г. Москва |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А40-215375/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Мосинжпроект"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2022 по делу N А40-215375/22 (139-1692)
по заявлению АО "Мосинжпроект" (ОГРН: 1107746614436, ИНН: 7701885820)
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы (ОГРН: 1067746784390, ИНН: 7730544207)
о признании незаконным и отмене постановления и решения,
при участии:
от заявителя: |
Решетников Р.С. по дов. от 24.03.2022; |
от ответчика: |
Румянцева Ю.В. по дов. от 25.01.2023; Тимощук В.В. по дов. от 16.11.2022; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосинжпроект" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету государственного строительного надзора города Москвы (далее - Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 08.09.2022 N 2999-Ю о привлечении АО "Мосинжпроект" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Решением суда от 22.11.2022 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, судом и Комитетом допущена неверная квалификация выявленного правонарушения, в связи с чем, квалификацию нарушений пунктов 1,2,3 Постановления по ч.2 ст.9.4 КоАП РФ необходимо изменить на ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Решения о проведении внеплановой выездной проверки от 25.04.2022 N РСН-2300/22-(0)-0 консультантом УН-6 Комитета Каменевым А.А. совместно с сотрудниками ГБУ "ЦЭИИС" в период с 29.04.2022 по 18.05.2022 проведена проверка объекта капитального строительства - Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории, расположенного по адресу: Москва, Ленинская слобода ул., вл. 3. (далее - Объект).
В ходе проверки, было установлено:
1. В нарушение проекта Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения Линейного объекта. Искусственные сооружения", часть 1 "Архитектурные решения", книга 2 "Реконструкция станции "Каширская". Графическая часть" шифр: ИМ- 12-40l6-Л-П-4.2.2Э ТКР1.2, том 3.1.2, л. 37, 43, при облицовке стен лестничных сходов проектом предусмотрено применение мраморных плит размером 600хб00х20 мм, по факту применялись плиты размером 600х400х20 мм.
2. В нарушение обязательных требований проектной документации шифр ИМ-12-4016-Л-П-4.2.2Э-ПОС2.2-ПЗ, п. 6.3.3. СНиП 12-03-2001. Складирование гидроизоляционного материла, осуществляется с нарушениями ТУ 5774-003-00287852-99 рулоны должны храниться в сухом закрытом помещении в вертикальном положении, по факту складирование осуществляется горизонтально на открытом воздухе (площадка N 20).
3. В нарушение обязательных требований проектной документации шифр ИМ-12- 4016-Л-П-4.2.2Э-ПОС2.2, лист 50. В местах складирование материалов, конструкций и оборудования внутри котлована на бетонном перекрытии между "расстрелами" отсутствуют необходимые проходы (площадка N 1.3.2).
4. В нарушение обязательных требований проектной документации шифр ИМ-12-4016-Л-П-4.2.2Э-ПОС2.2, лист 52, 58. На площадке N 1.3.2 не выполнено ограждение опасных зон и не обустроены проходы, не установлены предохранительные защитные и сигнальные ограждения, на видных местах не размещены предупреждающие плакаты, указатели опасных зон
Выявленные нарушения образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
1. В нарушение обязательных требований проектной документации шифр ИМ-12-4016-Л-П-4.2.2Э-ПОС2.2-ПЗ, п. 5.13. СНиП 12-03-2001. При производстве работ в перегонном тоннеле от ПКО 119+ 70 до ПКО 117 +91 работники находились без средств индивидуальной защиты, а именно без защитных касок и защитных очков.
2. В нарушение обязательных требований проектной документации шифр ИМ- 12-4016-Л-П-4.2.2Э-ПОС2.2-ПЗ, п. 6.5.6. СНиП 12-03-2001. При производстве огневых работ по устройству гидроизоляции перегонного тоннеля, рабочие места не укомплектованы первичными средствам и пожаротушения (площадка N 20)
3. В нарушение обязательных требований проектной документации шифр ИМ-12-4016-Л-П-4.2.2Э-ПОС2.2-ПЗ, п. 6.2.16 СНиП 12-03-2001. Рабочие места и проходы к ним, расположенные на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, не ограждены защитными или страховочными ограждениями.
О факте нарушения градостроительного законодательства в присутствии представителя Заявителя был составлен акт выездной внеплановой проверки от 10.08.2022 N ФС-148/22, протокол осмотра от 10.08.2022 N ФС-148/22, предписание об устранении выявленного нарушения от 10.08.2022 N ФС-148/22.
12.08.2022 в связи с выявленными нарушениями, в присутствии представителя Заявителя, были составлены протоколы о привлечении АО "Мосинжпроект" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ и ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
08.09.2022 Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы в лице первого заместителя председателя Мосгосстройнадзора В.И. Лапшина вынесено постановление N 2999-Ю (далее - Постановление) о привлечении АО "Мосинжпроект" к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением Комитета от 08.09.2022 N 2999-Ю, обратилось с жалобой в Комитет, в которой просило отменить вышеуказанное постановление либо изменить.
Решением председателя Комитета от 22.09.2022 постановление Комитета от 08.09.2022 N 2999-Ю о привлечении АО "Мосинжпроект" к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба АО "Мосинжпроект" - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с указанным решением председателя Комитета от 22.09.2022 и постановлением Комитета от 08.09.2022 N 2999-Ю, обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании указанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях Общества вмененного ему правонарушения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объективная сторона данного правонарушения - осуществление строительства с нарушением проектной документации при строительстве объекта капитального строительства и не соблюдение требований технических регламентов, которые несут угрозу жизнью и здоровья граждан.
Состав правонарушения - формальный (наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия).
Судом первой инстанции верно установлено, что срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек. Порядок привлечения Заявителя к административной ответственности согласно статьям 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Вышеуказанные нарушения создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, осуществляющих деятельность на объекте строительства, и могли привести к причинению тяжкого вреда здоровью рабочих и инженерно-технических работников либо к летальному исходу при выполнении должностных.
С выявленными нарушениями Общество согласилось, что подтверждается входящим письмом в Комитет от 15.08.2022 N 1-1344-68171/2022 от АО "Мосинжпроект" в котором сообщается об исполнении предписания от 10.08.2022 N ФС-148/22 в срок.
Из чего следует вывод, что только выявление Комитетом вышеуказанных правонарушений и выдача предписания от 10.08.2022 N ФС-148/22 сподвигло Общество к их устранению.
Субъектами ответственности, предусмотренной ст. 9.4 КоАП РФ, могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая строительные работы (определение Верховного Суда РФ от 26.09.2019 N 305-ЭС19-15818 по делу N А40-209218/2018).
Как следует из материалов дела Общество является заказчиком-генподрядчиком на основании контракта от 27.09.2013 N 9555-м.
Поскольку Общество имело возможность воздержаться от строительства объекта капитального строительства с нарушением требований проекта, Общество является лицом виновным в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При наличии у Общества возможности соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых вменяется заявителю в оспариваемом постановлении, Общество не предприняло для этого необходимых мер.
Следовательно, вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что судом, также как и Комитетом допущена неверная квалификация выявленного нарушения несостоятельны, в связи со следующим.
Правонарушение совершенное АО "Мосинжпроект" посягает на установленный ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок, в соответствие с которым лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов. Соблюдение данного порядка является обязанностью заказчика -генподрядчика.
Нарушения указанные в пунктах 1,2,3 постановления, а именно нахождение работников на объекте без средств индивидуальной защиты, т.е. без защитных касок и защитных очков; не укомплектованные рабочие места первичными средствами пожаротушения; рабочие места и проходы к ним, расположенные на высоте более 1,3 м на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, не ограждены защитными или страховочными ограждениями создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, осуществляющих деятельность на объекте строительства, и могли привести, к причинению тяжкого вреда здоровью рабочих и инженерно-технических работников либо к летальному исходу при выполнении должностных.
Более того с выявленными нарушениями Общество согласилось, что подтверждается входящим письмом в Комитет от 15.08.2022 N 1-1344-68171/2022 от АО "Мосинжпроект" в котором сообщалось об исполнении предписания от 10.08.2022 N ФС-148/22 в срок. Таким образом, устранение нарушений произошло только после выдачи предписания от 10.08.2022 N ФС-148/22.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2022 по делу N А40-215375/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-215375/2022
Истец: АО "МОСИНЖПРОЕКТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