г. Киров |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А28-8101/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.11.2022
по делу N А28-8101/2021
по заявлению администрации Кильмезского района Кировской области
(ОГРН 1024300958054; ИНН 4310001241)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области
(ОГРН 1024301337246; ИНН 4347015804)
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства спорта и туризма Кировской области (ОГРН 1054316536295; ИНН 4345098756)
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кильмезского района (далее - заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействительным и отмене представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - ответчик, УФК по Кировской области, Управление) от 15.06.2021 N 40-23-09/35 за исключением пункта 1 описательной части представления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта и туризма Кировской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2022 заявленные требования удовлетворены, представление УФК по Кировской области от 15.06.2021 N 40-23-09/35 за исключением пункта 1 описательной части представления признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Кировской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе УФК по Кировской области указывает на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Управление поясняет, что недостижение получателем бюджетных средств результата использования субсидии, определенного при ее предоставлении, явилось основанием для внесения оспариваемого представления. По итогам использования Администрацией средств субсидии результат "поставлены комплекты спортивного оборудования", определенный соглашением о предоставлении субсидии, не достигнут, поскольку помимо поименованных в Перечне спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки, утвержденном приказом Минспорта России от 27.12.2019 N 1134 (далее - Приказ N 1134), тренажеров, установлен комплекс спортивного оборудования, отсутствующий в указанном перечне. Кроме того, объединение поименованного в Приказе N 1134 спортивно-технологического оборудования привело к созданию новой вещи - комплекса, в составе которого невозможно обособить каждый тренажер, поскольку части монтируемого оборудования используются в совокупности. Управление не согласно с выводом суда о том, что монтаж комплекса по типу ГТО-129 был возможен, также ссылается на несоответствие смонтированного оборудования требованиям пунктов 4.3.25.6 ГОСТ Р 52169-2012, 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538/2017. По мнению ответчика, объединение тренажеров противоречит задаче программы - создание спортивной инфраструктуры для массового спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, у которых отсутствует возможность беспрепятственного использования спортивного оборудования, установленного в рамках реализации задач федерального проекта "Спорт - норма жизни".
Администрация в письменном отзыве просит оставить решение суда без изменения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 29.03.2021 по 06.04.2021 Управлением в отношении Администрации на основании приказа Управления Федерального казначейства по Кировской области от 25.03.2021 N 207 проведена выездная плановая проверка. Тема выездной плановой проверки: предоставление и использование средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта". Проверяемый период: 2019-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждены: государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", включающая в числе прочих подпрограмму 1 "Развитие физической культуры и массового спорта" (далее - Государственная программа, Подпрограмма 1); Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (приложение N 32 к Государственной программе) (далее - Правила N 32).
Цели Подпрограммы 1: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Задачи Подпрограммы 1: совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в сельской местности и образовательных организациях; создание спортивной инфраструктуры для массового спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); развитие студенческого спорта на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; повышение эффективности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации мероприятий в области физической культуры и спорта.
Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 752-П утверждена государственная программа Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Государственная программа Кировской области). Цели Государственной программы Кировской области: создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, развитие системы подготовки спортивного резерва и совершенствование спорта высших достижений. Задачи Государственной программы Кировской области: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; развитие спортивной инфраструктуры и материально-технической базы, в том числе доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; совершенствование подготовки спортивного резерва и создание условий для развития спорта высших достижений.
Постановлением Администрации от 27.11.2019 N 458 утверждена муниципальная программа "Социальное развитие и поддержка населения Кильмезского района" на 2019-2022 годы (далее - Муниципальная программа) с изменениями, утвержденными постановлениями Администрации от 13.01.2020 N10).
В 2019 году целях обеспечения достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Спорт - норма жизни" между Министерством и Министерством спорта и молодежной политики Кировской области заключено соглашение от 29.01.2019 N 777-2019-Р50010-1 о реализации Регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва". Предметом Соглашения N 777-2019-Р50010-1 является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта "Спорт - норма жизни" в части мероприятий, реализуемых в Субъекте и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории Субъекта.
