г. Томск |
|
6 февраля 2023 г. |
Дело N А03-7260/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Иващенко А.П., |
судей |
|
Сбитнева А.Ю., Усаниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю (N 07АП-4589/2016(6)) на определение от 25.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7260/2015 (судья Ивина И.А.) о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Теплосети" муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края (ОГРН 1132207000331, ИНН 2207009645), принятое по заявлению конкурсного управляющего о разрешении разногласий.
В судебном заседании приняли участие:
от Пупкова А.В.: Сусоева О.В. по доверенности от 09.01.2023, паспорт;
от Управления ФНС России по АК: Нифонтова А.В. по доверенности от 09.06.2022, паспорт;
от Администрации Каменского района: Потанина И.В. по доверенности от 10.01.2022, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.03.2016 муниципальное унитарное предприятие "Теплосети" муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края (далее - МУП "Теплосети", должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Пупков Александр Владимирович.
19.11.2021 конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о разрешении разногласий между МУП "Теплосети" и Администрацией Каменского района, в котором просит обязать Администрацию Каменского района Алтайского края, Комитет Администрации Каменского района по управлению имуществом и земельным правоотношениям (далее - КУМИ) произвести оплату переданных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в размере остаточной стоимости - 10 616 122,06 руб. в пользу МУП "Теплосети" в качестве компенсации уменьшения конкурсной массы.
В ходе судебного разбирательства конкурсный управляющий в части размера компенсации свои требования уточнил, ссылаясь на результаты оценки переданного в муниципальную собственность имущества (оценка проведена с использованием затратного подхода), просит взыскать компенсацию в размере 241 385 831 руб.
Уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 29 АПК РФ.
Определением от 25.11.2022 суд разрешил разногласия между конкурсным управляющим МУП "Теплосети" и Администрацией Каменского района Алтайского края относительно размера компенсации должнику в связи с передачей объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность. С Администрации Каменского района Алтайского края взыскано за счет средств бюджета муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в конкурсную массу МУП "Теплосети" 12 000 000 руб. компенсации за переданное в муниципальную собственность имущество.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю (далее - Управление, налоговый орган, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда от 25.11.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с Администрации в пользу должника 241 385 831 руб. компенсации за переданное в муниципальную собственность имущество.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что во исполнение определения суда от 22.08.2022 конкурсным управляющим инициировано проведение экспертизы для оценки стоимости имущества. Заключение эксперта не опровергнуто. Размер компенсации в любом случае должен включать размер обязательных вложений (расходов) должника на переданное имущество. Установленный судом первой инстанции размер компенсации (12 000 000 руб.) не соответствует принципу соблюдения баланса интересов сторон, значительно меньше размера, установленного оценщиком и составляет всего 4,97 % от рыночной стоимости.
Судом принята во внимание остаточная стоимость по состоянию на 31.10.2021 в размере 7 726 423,78 руб., тогда как конкурсный управляющий ссылался на остаточную стоимость, определенную на дату введения процедуры конкурсного производства (на 16.03.2016) в размере 10 616 122,06 руб. (8 661 972,43 руб. - объекты водоснабжения + 1 954 149,63 руб. объекты водоотведения).
Действия Администрации по длительному непринятию решения об изъятии имущества (четыре года) свидетельствует о недобросовестности Администрации. Ввиду бездействия Администрации, имущество сдавалось в аренду третьим лицам. По состоянию на 11.10.2022 в картотеке ООО "КБ "Алтайкапиталбанк" находятся неисполненные в срок распоряжения к счету МУП "Теплосети" на сумму 129 786 439,33 руб. Размер текущей задолженности по обязательным платежам составляет 24 183 567 руб. Подробнее доводы изложены в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Администрация и конкурсный управляющий представили отзывы на апелляционную жалобу.
Администрация просит обжалуемый судебный акт оставить без изменений. Удовлетворение требований апеллянта приведет к тому, что Администрация будет вынуждена фактически повторно выкупить уже принадлежащее муниципальному образованию имущество.
