г. Москва |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А40-168876/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Никифорова Г.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Провими" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2022 г. по делу N А40-168876/22, принятого в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 АПК РФ,
по заявлению ООО "Провими" (ОГРН: 1027739474751, Дата присвоения ОГРН: 29.10.2002, ИНН: 7705014478)
к Московской областной таможне (ОГРН: 1107746902251, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2010, ИНН: 7735573025)
о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2022 N 10013000-007745/2022,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Провими" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании об отмене постановления Московской областной таможни (далее - ответчик) от 14.07.2022 N 10013000-007745/2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением суда от 27.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, признать постановление Мот не подлежащим исполнению.
По мнению заявителя, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с нарушением предусмотренных КоАП РФ правил назначения административного наказания ввиду того, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" внесены изменения в правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые вступили в силу 06.04.2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены или изменения решения у суда не имеется.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 12.06.2022 ООО "ПРОВИМИ" в Московскую областную таможню была представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма): системный номер ED20220612160128655 (регистрационный номер 10013000/120622/С785827).
Согласно указанной статистической форме в декабре 2021 осуществлен ввоз товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в рамках договора от 20.05.2019 N 20-05/19 на общую сумму 8 606 350,00 рублей.
Дата представления ООО "ПРОВИМИ" статистической формы за отчетный период декабрь 2021 года установлена не позднее 21.01.2022 включительно.
Таким образом, с 22.01.2022 обязанность по представлению статистической формы в установленный срок считается не исполненной.
Однако статистическая форма за отчетный период декабрь 2021 год ООО "ПРОВИМИ" представлена в таможенный орган 12.06.2022, что является нарушением установленного срока.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП России (Федеральный закон от 28.12.2016 N 510-ФЗ, вступил в законную силу 29.01.2017).
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы в таможенный орган.
Исходя из изложенного, 14.07.2022 Московской областной таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушений, в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 254, части 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) в функции (обязанности) таможенных органов, среди прочего, входит ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистических формах учета перемещения товаров и иных источниках информации.
В соответствии с частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистические формы учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила), таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 5 Правил, на лиц, заключивших сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения или отгрузки товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, возложена обязанность своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы учета этих товаров, содержащие достоверные сведения. Статистическая форма заполняется в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Пунктом 6 Правил установлено, что статистическая форма учета перемещения товаров заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 8 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В соответствии с пунктом 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене Постановления таможенного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из обстоятельств дела, в их совокупности, следует, что ООО "ПРОВИМИ" было обязано своевременно представить таможенному органу статистическую форму, однако своей обязанности не исполнило, чем вызвало неблагоприятные последствия в виде привлечения к ответственности.
Имея возможность предоставить в таможенный орган статистическую форму, заблаговременно об этом позаботившись, располагая для этого достаточным периодом времени, а также имея возможность осуществлять постоянный контроль за работой личного кабинета на сайте ФТС России, ООО "ПРОВИМИ" не проявило той степени заботливости и осмотрительности по отношению к обязанностям, определенным таможенным законодательством РФ, и предоставило статистическую форму с нарушением установленного срока.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина ООО "ПРОВИМИ" состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы в таможенный орган.
Субъектом административного правонарушения является ООО "ПРОВИМИ".
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Доказательств того, что несвоевременное непредставление статистической формы произошло в силу каких-либо независящих от ООО "ПРОВИМИ" обстоятельств представлено не было.
Доводы ООО "ПРОВИМИ" о том, что постановление о привлечении к административной ответственности незаконно в связи с нарушением предусмотренных КоАП РФ правил назначения административного наказания ввиду того, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" внесены изменения в правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые вступили в силу 06.04.2022, несостоятельны в силу следующего.
Так, отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В пункте 3 части 5 статьи 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона N 248-ФЗ.
При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенному их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Вместе с тем, в соответствии с письмом ФТС России от 11.04.2022 3 01-11/19860 "О направлении разъяснении", обязательным условием применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ является выявление административных правонарушений в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного мероприятия, к видам которого относится в том числе таможенный, валютный, транспортный контроль.
Таможенные органы выявляют административные правонарушения не только в ходе государственного контроля, но и при выполнении иных видов контроля.
Административные правонарушения, предусмотренные статьей 19.7.13 КоАП РФ, выявляются при выполнении полномочия по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, которая включает в себя статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Указанное полномочие является самостоятельной функцией, возложенной законодательством Российской Федерации на таможенные органы в целях обеспечения контроля за полнотой и доверенностью сведений в статистических формах учета перемещения товаров. Поэтому, если при выполнении данного контроля выявлено два и более административных правонарушений по статье 19.7.13 КоАП РФ, наказание назначается за каждое административное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ).
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что в деянии Заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП Москвы. Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Вина ООО "Провими" полностью доказана, а деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.7.13 КоАП России, что подтверждается собранными по делу доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2022 по делу N А40-168876/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168876/2022
Истец: ООО "ПРОВИМИ"
Ответчик: Московская областная таможня