В приложении N 1 к Соглашению N 777-2019-Р50010-1 определены следующие показатели федерального проекта по Кировской области: доля детей и молодежи (возраст 3 - 29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе на 2020 год - 87,3 %; доля граждан среднего возраста (женщины 30 - 54 года; мужчины 30 - 59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе на 2020 год - 21,3 %; доля граждан старшего возраста (женщины 55 - 79 лет; мужчины 60 - 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе на 2020 год - 5,8 %; уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в том числе на 2020 год - 49,4 %; доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта, в том числе на 2020 год - 77 %.
В приложении N 2 к Соглашению N 777-2019-Р50010-1 определены результаты федерального проекта по субъекту Российской Федерации: в спортивные школы олимпийского резерва, в том числе по хоккею, поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь, в том числе на 25.12.2020 года - 1 ед.; все организации спортивной подготовки предоставляют услуги населению в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе на 25.12.2020 года - 2653,5 единиц; поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля), в том числе на 25.12.2020 года - 10 единиц.
21.01.2020 Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и Администрацией заключено соглашение N 33617000-1-2019-006 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Соглашение от 21.01.2020). Предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета Кировской области в 2020 году бюджету муниципального образования Кильмезский муниципальный район Кировской области субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, а также подготовка спортивного резерва в Кировской области" государственной программы Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" (пункт 1.1). Предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата регионального проекта по муниципалитету согласно приложениям N 1 и N 2 к Соглашению, утвержденному постановлением Администрации от 27.11.2019 N 458 (пункт 1.2).
Проверкой соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) ответчиком установлено следующее.
В целях реализации мероприятий, определенных условиями Соглашения от 21.01.2020, Администрацией заключены 2 контракта:
- муниципальный контракт от 28.04.2020 N 0340200003320002412-0174213-02 (далее - Контракт от 28.04.2020) на сумму 2 796 220,90 рублей (поставка комплекта спортивно-технологического оборудования) по результатам проведения электронного аукциона;
- муниципальный контракт от 01.07.2020 N 1162 (далее - Контракт N 1162) на сумму 131 759,10 рублей (поставка уличного силового тренажера для подтягивания и отжимания на брусьях с противовесом и изменяемой нагрузкой) путём закупки у единственного поставщика.
По данным товарных накладных от 13.08.2020 N 42 и от 15.07.2020 N 26/1, актов приемки-передачи товара от 13.08.2020 N 57 и от 15.07.2020 N 40/1 ООО СО "ГТО" поставлен, а Администрацией 13.08.2020 принят комплект спортивно-технологического оборудования в количестве 1 шт. на сумму 2 796 220,90 руб., что подтверждает оттиск штампа и подпись главы Администрации.
В ходе проверки Управление пришло к выводу, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, пунктов 1, 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, Приказа N1134, пункта 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017, подпункта "е" пункта 3.2 Соглашения от 21.01.2020, пунктов 1.1, 2.2, 6.2 Контракта от 28.04.2020 Администрация приняла и оплатила спортивно-технологическое оборудование, не предусмотренное Приказом N1134, на сумму 475570,90 рублей (в том числе на сумму 466107,04 рублей - средства федерального бюджета, 4708,15 рублей - средства областного бюджета, 4755,71 рублей - средства местного бюджета).
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 23.04.2021.
В целях устранения указанного нарушения Управление вынесло представление от 15.06.2021 N 40-23-09/35 с требованием возвратить в срок до 01.10.2021 на лицевой счет Министерства средства субсидии, выделенной из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета, в сумме 466107,04 рублей.
Не согласившись с указанным представлением УФК по Кировской области, Администрация обратилась в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела требованием.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Администрацией требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кировской области исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств заключается в том, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
При оценке вопроса о законности оспариваемого представления помимо установления полномочий вынесшего этот правовой акт органа (в части чего в рассматриваемом в рамках настоящего дела случае замечаний не имеется), и оснований для проведения соответствующего контрольного мероприятия, выяснению подлежит доказанность вмененного данным представлением нарушения бюджетного законодательства, наличие у лица, которому выдано представление, обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Оспариваемое в рамках настоящего дела представление УФК по Кировской области от 15.06.2021 оценивается арбитражным судом на момент его внесения.