Конкурсный управляющий в отзыве поддерживает доводы и требования апеллянта.
В судебном заседании представители апеллянта, Администрации и конкурсного управляющего поддержали свои позиции в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Алтайского края от 19.10.2020 из конкурсной массы МУП "Теплосети" исключено имущество, относящееся к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, согласно списку, указанному в заявлении Администрации Каменского района.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 отменено Определение от 19.10.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7260/2015 в части исключения из конкурсной массы МУП "Теплосети" транспортных средств. Вынесен по делу в данной части новый судебный акт. В исключении конкурсной массы МУП "Теплосети" транспортных средств отказано. В состав имущества должника входили объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, которые согласно акту от 24.08.2022 переданы конкурсным управляющим должника Муниципальному образованию Каменский район Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края:
Объекты водоснабжения (ВОС):
N п/п |
Наименование имущества |
|
Здания |
1. |
Здание котельной, 00-000072 г. Камень-на-Оби, ул. Кодыковой, 29 ВОС |
2. |
Здание хлораторной (ул. Кадыковой, 29), 00-000075 |
3. |
Здание насосной станции 3-го подъема, 00-000073 г. Камень-на- Оби, ул. Терешковой |
4. |
Здание загубленной насосной станции 1 подъем, 00-000069 г. Камень-на- Оби, ул. Кадыковой, 29 |
|
|
|
Сооружения |
1. |
Водопроводные сети 200 м., 00-000159 г. Камень-на-Оби, ул. СевероЗападная |
2. |
Водопроводные сети 260 м., 00-000158 г. Камень-на-Оби, ул. Кондратюка, 2 |
3. |
Скважина, 00-000157 ст. Плотинная |
4. |
Водопроводные сети 400 м., 00-000156 ст. Плотинная |
5. |
Водоприемный колодец, 00-000091 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
6. |
Водопроводные сети 130 м., 00-000160 г. Камень-на-Оби, ул. Достоевского |
7. |
Самотечный трубопровод, 00-000086 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
8. |
Новая самотечная линия, 00-000085 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
9. |
Наружные сети внутриплощадочные, 00-000084 г. Камень- на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
10. |
Водонапорная башня, 00-000089 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
11. |
Внутриплощадочные сети водопровода, 00-000082 г. Камень-на- Оби, ул. Кадыковой,29 |
12. |
Внутриплощадочные низковольтные сети, 00-000081 г. |
13. |
Стальной трубопровод испаритель воды, 00-000087 г. Камень-на- Оби, ул. Кадыковой, 29 |
14. |
Внутриплощадочные сети канализации, 00-000080 г. Камень-на- Оби, ул. Кадыковой, 29 |
15. |
Внутриплощадочные тепловые сети, 00-000083 г. Камень- на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
16. |
Резервуар, 00-000101 г. Камень-на-Оби, ул. Первомайская, |
17. |
Водоочистная станция, 00-000090 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
|
|
|
Машины и оборудование (кроме офисного) |
1. |
Насос КМ 100-65-200 30 кВт, 00-000169 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой. 29 КОС |
2. |
Паровой жаротрубный котел КП-700, 00-000231 г. Камень- на-Оби, ул. Омская, 89 (Субаренда МУП "Благоустройство") |
3. |
Термостат инв.N 01000062, 00-000139 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой. 29 |
4. |
PH метр/кондуктометр АНИОН-4150 инв.N 01000520, 00- |
5. |
Парогенератор об ЦТ129М, 02,000-10 инв.N 01000377, 00- 000135 г. Камень- на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
6. |
Дозатор хлоргаза инв.N 01000353, 00-000109 г. Камень-на- Оби, ул. Кадыковой, 29 |
7. |
Насос КМ 100-65-200 30 кВт, 00-000170 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой. 29 |
8. |
