г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2023 г. |
Дело N А56-63398/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: предст. Патрикеева У.В. - доверенность от 09.01.2023
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьих лиц: 1) предст. Манаков А.М. - доверенность от 19.08.2022, 2) не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37331/2022) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2022 по делу N А56-63398/2022 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "МегаСтрой"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Ленсвет", 2) акционерное общество "ТЭК-Торг"
об оспаривании решения, действий (бездействия)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "МегаСтрой" (далее - Общество, ООО "СК "МегаСтрой") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургского УФАС) от 29.04.2022 по делам N 44-1304/22, 44-1305/22, 44-1306/22, 44-1307/22, 44-1308/22. Общество также просило признать действия (бездействие) комиссии Управления по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров при принятии решений по делам N 44-1304/22, 44-1305/22, 44-1306/22, 44-1307/22, 44-1308/22 не соответствующими Административному регламенту, утвержденному приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению административной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Ленсвет" (далее - Учреждение), акционерное общество "ТЭК-Торг" (далее - АО "ТЭК-Торг").
Решением суда первой инстанции от 05.10.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, решения Санкт-Петербургского УФАС от 29.04.2022 по делам N 44-1304/22, 44-1305/22, 44-1306/22, 44-1307/22, 44-1308/22 признаны недействительными; в удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 05.10.2022 отменить и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. Податель жалобы ссылается на то, что анализ представленных на заседание комиссии Санкт-Петербургского УФАС доказательств позволил установить, что в составе материалов участника, полученных заказчиком от оператора электронной площадки, сведения о реквизитах счета участника отсутствуют. По мнению подателя жалобы, представленный заявителем скриншот из личного кабинета ЭТП ТЭК-Торг, свидетельствующий об указании информации о реквизитах счета организации на площадке, не подтверждает как присутствие сведений о таких реквизитах в составе заявки, так и их автоматическое перенесение в заявку.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве; просил оставить решение суда первой инстанции от 05.10.2022 без изменения. Представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, просил удовлетворить апелляционную жалобу Управления, решение суда первой инстанции от 05.10.2022 отменить и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Управление и АО "ТЭК-Торг" извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 08.04.2022 Учреждение (Заказчик) разместило на официальном интернет-сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещения N N 0372500005322000005, 0372500005322000006, 0372500005322000008, 0372500005322000009, 0372500005322000010 о проведении электронных аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту электрических сетей и установок уличного освещения и документацию об аукционе.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно протоколам от 20.04.2022 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронным аукционам N N 0372500005322000005, 0372500005322000006, 0372500005322000008, 0372500005322000009, 0372500005322000010 заявки Общества признаны не соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ (непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ), а именно непредставление участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных подпунктом 1.1.4 пункта 1 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция к заполнению" извещения об осуществлении закупки, а именно: заявка участника закупки не содержит реквизиты счета участника закупки.
ООО "СК "МегаСтрой" обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобами на действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявок Общества не соответствующими требованиям и документам, предусмотренным извещениями об осуществлении закупки.
По результатам рассмотрения указанных жалоб Санкт-Петербургским УФАС вынесены решения от 29.04.2022 N 44-1304/22, 44-1305/22, 44-1306/22, 44-1307/22, 44-1308/22, которыми жалобы ООО "СК "МегаСтрой" признаны необоснованными.
Не согласившись с указанными решениями и действиями Санкт-Петербургского УФАС, Общество оспорило их в судебном порядке.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, решения Санкт-Петербургского УФАС от 29.04.2022 по делам N 44-1304/22, 44-1305/22, 44-1306/22, 44-1307/22, 44-1308/22 признаны недействительными; в удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 05.10.2022 в связи со следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату проведения спорных аукционов).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ конкурентными способами являются, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к составу заявки на участие в электронном аукционе установлены в статье 43 Закона N 44-ФЗ.
Согласно подпункту "п" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Аналогичные требования также установлены пунктом 1.3 Приложения N 3 к извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколам от 20.04.2022 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронным аукционам N N 0372500005322000005, 0372500005322000006, 0372500005322000008, 0372500005322000009, 0372500005322000010 заявки Общества отклонены на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ (непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ), а именно непредставление участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных подпунктом 1.1.4 пункта 1 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция к заполнению" извещения об осуществлении закупки, а именно: заявка участника закупки не содержит реквизиты счета участника закупки.
Порядок проведения электронного аукциона определен в статье 49 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона N 44-ФЗ не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Частью 1 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60, при формировании информации и документов для регистрации участников, при размещении информации и документов в реестре участников технологическими средствами единой информационной системы обеспечивается автоматическая форматно-логическая проверка информации и документов, формируемых с использованием единой информационной системы, а также проверка наличия информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60, формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
Как уже указывалось выше, в силу подпункта "п" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, а также пункта 1.3 Приложения N 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция к заполнению" к извещениям об осуществлении заявка участника должна содержать реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Вместе с тем, как правомерно отметил суд первой инстанции, в Приложении N 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция к заполнению" не содержится указания на то, в какой форме должны предоставляться реквизиты счета участника закупки.
Согласно представленным Обществом на заседание комиссии Санкт-Петербургского УФАС скриншотам из личного кабинета ЭТП ТЭК-Торг, информация о реквизитах счета участника закупки была указана в составе заявок организации на электронной торговой площадке по электронным аукционам N N 0372500005322000005, 0372500005322000006, 0372500005322000008, 0372500005322000009, 0372500005322000010 (л.д.32-36).
Представленным в материалы дела протоколом осмотра доказательств от 25.08.2022, согласно которому осмотрены страницы личного кабинета ООО "СК "МегаСтрой" на ЭТП ТЭК-Торг, также подтверждается, что заявки Общества на электронной торговой площадке содержали реквизиты счета участника закупки (л.д. 108-114).
Кроме того, в материалы дела также представлено письмо оператора электронной площадки АО "ТЭК-Торг", в котором указано, что заявки Общества по электронным аукционам N N 0372500005322000005, 0372500005322000006, 0372500005322000008, 0372500005322000009, 0372500005322000010 содержали реквизиты счета участника закупки, введенные в соответствующие поля для заполнения в форме подачи заявки.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам Управления представленные в материалы дела документы подтверждают, что заявки Общества по электронным аукционам N N 0372500005322000005, 0372500005322000006, 0372500005322000008, 0372500005322000009, 0372500005322000010 содержали сведения о реквизитах счета заявителя. Доказательства обратного Управлением в материалы дела не представлены (не представлены материалы, на основании анализа которых Управлением было установлено, что в составе материалов участника, полученных заказчиком от оператора электронной площадки, сведения о реквизитах счета участника отсутствовали).
Таким образом, учитывая, что в материалами дела подтверждается, что в составе заявок Общества на ЭТП ТЭК-Торг отображаются реквизиты счета заявителя, а документацией об аукционе форма предоставления реквизитов участником закупки не предусмотрена, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Заказчика не имелось оснований для признания заявок Общества на участие в электронных аукционах N N 0372500005322000005, 0372500005322000006, 0372500005322000008, 0372500005322000009, 0372500005322000010 не соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Управление неправомерно признало жалобы ООО "СК "МегаСтрой" на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов необоснованными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительными решения Санкт-Петербургского УФАС от 29.04.2022 по делам N N 44-1304/22, 44-1305/22, 44-1306/22, 44-1307/22, 44-1308/22.
В части требований Общества о признании действий (бездействия) комиссии Управления по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров при принятии решений по делам N 44-1304/22, 44-1305/22, 44-1306/22, 44-1307/22, 44-1308/22 не соответствующими Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению административной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденному приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, судом первой инстанции отказано в связи с недоказанностью обоснованности данных требований. Возражений относительно решения суда первой инстанции в данной части сторонами в суде апелляционной инстанции не заявлено.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 05.10.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 октября 2022 года по делу N А56-63398/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-63398/2022
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "МЕГАСТРОЙ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: АО "ТЭК-ТОРГ", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛЕНСВЕТ"