниченной ответственностью "Лидер39" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.10.2022 по делу N А21-6514/2022 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску Калининградской областной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер39"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня (ОГРН: 1083925999992; далее - истец, Таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лидер39" (ОГРН: 1173926001083; далее - ООО "Лидер39", Общество, ответчик) 3329250 руб. утилизационного сбора за ввоз самоходного транспортного средства по декларации на товары (далее - ДТ) N 10012020/040521/0050660, пени в размере 185106 руб. 30 коп., а также, пени, подлежащие уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда от 20.10.2022 исковые требования удовлетворены, с Общества в пользу Таможни взыскан утилизационный сбор в сумме 3329250 руб., пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в сумме 185106 руб. 28 коп. (по состоянию на 21.02.2022), а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Лидер39" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 20.10.2022, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что утилизационный сбор в рассматриваемом случае уплате не подлежит, поскольку ввезенное по ДТ N 10012020/040521/0050660 транспортное средство в качестве самоходной машины не оформлялось и не эксплуатировалось, после ввоза было разобрано на запасные части, паспорт транспортного средства на ввезенную самоходную машину не оформлялся.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Лидер39" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по ДТ N 10012020/040521/0050660 на Калининградском таможенном посту (Центр электронного декларирования) Калининградской областной таможни самоходное транспортное средство - самоходная дорожная фреза, марки WIRTGEN, тип: W 100F, б/у, момент выпуска: 01.07.2008, товарный знак: WIRTGEN, производитель: WIRTGEN GMBH, заводской номер машины (рамы): 08100427, VIN отсутствует, тип двигателя: дизельный, цвет белый, модель двигателя: QSC, номер двигателя: 21830399, рабочий объем двигателя: 8275 см. куб., мощность двигателя: 209 КВТ (284 Л.С.), номер коробки передач: не установлен, номер основного ведущего моста: отсутствует, конструкционная масса: 18800 кг, вид движителя: гусеничный, максимальная конструктивная скорость: 7,5 км/ч, наработка моточасов: 7 245,5, максимальная технически допустимая масса: 19800 кг, габаритные размеры: 9600Х2100Х3100.
В графе 33 ДТ указан код товара 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС; в графе 31 ДТ указано: "Предназначена для разборки на запасные части, узлы и агрегаты и будет использоваться исключительно для ремонта фрезы WIRTGEN".
Указанный товар выпущен таможенным органом 16.06.2021 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления без уплаты утилизационного сбора.
08.02.2022 по результатам проверки Таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10012000/212/080222/А0005, которым установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного Обществом по ДТ N 10012020/040521/0050660 самоходного транспортного средства - самоходной дорожной фрезы.
Согласно произведенному Таможней расчету сумма подлежащего уплате утилизационного сбора составила 3329250 руб., сумма пени за просрочку уплаты утилизационного сбора за период с 02.07.2021 по 17.02.2022 составила 185106,30 руб.
В адрес Общества направлено уведомление от 17.02.2022 N 22-49/03136 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени, которое получено Обществом 25.02.2022.
Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Обществом не произведена, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования таможенного органа, указав при этом, что в период с 01.04.2022 до окончания срока действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", начисление пени на установленную задолженность не производится.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 20.10.2022 в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
В силу пункта 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Из системного толкования положений преамбулы к Закону N 89-ФЗ, статей 21 и 24.1 Закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81); Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор; Перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В силу пункта 11.1 Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) установлены общие принципы технического регулирования, обращения продукции и действия технических регламентов, а также утвержден Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение N 9 к Договору о ЕАЭС).
Согласно пункту 2 Протокола под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции с целью распространения на таможенной территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности.
Таким образом, по смыслу статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму.
В рассматриваемом случае ввоз товара (самоходной дорожной фрезы) по ДТ N 10012020/040521/0050660 завершился помещением товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (16.06.2021).
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства и не зависит от эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
Пункт 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для неуплаты утилизационного сбора. При этом в данном перечне отсутствует такое основание для неуплаты утилизационного сбора как неполучение паспорта транспортного средства (паспорта самоходной машины).
Возникновение обязанности по уплате утилизационного сбора не связано с получением либо неполучением в установленном порядке паспорта транспортного средства (паспорта самоходной машины). Неполучение паспорта транспортного средства (паспорта самоходной машины) не освобождает Общество от уплаты утилизационного сбора, а лишь свидетельствует о неисполнении им обязанности, предусмотренной положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Таким образом, неполучение паспорта самоходной машины, предназначавшейся для разборки и продажи на запчасти, нахождение транспортного средства в непригодном для эксплуатации и восстановлении состоянии не освобождают от обязанности по уплате утилизационного сбора (определение Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2018 по делу N 307-КГ18-11866).
Учитывая изложенное, ссылки Общества на то, что ввезенное по ДТ N 10012020/040521/0050660 транспортное средство предназначалось для разборки на запасные части, не эксплуатировалось по назначению и не получило паспорт транспортного средства (паспорт самоходной машины), отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не освобождают Общество как лицо, осуществившее ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор.
При таких обстоятельствах, с момента помещения спорной самоходной техники под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10012020/040521/0050660 и ее выпуска в свободное обращение на территории ЕАЭС именно Общество признается плательщиком утилизационного сбора, который был правомерно рассчитан Таможней в соответствии с Правилами N 81, исходя из действовавших на момент выпуска товара базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N81, и составил 3329250 руб.,
Произведенный Таможней расчет утилизационного сбора проверен судом и признан правильным.
Доказательств уплаты утилизационного сбора Обществом в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 11.1 Правил N 81 непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Таким образом, поскольку Обществом не представлены доказательства уплаты утилизационного сбора в срок, установленный пунктом 11.1 Правил N 81, Таможня правомерно произвела расчет пени в размере 185106 руб. 30 коп. за период с 02.07.2021 по 17.02.2022; расчет пени также проверен судом и признан правильным; Обществом произведенный таможенным органом расчет пени не опровергнут.
Возражений относительно взыскания пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, сторонами по делу не заявлено.
На основании изложенного исковые требования о взыскании с Общества утилизационного сбора и пени в заявленном размере обоснованно удовлетворены судом первой инстанции. С учетом положений части 3 статьи 110 АПК РФ суд первой инстанции также правомерно взыскал с Общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 40571 руб. 78 коп.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 20.10.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 октября 2022 года по делу N А21-6514/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер39" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6514/2022
Истец: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "Лидер 39", ООО "ЛИДЕР39"