Насосный агрегат К 100-65-250 с эл.дв. 45/3000, 00-000164 г. Камень-на- Оби, ул. Кадыковой, 29 |
9. |
Шкаф управления насосами инв. N 01000051, 00-000141 г. Камень- на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
10. |
Центробежный насос инв.N 01000050, 00-000140 г. Камень- на- Оби, ул. Кадыковой, 29 |
11. |
Эл/привод ИРБИ 83-200С ДД кабелмуправл., БГУ-1 инв.N 01000386, 00-000142 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой. 29 |
12. |
Дозатор хлоргаза инв.N 01000358, 00-000105 г. Камень-на- Оби, ул. Кадыковой, 29 |
13. |
Кранбалка инв. N 01000032, 00-000128 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
14. |
Колориметр инв.N 01000054, 00-000127 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
15. |
Ионометрине. N 01000030, 00-000126 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
16. |
Анализатор инв. N 01000061, 00-000125 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
17. |
Автоклав инв.N 01000013, 00-000124 г. Камень-на-Оби, ул. Кадыковой, 29 |
18. |
Электропривод инв. N 01000349, 00-000145 (Кадыковой,29 ВОС) |
19. |
Котел паровой передвижной КППД-90 инв. N 01000442, 00- 000147 (Громова, 49 А) |
20. |
Электропривод ИРБИ 823-110-0,4 УХДЗ 1 инв.N 01000517, |
21. |
Дозатор хлоргаза инв.N 01000351, 00-000108 |
22. |
Электродвигатель АИР 315200 квт 1500 об/мин лапы инв.N 01000509, 00000144 (Кадыковой, 29 ВСЮ) |
23. |
Дозатор хлоргаза инв.N 01000352, 00-000107 (Кадыковой,29 ВОС) |
24. |
Электродвигатель АД 200L2 45 3000 об/мин лап инв.N 01000433, 00-000143 |
25. |
Дозатор хлоргаза инв.N 01000354, 00-000106 |
26. |
Насос К 100-200 (двиг. ЗОкВтхЗООО об/мин) инв. N 01000371,00 - 000133(Кадыковой,29 ВОС) |
27. |
Насос 200 Д-90 инв. N 01000063, 00-000131 (Кадыковой,29 ВОС) |
28. |
Насос 200/90 инв. N 01000036, 00-000130 (Кадыковой,29 ВОС) |
29. |
Насос Д-90 (без эл. дв.) инв. N 01000387, 00- |
30. |
Насос X 2/30 в сборе, инв. N 01000374, 00-000134 |
Объекты водоотведения (КОС):
N п/п |
Наименование имущества |
|
Здания |
1. |
Здание воздуходувной, 00-000070 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 с Трансформаторной подстанцией инв. N 01000100, 00- 000150 |
2. |
Здание решеток, 00-000071 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 КОС |
3. |
Здание ГНС, 00-000078 г. Камень-на-Оби, ул. Ленина, 328 КОС |
4. |
Административное здание КОС, 00-000077 г. Камень-на- Оби, ул. Колесникова, 362 |
5. |
Здание хлораторной (ул. Колесникова, 362), 00-000076 |
|
|
|
Сооружения |
1. |
Илоуплотнитель, 00-000096 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
2. |
Иловые площадки, 00-000095 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова. 362 |
3. |
Горизонтальные песколовки, 00-000094 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
4. |
Насосная станция, г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 в составе: насосная станция 1970 г., 00 -000097; насосная станция 1986 г., 00-000098 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
5. |
Гидроэлеватор, 00-000093 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
6. |
Вторичные отстойники, 00-000092 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
7. |
Канализационные сети 50 м., 00-000161 г. Камень-на-Оби, ул. Терешковой, 25 |
8. |
Аэротенки, 00-000088 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
9. |
Приемная камера, 00-000100 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
10. |
Насосная станция-1, 00-000099 г. Камень-на-Оби, ул. Гагарина 2а |
|
|
|
Машины и оборудование (кроме офисного) |
1. |
Электродвигатель 160 кВт-3000 об инв.N 01000373, 00- 000121 г. Камень-на- Оби, ул. Крлесникова, 362 |
2. |
Компрессор ТВ80-1.4-М-01, 00-000151 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова,362 |
3. |
Фотоколориметр КФК-2 инв.N 01000364, 00-000120 г. Камень-на- Оби, ул. Колесникова, 362 |
4. |
Стерилизатор инв. N 01000060, 00-000138 г. Камень-на- Оби, ул. Колесникова, 362 |
5. |
PH метр инв.N 01000058, 00-000136 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
6. |
Трансформатор ТМ-250 инв.N 01000316, 00-00С117 г. Камень-на- Оби. ул. Колесникова. 362 |
7. |
Насос ФГ 450-225 с электродвигателем инв. N 01000348, 00 - 000115 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 Л |
8. |
Насос СД 450/22 5 с электродвигателем 55 кВт/960 об/м инв.N 01000339, 00000114 г. Камень-на-Оби, |
9. |
Турбокомпрессор ТВ-80-16 инв.N 01000372, 00-000119 г. Камень- на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
10. |
Трансформатор 10-04 кВ инв.N 01000516, 00-000118 г. Камень-на- Оби, ул. Колесникова, 362 |
11. |
Котел КВ-300 инв.N 0100286, 00-000111 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
12. |
Насос фекальный СД с электродвигателем 5,5 кВт 3000 об.инв.N 01000388. 00-000116 г. Камень-на-Оби, ул. |
13. |
Насос СД 100/40 б с электродвигателем 18,5 кВтхЗООО об инв.N 01000439, 00-000113 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова. 362 |
14. |
Насос СД 100/40 б с электродвигателем 18,5 кВтхЗООО об инв.N 01000443, 00-000112 г. Камень-на-Оби, ул.Колесникова, 362 |
15. |
Микроскоп инв.N 010000586, 00-000129 г. Камень-на-Оби, ул. Колесникова, 362 |
16. |
Электродвигатель АМН 280 200 кВт 3000 об/м лапы инв.N 01000432, 00000123 г. Камень-на-Оби, ул. |
17. |
Электродвигатель 55 кВт 1000 об/м А250М инв.N 01000521, 00 - 000122 (Колесникова.362) КОС |
18. |
Весы ВЛР-200 инв.N 01000367, 00-000102 (Колесникова,362 Лаборатория) |
19. |
Газоанализатор "Хоббит Т-С12", 1-20 ПДК, инв. N 01000378, 00-000110 |
В ходе процедуры конкурсного производства была проведена оценка части имущества, по итогам которой составлен отчет об оценке N 1900-2016 от 03.03.2017.
По отчету об оценке получено положительное заключение МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай N ЕХ-1328 от 06.04.2018. В названном отчете об оценке значится часть изъятого конусной массы имущества и определена его рыночная стоимость с использованием затратного метода оценки (49 позиций рыночной стоимостью 2 980 620 руб.).
Дополнительно проведена оценка имущества с использованием затратного подхода в отношении оставшегося имущества (не вошедшего в отчет об оценке N 1900-2016 от 03.03.2017), составлен отчет об оценке N 0397-2022 от 03.11.2022.
Общая рыночная стоимость имущества, изъятого из конкурсной массы, составляет 241 385 831 руб.
Конкурсный управляющий, ссылаясь на положения статей 131, 132 Закона о банкротстве, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, мотивировав заявленные требования необходимостью предоставления должнику разумной компенсации стоимости переданного муниципальному образованию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, которые не подлежат реализации в рамках дела о банкротстве.
Суд первой инстанции, разрешая разногласия между Администрацией и конкурсным управляющим, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с собственника социально значимого имущества компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения в отношении этого имущества, переданного МУП "Теплосети" в муниципальную собственность. Определяя размер компенсации, суд принял во внимание остаточную стоимость имущества на 31.10.2021 (7 726 423,78 руб.), 1 152 515,66 руб. пени и 204 753,61 руб. затрат на оформление недвижимого имущества в регистрирующих органах. При этом, суд указал, что должником также понесены иные расходы, связанные с обеспечением нормального функционирования имущества, в связи с чем определил сумму компенсации в размере 12 млн. руб.
Согласно п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, из которой осуществляется удовлетворение требований конкурсных кредиторов должника.
Однако, в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Вместе с тем, наличие у должника имущества, которое в силу своей социальной значимости в конкурсную массу не включается и у конкурсного управляющего отсутствует возможность его продажи посредством торгов, лишает кредиторов права рассчитывать на соблюдение их имущественных интересов.
Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.05.2000 N 8-П указал, что подобная компенсация с учетом объема решаемых с использованием изымаемого имущества публично-правовых задач и защищаемых интересов не может быть полной, а должна на основе принципа справедливости обеспечивать разумный баланс между частноправовыми и публичными интересами.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается наличие оснований для взыскания с собственника социально значимого имущества компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения в отношении этого имущества, переданного МУП "Теплосети" в муниципальную собственность.
При этом, апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части размера подлежащей взысканию в пользу конкурсной массы должника компенсации.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П осуществляемая в силу предписаний пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" передача указанных в нем объектов муниципальным образованиям представляет собой, по буквальному смыслу нормы, один из случаев лишения должника - собственника его имущества. Анализ же сложившейся правоприменительной практики свидетельствует о том, что эти предписания понимаются конкурсными управляющими и арбитражными судами как исключающие и какую-либо возможность компенсации должнику уменьшения конкурсной массы в результате такой передачи.
В этом смысле положения пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" представляют собой чрезмерное, не пропорциональное конституционно значимым целям, а потому произвольное ограничение права собственности должника и, следовательно, конкурсного кредитора в конкурсном производстве и умаляют конституционное право частной собственности, т.е. противоречат статье 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В связи с этим законодателю надлежит, исходя из принципов правового государства, регламентировать условия перехода права собственности, в частности его утраты, на основе юридического равенства и справедливости в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Данные требования распространяются и на предоставление компенсации должнику - собственнику имущества в процедуре конкурсного производства, - такая компенсация должна быть соразмерной с точки зрения обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами. Аналогичную правовую позицию сформулировал Европейский Суд по правам человека, который исходит из того, что компенсация за вмешательство в осуществление права собственности вытекает из статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей, в частности, что "никто не может быть лишен своего имущества кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права".
С учетом указанных правовых подходов лицо, требующее выплаты компенсации, должно представить доказательства того, что передача имущества повлекла уменьшение конкурсной массы, доказать размер такого уменьшения, с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на установлении компенсации в размере рыночной стоимости спорного имущества, определенной экспертом в размере 241 385 831 руб.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса (статья 3, абзац второй статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Вопреки доводам апеллянта, экспертная оценка не всегда отражает реальную рыночную стоимость имущества, и, как правило, носит предварительный, предположительный характер. Достоверной же в таком случае будет являться цена, определенная на торгах посредством конкурентного состязания между участниками рынка как такового.
Передача муниципальному образованию имущества должника обусловлена требованиями федерального закона, исключающего возможность отчуждения объектов водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Ввиду этого определение рыночной стоимости указанного имущества не соответствует правовой природе компенсации.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019), социальное предназначение спорного объекта является обременением, которое снижает его рыночную стоимость, в связи с чем довод конкурсного управляющего о необходимости определения размера компенсации исходя из рыночной цены спорного объекта обоснованно не принят апелляционным судом.
При этом доводов о том, что стоимость переданного муниципальному образованию объектов не соответствует стоимости, отраженной в бухгалтерских документах, участвующими в споре лицами не заявлено.
На основании изложенного выше, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что размер компенсации, вопреки позиции уполномоченного органа и конкурсного управляющего, не может быть равен рыночной стоимости указанного имущества, а также не может определяться из размера требований кредиторов, включенных в реестр в деле о банкротстве должника и (или) размера текущих непогашенных требований.
