г. Москва |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А40-145248/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В.Бекетовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройцентр"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2022 по делу N А40-145248/22
по заявлению ООО "Стройцентр" (ИНН 7705477758)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7706560536)
о признании незаконным и отмене отказа,
при участии:
от заявителя: |
Букреев А.И. по дов. от 23.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по дов. от 10.03.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройцентр" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) об оспаривании отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости, выраженного в уведомлении от 06.06.2022 г. N КУВД-001/2022-6994921, PKPVDMFC-2022-02-22-696395, MFC-0558/2022-307083-1.
Решением суда от 02.11.2022 заявление ООО "Стройцентр" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Стройцентр" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Управления Росреестра по Москве поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
22.02.2022 Заявитель обратился в Управление с заявлением о проведении государственного кадастрового учета в отношении здания с к.н. 77:00:0000000:16086 площадью 23323,3 кв.м. в связи с учетом части объекта недвижимости.
04.03.2022 г. по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
06.06.2022 г. после проведения правовой экспертизы в отношении всех представленных дополнительных документов на основании ст. 27 Закона о недвижимости ввиду неустранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета в государственном кадастровом учете Управлением отказано по следующим причинам.
Не согласившись с уведомлением от 06.06.2022 г. N КУВД-001/2022-6994921, заявитель обратился в арбитражный суд с уточненными требованиями.
Судом проверено и установлено, что срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о регистрации, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машиноместе, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Представленный с заявлением от 29.04.2022 г. технический план подготовлен в результате кадастровых работ, в связи с учетом изменений местоположения здания, местоположения частей здания с номерами 77:00:0000000:16086/1 и 77:00:0000000:16086/2, площади здания с кадастровым номером 77:00:0000000:16086.
Из "Заключения кадастрового инженера" следует, что целью подготовки Технического плана являлось исправление реестровой ошибки в сведениях о местоположении контура здания, местоположении частей здания с номерами 77:00:0000000:16086/1 и 77:00:0000000:16086/2, площади здания с кадастровым номером 77:00:0000000:16086.
По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Законом, выявлено следующее.
Представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования):
В нарушение пункта 42 Требований в техническом плане заполнены строки раздела "Характеристики объекта недвижимости" не содержащие новых значений (площади).
Так, из Заключения кадастрового инженера следует, что одной из целей подготовки Технического плана являлось исправление реестровой ошибки в площади здания с к.н. 77:00:0000000:16086.
В первоначальном Техническом плане содержалась площадь 23323,3 кв.м.
Однако согласно данным ЕГРН площадь здания равна 23323,3 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что площадь объекта не содержит нового значения.
В окончательном представленном Техническом плане от 28.04.2022 г. в разделе "Характеристики объекта недвижимости" в строке "Площадь здания" поставлен прочерк (--).
В соответствии с п.3 ст. 61 Закона реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, при рассмотрении представленных документов, Управлением, как и судом, реестровая ошибка не выявлена.
В представленном техническом плане отсутствуют документы, подтверждающие наличие реестровой ошибки.
Технический план подготовлен, в том числе, в связи с целью исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении контура здания, местоположении частей здания с номерами 77:00:0000000:16086/1 и 77:00:0000000:16086/2.
Из материалов дела усматривается, что данным Техническим планом кадастровый инженер и заявитель намерены изменить координаты частей Здания (данным техническим планом определены новые координаты).
Технический план оформляется в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем.
Технический план представляется в регистрирующий орган на электронном носителе, при этом действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения каких-либо изменений в сведения, содержащиеся на электронном носителе, а также любая корректировка данных в составе электронного документа, заверенного УКЭП кадастрового инженера.
Процедура осуществления кадастрового учета предусматривает подготовку и формирование данных в установленном электронном формате (в виде XML- схем) для дальнейшего внесения в государственный кадастр недвижимости и хранения в составе электронного информационного ресурса Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Таким образом, в случае отображения недостоверной или неполной информации, а также наличия ошибок в составе технического плана, подготовленного в электронном формате в виде XML-схем, данные сведения в неизменном виде будут автоматически внесены в ЕГРН.
Так, местоположение части здания с к.н. 77:00:0000000:16086/1 согласно данным ЕГРН, Договору аренды нежилого помещения N 118 от 01.10.2017 г. (графическая часть).
При сопоставлении пространственных данных регистрирующий орган пришел к выводу, что кадастровый инженер неверно определил координаты частей здания.
В случае внесения изменений данным Техническим планом будут внесены недостоверные сведения в ЕГРН, поскольку будут изменены местоположения частей здания. Координаты частей здания станут недостоверными.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона, Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
С учетом изложенных обстоятельств дела, при проведении правовой экспертизы представленных документов, в том числе в отношении технического плана, государственный регистратор правомерно пришел к выводу об отсутствии реестровой ошибки и невозможности ее исправления представленным техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Букреевым А.И.
Принимая во внимание часть 1 статьи 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), согласно которой кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований Закона N 221-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений технического плана, на основании которого в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ является законным, обоснованным, принят в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2022 по делу N А40- 145248/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145248/2022
Истец: ООО "СТРОЙЦЕНТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