г. Москва |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А40-122898/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Б.П. Гармаева,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ВОЕНТОРГ" на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-122898/22
по исковому заявлению Минобороны России
к АО "ВОЕНТОРГ"
о взыскании штрафа,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ВОЕНТОРГ" (ответчик) о взыскании штрафа в размере 469 773,88 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 19.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
АО "ВОЕНТОРГ", не согласившись с принятым по делу судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права; неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; а также заявитель приводит свои возражения по факту выявленных нарушений.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (истец, заказчик) и АО "Военторг" (ответчик, исполнитель) заключен государственный контракт от 31 мая 2021 г. N 310521/ВП на оказание услуг по питанию (далее - Услуги) для нужд МИНОБОРОНЫ РОССИИ в 2021 году.
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с п. 3.2 контракта исполнитель обязан:
3.2.1. своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с условиями контракта;
3.2.2. обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами Заказчика и Контрактом;
3.2.3. ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем.
Согласно п. 8.3 контракта, исполнитель уплачивает заказчику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, в размерах, определяемых в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Штраф исчисляется от цены этапа оказания услуг по контракту по каждому установленному факту.
Согласно п. п. 3.1.2 контракта исполнитель вправе привлекать к выполнению договора соисполнителей (третьих лиц).
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение п. п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 контракта исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным контрактом, что подтверждается представленным в материалы дела доказательствами, в том числе актами плановой проверки качества оказания услуг по организации питания в учреждениях подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно расчету истца общая сумма штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту составляет 469 773,88 руб.
Указав, что претензии истца с требованием оплаты штрафа за допущенные нарушения оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь условиями заключенного сторонами контракта N , положениями ст.ст. 309, 310, 329, 330 ГК РФ, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, установив факт нарушения ответчиком условий контракта в части надлежащего исполнения обязательств, при отсутствии доказательств, подтверждающих вину заказчика в ненадлежащем исполнении обязательств исполнителем и отсутствия доказательств оплаты суммы штрафа, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что фактические обстоятельства дела были правильно установлены судом первой инстанции, доказательства, имеющиеся в деле полно и всесторонне исследованы.
В соответствии с условиями контракта акты выявленных нарушений (акт проверки) являются основанием для начисления штрафных санкций.
Составление ежедневного акта приемки услуг установлено разделом 6 контракта и является основанием для наступления ответственности.
Порядок установления недостатков истцом соблюден, в подтверждение нарушений обязательств ответчиком в материалы дела представлены надлежащие доказательства.
В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчик не представил в материалы дела надлежащих доказательств, опровергающих отраженные в актах нарушения и подтверждающих надлежащее оказание услуг.
Поскольку материалами дела подтверждается ненадлежащее оказание ответчиком услуг, истцом штраф начислен обоснованно. Расчет проверен судом, признан правильным.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с п. 6.4 контракта в случае выявления в ходе оказания услуг несоответствия их условиям контракта получатель с привлечением исполнителя составляют акт о выявленных недостатках оказанных услуг, в котором указываются выявленные несоответствия оказанных услуг условиям контракта. О наличии замечаний к оказанным услугам получателем делается отметка в ежедневном акте сдачи-приемки услуг, к нему прилагается акт о выявленных недостатках. К акту о выявленных недостатках прилагаются копии документов и (или) фотографии, подтверждающие наличие нарушения.
Получателями услуг были составлены акты о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих, акты подписаны членами комиссий.
Ответчиком документально не опровергнут порядок установления нарушений со стороны заказчика.
Доводы, опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, заявителем в апелляционной жалобе не приведены.
При этом ответчик в апелляционной жалобе указывает на необходимость применения положений постановления Правительства России от 04.07.2018 N 783 в части списания неустойки.
Ответчик указывает, что подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Цена Контракта составляет 36 765 086 963 рубля 87 копеек (п. 4.1. Контракта). По мнению ответчика, начисленная Истцом неустойка по настоящему исковому заявлению не превышает 5 процентов цены контракта и составляет 0,0012 % от цены Контракта, то есть 469.773 рублей х 100 % / 36.765.086.963,87 рублей, в связи с чем подлежит списанию.
На основании п.3 Постановления N 783 рассчитываемая сумма в 5% от цены Контракта составляет: (цена Контракта х 5%) / 100%, то есть 36.765.086.963,87 рублей х 1/20, что равно 1.838.254.348 рублей. При этом ответчик указывает, что согласно общей сумме всех начисленных на настоящее время Истцом, но не уплаченных сумм неустоек, также значительно меньше положенной к списанию вышеназванной суммы, не превышающей 5% от размера цены Контракта.
Согласно позиции ответчика услуги по организации питания оказаны Ответчиком до 31.12.2021 (пункт 12.3 Контракта), срок действия Контракта истек 01.04.2022 (пункт 12.1 Контракта), Обязательства по Контракту сторонами исполнены в полном объеме.
Вместе с тем, отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены.
Согласно п. 4 данного постановления списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 5 постановления при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является:
а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом;
б) в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, в дополнение к документам, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, - информация администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с частью 4 или юридического лица в случаях осуществления им закупок в соответствии с частями 4(1) и 5 статьи 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
Согласно п. 7 постановления в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представлены доказательства исполнения обязательств по контракту в полном объеме. Материалы дела содержат только доказательства нарушения ответчиком обязательств по конкретным спорным актам выявленных нарушений.
Таким образом, не представляется возможным установить исполнение контракта в полном объеме и, как следствие, сумму выполненных обязательств и соответственно процент, подлежащей списанию неустойки по контракту.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-122898/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122898/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"