При определении размера компенсации за переданное имущество, подлежат учету факторы социального обременения объектов, износа, года постройки объектов, а также их беспрерывная эксплуатация, ограничения при установлении платы за коммунальные услуги, не покрывающие расходы на ремонт и содержание имущества.
Указанные обстоятельства не приняты во внимание апеллянтом.
Учитывая, что по состоянию на 31.10.2021 остаточная стоимость имущества составляла 7 726 423,78 руб., согласно представленным конкурсным управляющим сведениям о рыночной стоимости переданного имущества (затратным методом), размер затрат должника (из конкурсной массы) на уплату имущественных налогов по спорному имуществу без начисления пени составил 1 152 515,66 руб., должником понесены затраты на оформление недвижимого имущества в регистрирующих органах 204 753,61 руб., по убеждению апелляционного суда разумный размер компенсации в данном случае, с учетом всех фактических обстоятельств дела, должен составлять 9 083 693,05 руб. (7 726 423,78 руб. + 1 152 515,66 руб. + 204 753,61 руб.).
Вывод суда первой инстанции о том, что в размер компенсации подлежат включению также иные затраты должника - размер обязательных вложений (расходов) должника на переданное имущество, в том числе, понесенных в период после возбуждения производства по делу о банкротстве, которые невозможно будет компенсировать в конкурсную массу за счет выручки от реализации такого имущества, расходы должника на содержание, ремонт, а также на иные капитальные вложения (на реконструкцию, модернизацию и т.п.), не подтвержден надлежащими доказательствами по делу.
Так, суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте указывает, что сведения о расходах должника на содержание, ремонт, а также об иных капитальных вложениях (на реконструкцию, модернизацию и т.п.) в отношении переданного в муниципальную собственность имущества в период до процедуры банкротства в материалы дела не представлялись, доказательств обратного материалы дела не содержат.
При этом в соответствии со статьей 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны: доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих размер иных затрат должника, понесенных на содержание, ремонт, обслуживание спорного имущества и иных затрат, апелляционный суд приходит к выводу о том, что установление судом первой инстанции компенсации за переданное в собственность муниципального образования имущества в размере 12 000 000 руб. является необоснованным.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит изменению с установлением такой компенсации в подтвержденном материалами дела размере - 9 083 693,05 руб. в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными (пункт 2 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 25.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7260/2015 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции: "разрешить разногласия между конкурсным управляющим муниципального унитарного предприятия "Теплосети" муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края и Администрацией Каменского района Алтайского края относительно размера компенсации должнику в связи с передачей объектов центральных систем холодного водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность.
Взыскать с Администрации Каменского района Алтайского края за счет средств бюджета муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в конкурсную массу муниципального унитарного предприятия "Теплосети" муниципального образования город Камень-на-Оби 9 083 693, 05 руб. компенсации за переданное в муниципальную собственность имущество".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
А.П. Иващенко |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7260/2015
Должник: МУП "Теплосети" МО г. Камень-на-Оби
Кредитор: .Комитет администрации города по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству, .ОАО "Алтайкрайэнерго", Администрация г. Камень-на-Оби, АО "Алтайэнергосбыт"., МИФНС России N 6 по Алтайскому краю., МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Камень-на-Оби", МУП "Каменские тепловые сети", ООО "Русэнергосбыт" в лице Западно-Сибирского филиала, УФНС по Алтайскому краю, ФБГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в АК" в г. Камень-на-Оби,Каменском,Крутихинском и Тюменцевском районах, Чертов Александр Николаевич
Третье лицо: .НП "Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих", .НП СРО "Меркурий", Пупков А., Пупков А. В., Пупков Александр Владимирович, Управление Росреестра по АК
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-530/18
06.02.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4589/16
10.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4589/16
29.03.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-530/18
30.12.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4589/16
22.03.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-530/18
28.12.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4589/16
14.09.2017 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-7260/15
18.07.2016 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-7260/15
23.06.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4589/16
22.03.2016 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-7260/15