город Воронеж |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А64-4833/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от АО "Газпром газораспределение Тамбов": Ломакина А.В. - представитель по доверенности N ПЛ-0405/11009 от 22.12.2022, предъявлен паспорт;
от УФАС по Тамбовской области: Мурзин К.И. - представитель по доверенности N 1-Д от 09.01.2023, представлен паспорт;
от Колмакова А.Ю.: Колмаков А.Ю. - лично, представлен паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тамбов" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.10.2022 по делу N А64-4833/2022 по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Тамбов" (ОГРН 1026801221810, ИНН 6832003117) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 683100116) N068/04/9.21-184/2022 от 17.06.2022,
третье лицо: Колмаков Алексей Юрьевич,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Тамбов" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу N А64-068/04/9.21-184/2022 об административном правонарушении от 17.06.2022 г.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Колмакова Алексея Юрьевича (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Газпром газораспределение Тамбов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление незаконным.
Считает незаконным постановление о привлечении Общества к административно ответственности.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
К материалам дела приобщены дополнения к апелляционной жалобе с приложенным дополнительным документом, поступившие от АО "Газпром газораспределение Тамбов", отзыв, поступивший от УФАС по Тамбовской области и возражения поступившие от Колмакова А.Ю.
В судебном заседании представитель АО "Газпром газораспределение Тамбов" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Тамбовской области и Колмаков А.Ю. на доводы апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В декабре 2019 года Колмаков А.Ю. обратился в АО "Газпром газораспределение Тамбов" с целью оформления повторного подключения к сети газораспределения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Донское, 1- Садовая, д. 5.
В январе 2020 года Колмакову А.Ю. был выдан проект договора о подключении N 19-8-6700-26-33447 от 25.12.2019 (далее - договор) и технические условия N 353/6 ср159 (приложение 1), являющиеся неотъемлемой частью договора.
30.01.2020 г. Колмаков А.Ю. подписал договор, который был нарочно принят сотрудником АО "Газпром газораспределение Тамбов", также им была оплачена первая половина стоимости подключения, т.е. с 30.01.2020 г. договор считается заключенным. В соответствии с подпунктом "г" пункта 5.3 договора исполнитель обязан по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
10.02.2022 г. Колмаков А.Ю. обратился к АО "Газпром газораспределение Тамбов" с требованием проинформировать его о ходе выполнения исполнителем мероприятий по подключению объекта капитального строительства к газораспределительным сетям. Указанное заявление получено представителем Общества 10.02.2022 г.
В течение 10 дней со дня получения названного запроса Общество обязано было направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не позднее 20.02.2022 г.
Письмом от 09.03.2022 г. N 3602/340 АО "Газпром газораспределение Тамбов" направило в адрес заявителя информацию о ходе выполнения мероприятий по договору, т.е. с нарушением сроков, предусмотренными Порядком подключения к сетям газораспределения.
По мнению Колмакова А.Ю., Общество не предоставило никакой информации по существу запроса, вместо информации о ходе выполнения мероприятий по подключению и четкого актуального перечня невыполненных требований, содержатся обобщенные ссылки на все ранее направленные письма и на судебные дела.
Посчитав, что АО "Газпром газораспределение Тамбов" не направив в установленный срок информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению, нарушило порядок подключения объекта заявителя к сетям газораспределения, Колмаков А.Ю. обратился в антимонопольный орган с жалобой о привлечении общества к административной ответственности.
23.03.2022 антимонопольным органом вынесено определение о возбуждении дела N 068/04/9.21-184/2022 об административном правонарушении и проведении административного расследования. Данным определением законный представитель АО "Газпром газораспределение Тамбов" вызван для дачи объяснений по факту нарушения, а также на составление протокола об административном правонарушении на 13.04.2022 г.
Определением от 13.04.2022 рассмотрение дела N 068/04/9.21-184/2022 назначено на 27.04.2022 г., запрошены дополнительные документы.
13.04.2022 г. на составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель АО "Газпром газораспределение Тамбов" по доверенности N ВК-0405/8598 от 19.11.2019 Ломакина А.В.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Обществу вменено нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, выразившееся в непредставлении, информации в установленный срок по обращению Колмакова А.Ю о ходе выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства к газораспредилительным сетям.
Деяние квалифицировано по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Определениями от 27.04.2022 г., от 26.05.2022 г. рассмотрение дела N 068/04/9.21- 184/2022 откладывалось.
Постановлением Тамбовского УФАС России от 17.06.2022 г. (резолютивная часть оглашена 15.06.2022 г.) о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21- 184/2021 об административном правонарушении АО "Газпром газораспределение Тамбов" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Указанное постановление вынесено в присутствии представителя АО "Газпром газораспределение Тамбов", копия Обществом получена.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения определен Правилами N 1547.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1314 (действующих на момент заключения договора технологического присоединения) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении);
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 г. N 713.
Согласно требованиям статей 59, 60, 62 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Согласно пункту "г" пункта 72 Правил N 1457 (действовавших на момент направления запроса) исполнитель обязан по запросу заявителя не позднее 10-го дня со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Аналогичные условия содержатся в подпункте "г" пункта 98 Правил N 1314, а также в подпункте "г" пункта 5.3 договора о подключении.
В силу частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.
Объектом правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ не предусматривает в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения наступления негативных последствий. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям само по себе образует состав административного правонарушения вне зависимости от иных последствий.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются также любые собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Объективную сторону совершенного указанными субъектами административного правонарушения составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по подключению к газоснабжению.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что к естественно-монопольным сферам относится, в том числе, деятельность по транспортировке газа по трубопроводам.
АО "Газпром газораспределение Тамбов" осуществляет деятельность по транспортировке газа по трубопроводам (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии) и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение, а значит, может являться субъектом вмененного административного правонарушения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По мнению суда, нарушение Правил усматривается.
При этом установлено, что постановлением Тамбовского УФАС России по делу N 068/04/9.21-623/2021 антимонопольный орган привлек к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ Общество. Указанное постановление вступило в законную силу 14.02.2022 г.
В силу части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
При имеющихся обстоятельствах, на момент совершения правонарушения Акционерное общество "Газпром газораспределение Тамбов" было привлечено к административной ответственности, таким образом, наличие повторности как квалифицирующего признака имеется.
На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Проанализировав перечисленные выше нормы права, фактические обстоятельствами дела, исследовав в совокупности доказательства (определение о возбуждении дела N 068/04/9.21-184/2022, протокол N 068/04/9.21-184/2022 от 13.04.2022 г., письменные пояснения Общества) арбитражный суд считает установленным наличие события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками как противоправность и виновность. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" 16.1. при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Таким образом, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доводы заявителя, выражающие несогласие с постановлением о привлечении к административной ответственности судом не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае идет речь о неисполнении обязанности по направлению в установленный срок информации по запросу о ходе выполнения мероприятий по подключению. Эта требование установлено императивной нормой, его выполнение обязательно, факт осведомленности потребителя и наличии судебных споров от этой обязанности не освобождает.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не установлено.
Штраф назначен а минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.10.2022 по делу N А64-4833/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4833/2022
Истец: АО "Газпром газораспределение Тамбов"
Ответчик: Колмаков Алексей Юрьевич, Управление Федеральной антимонопольной службы (Тамбовское УФАС России)
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд