г. Москва |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А40-164232/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой,
рассмотрев без вызова апелляционную жалобу
Домодедовской таможни
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2022 по делу N А40-164232/22, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ИП Минкина Дениса Андреевича (ОГРНИП: 309774634800562, ИНН: 774304759802)
к Домодедовской таможне (ОГРН: 1035001283228, ИНН: 5009004697)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Минкин Денис Андреевич обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Домодедовской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2022 N 1002000-2339/2022 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2022, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Домодедовская таможня обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения камеральной таможенной проверки в отношении ИП Алексеева К.Н. на основании статьи 340 ТК ЕАЭС и статьи 239 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в адрес ИП Минкина Д.А. письмом Домодедовской таможни от 21.04.2022 N 08-01-11/05877 (почтовый идентификатор 80095371287842) направлен запрос о представлении документов и (или) сведений, необходимых таможенному органу для проведения таможенного контроля. Срок представления документов и сведений, установленный запросом составил десять календарных дней с даты его получения.
Согласно отметке на уведомлении АО "Почта России" запрос Домодедовской таможни от 21.04.2022 N 08-01-11/05877 (почтовый идентификатор 80095371287842) не был вручен ИП Минкину Д.А.
Указанное письмо было возвращено в Домодедовскую таможню 30.05.2022, что подтверждается отметкой на уведомлении АО "Почта России".
В связи с непредоставлением в установленный таможенным органом срок документов и сведений для проведения таможенного контроля в отношении ИП Минкина Д.А. 28.06.2022 возбуждено дело об административном правонарушении N 10002000-2339/2021 по части 3 статьи 16.12 КоАП России.
Постановлением Домодедовской таможни от 14.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10002000-2339/2021 ИП Минкин Д.А. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП России (непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений для проведения таможенного контроля) и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ИП Минкин Д.А. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным постановления Домодедовской таможни по делу об административном правонарушении от 14.07.2022 N 10002000-2339/2022.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 3 статьи 16.12 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Статьей 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
В соответствии со статьей 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:
1) таможенной декларации;
2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;
3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;
6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров (пункт 3 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 9 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля проводится в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 340 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 2 статьи 340 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 340 ТК ЕАЭС установленный таможенным органом в запросе (требовании) о представлении документов и (или) сведений срок представления таких документов и (или) сведений может быть продлен на основании мотивированного обращения лица, которому направлен запрос (требование), в том числе для восстановления утраченных документов. Срок, на который продлевается представление документов и (или) сведений, определяется исходя из обращения лица, которому направлен запрос, но не должен превышать 2 месяца со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений.
Запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов. Представленные копии документов должны быть заверены лицом, их представившим. Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам. В случае если представленные документы составлены на ином языке, чем государственный язык государства-члена, таможенным органом которого запрошены документы, лица, их представившие, обязаны по требованию должностного лица таможенного органа обеспечить перевод указанных документов (пункт 5 статьи 340 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 340 ТК ЕАЭС декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Порядок направления таможенным органом запроса (требования) документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, определен статьей 239 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 22 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" законные требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, выражается в непредставлении в установленный таможенным органом срок таможенному органу документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Как пояснил заявитель, в соответствии со статьей. 32 Приказа N 234 от 31 июля 2014 года Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, пользователь услугами почтовой связи вправе отказаться от направления в его адрес извещений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, заменив их на иной способ извещения, в случае, если оператор почтовой связи предоставляет такую возможность, посредством совершения пользователем услугами почтовой связи действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в отделение почтовой связи места назначения, (абзац введен Приказом Минкомсвязи России от 13.02.2018 N 61).
Учитывая особенности данной нормы, заявитель выбрал электронный способ извещения о получении почтового отправления.
Вместе с тем, при обработке письма, в котором содержался запрос от таможенного органа, в отделении связи извещение на телефон заявителю не было отправлено, поэтому о его поступлении он не знал, следовательно, сведения о неудачном вручении письма от 21.04.2022 от АО "Почта России" являются недостоверными.
Ввиду того, что ни смс-уведомлений от АО "Почты России", ни извещений о необходимости явки за получением заказного письма в бумажном виде заявителю не поступало, следовательно, вина заявителя в не предоставлении сведений таможенному органу в срок, указанный в запросе от 21.04.2022, отсутствует.
Как верно указал суд, состав инкриминируемого правонарушения ограничен четко указанным в Кодексе составом правонарушения, КоАП РФ не предусматривает ответственность за неполучение требования о представлении документов..
Факт неполучения Минкиным Д.А. требования таможенным органом не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая, что в нарушение требований, установленных частью 4 статьи 210 АПК РФ, административным органом не представлено доказательств получения запроса о предоставлении документов, наличия реальной возможности выполнить требования, изложенные в запросе в установленный срок, суд пришел к обоснованному выводу, что административным органом не доказано наличие в действиях предпринимателя вины, как необходимого элемента состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких данных, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости признания вынесенного постановления незаконным.
Довод административного органа о нерассмотрении отзыва на заявление является недоказанным, а также не свидетельствует о процессуальных нарушениях, повлекших принятие судом первой инстанции неправильного по существу судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 229, статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.10.2022 по делу N А40-164232/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164232/2022
Истец: Минкин Денис Андреевич
Ответчик: ДОМОДЕДОВСКАЯ ТАМОЖНЯ