Согласно данному представлению Управления Администрацией допущено осуществление приемки и оплаты спортивно-технологического оборудования, не предусмотренного Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания одной малой спортивной площадки и условиями Контракта от 28.04.2020, а также не соответствующего требованиям безопасности.
Оценив законность указанного оспариваемого представления ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (пункт 1). Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (пункт 2).
Согласно части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В акте осмотра от 30.03.2021, составленном УФК по Кировской области, зафиксировано, что Администрацией во исполнение Контракта от 28.04.2020 принято от поставщика оборудование 29 наименований (оборудование указано в акте приема-передачи товара от 13.08.2020), соответствующее по наименованию, комплектности, количеству и качеству условиям Контракта от 28.04.2020, на территории площадки ГТО установлено спортивное оборудование, 7 единиц спортивного оборудования смонтированы в единый комплекс. Таким образом, общее количество опорных столбов конструкций оборудования, смонтированных в единый комплекс, составляет 22 шт., что на 2 шт. меньше, чем предусмотрено Технической частью и Техническим заданием.
Ответчик, не устанавливая фактов допущенных нарушений при поставке спорного оборудования, в апелляционной жалобе указывает на то, что объединение поименованного в Приказе N 1134 спортивно-технологического оборудования приводит к созданию новой сложной вещи - комплекса, который приобретает иные характеристики, отличные от совокупности установленных на одной площадке отдельно стоящих тренажеров. При этом надлежащих и достаточных доказательств того, что названное действие привело к нарушению условия предоставления субсидии, установленного подпунктом "е" пункта 3.2 Соглашения от 24.01.2020 (Закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок согласно Приказу N 1134) Управлением не представлено.
Представленные в апелляционной жалобе пояснения Управления в части вмененного нарушения относительно зон безопасности со ссылкой на ГОСТ Р 51219-2012 не свидетельствуют о законности оспариваемого представления на дату его вынесения. В оспариваемом представлении нарушение требований ГОСТ Р 51219-2012 не указано в качестве правового основания для его выдачи.
Обосновывая наличие вмененного Администрации нарушения, Управление также исходило из того, что при установке спортивного оборудования, смонтированного в единый комплекс, поставщиком не учтены зоны безопасности, предусмотренные ГОСТ Р 57538-2017.
Вместе с тем соответствующих доказательств того, что при монтаже комплекса тренажеров по типу ГТО-129 нарушены конкретные положения пункта 4.3.14.2 ГОСТ Р 57538-2017, ответчиком не представлено, равно как и не зафиксировано в акте проверки, в чем конкретно выразилось такое нарушение. Факт наличия указанного в представлении нарушения требований безопасности УФК по Кировской области не доказан. Между тем обязанность доказать обоснованность вынесенного представления в силу части 5 статьи 200 АПК РФ лежит на ответчике.
Исходя из анализа всех имеющихся в деле материалов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что цель предоставления субсидии - реализация мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием получателем субсидии - Администрацией в рассматриваемом случае достигнута. При этом нарушений действующего бюджетного законодательства при использовании Администрацией выделенных средств субсидии не допущено. В этой связи достаточных фактических и правовых оснований для вынесения УФК по Кировской области оспариваемого представления не имелось.
На основании изложенного, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 200 - 201 АПК РФ, правомерно признал представление УФК по Кировской области от 15.06.2021 N 40-23-09/35 недействительным.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, по существу повторяющие позицию Управления в суде первой инстанции, апелляционным судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают выводов, содержащихся в обжалуемом решении суда, не свидетельствуют о его незаконности.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 24.11.2022 по делу N А28-8101/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФК по Кировской области без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.11.2022 по делу N А28-8101/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8101/2021
Истец: Администрация Кильмезского района Кировской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Министерство спорта и туризма Кировской области, ООО СО "ГТО"