город Москва |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А40-150431/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Порывкина П.А.,
судей: Бодровой Е.В., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2022 по делу N А40-150431/22, по иску МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН: 7704252261 ОГРН: 1037700255284) к ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" (ИНН: 7734003657 ОГРН: 1037739019438) о взыскании 39 299 010 руб. 56 коп. процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса по государственному контракту,
При участии в судебном заседании:
от истца: Севостьянова Е.Б. по доверенности от 10.08.2022;
от ответчика: Тригубец О.К. по доверенности от 05.12.2022.
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, Государственный заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (далее - ответчик, Генподрядчик) о взыскании 39 299 010 руб. 56 коп. процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса по государственному контракту.
Решением Арбитражного суда первой инстанции от 03.11.2022 по делу N А40-150431/22 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; генподрядчик не предпринял меры к предотвращению просрочки.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы изложенные в жалобе, просил решение отменить.
Представитель ответчика возражал по доводам жалобы, в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2022 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (Генподрядчик) заключен государственный контракт от 01.03.2019 на выполнение полного комплекса работ по объекту: "Строительство кабельной волоконно-оптической линии связи мультисервисной транспортной сети связи МО РФ в направлении: УС 646-Д - объект 81804", Ленинградская область.
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (возведение объекта "под ключ").
Разделом 5 Контракта установлены сроки выполнения обязательств: инженерные изыскания, обследования, обмеры - 31.05.2019; разработка проектной документации, градостроительной документации - 31.07.2019; получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 30.09.2019; разработка рабочей документации - 31.10.2019; выполнение строительно-монтажных работ - 31.01.2020; подписание итогового акта приемки выполненных работ - 28.02.2020.
Как указывает истец, обязательства по контракту в полном объеме Генподрядчиком не исполнены.
Согласно пункту 4.19 контракта в случае неисполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в срок, установленный пунктом 19.1 Контракта (30.11.2020), и (или) в случае одностороннего отказа Государственного заказчика от исполнения Контракта (подпункт 20.1.3 контракта) Генподрядчик лишается права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом), и к авансу (или его соответствующей части) применяются правила статьи 823 ГК РФ о коммерческом кредите. Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) уплачиваются, начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части), по день фактического исполнения обязательств. Плата за пользование коммерческим кредитом устанавливается в размере одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день уплаты процентов, от суммы выданного аванса (или его соответствующей части) за каждый день пользования авансом (или его соответствующей частью) как коммерческим кредитом.
Также судом установлено, что истцом произведены авансовые платежи платежными поручениями от 19.03.2019 N 115313 на сумму 132 820 460,50 руб., от 16.09.2020 N 412647 на сумму 40 000 000,00 руб., от 28.05.2021 N 649487 на сумму 23 128 180,00 руб., от 07.10.2021 N 399957 на сумму 10 188 710,00 руб., от 24.11.2021 N 660627 на сумму 6 342 649,50 руб., а всего на сумму 212 480 000,00 руб.
Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса рассчитываются по формуле: (сумма аванса - стоимость выполненных работ, зачтенных в счет выплаченного аванса) х размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ х 1/300 х количество дней пользования авансом.
Согласно представленного истцом расчета проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса составляют 39 299 010,56 руб.
Поскольку генподрядчиком обязательства по контракту в полном объёме не исполнены, истец обратился с требованиями в суд.
В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Положениями пункта 7.1.10. контракта предусмотрено, что Заказчик до начала проектно-изыскательских Работ передает Генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ.
Согласно пункту 7.1.11 Контракта, Заказчик до начала производства строительно-монтажных работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период строительства (реконструкции) Объекта Строительную площадку по Акту передачи строительной площадки, а также всю необходимую для строительства (реконструкции) Объекта документацию (проектную документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости), технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство).
В соответствии с пунктом 7.1.13 Контракта, Заказчик оказывает содействие Генподрядчику в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе Документации, устранение которых находится в компетенции Заказчика.
Пунктом 3.1 раздела 23 Контракта определен перечень исходно-разрешительной документации, переедаемой Заказчиком, а именно: технические требования к сети ВОЛС, техническим средствам ВОСП, резервным источникам тактовой сетевой синхронизации комплектам запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) технических средств ВОСП; технические требования к ОК, изделиям и материалам; исходные данные по организации связи.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий в силу части 2 статьи 9 АПК.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Так, согласно материалам дела, обязанность по передаче исходных данных (исходно-разрешительной документации для начала производства работ), необходимых для выполнения Работ, Заказчиком надлежащим образом не исполнена.
Строительная площадка по акту приемки-передачи строительной площадки передана Генподрядчику 06.05.2019, то есть с нарушением в 66 календарных дней с даты заключения Контракта.
Хотя, в адрес Заказчика направлялись письма о предоставления исходных данных, необходимых для выполнения работ (от 16.05.2019 N 38/5325, от 25.06.2019 N 38/7063, от 17.07.2020 N 38/9257, от 10.09.2020 N 38/12601, от 16.10.2020 N 38/15010, от 09.02.2021 N38/2092).
Фактически исходные данные были переданы Генподрядчику в следующие сроки (письмо Генподрядчиком от 01.04.2021 N 38/5321): технические условия (линейная часть) на прокладку оптического кабеля в подземной инфраструктуре ПАО "Ростелеком" выданы Генподрядчику от 09.10.2019 (спустя 222 календарных дня с даты заключения контракта); технические условия (станционная часть) на размещение оборудования связи Минобороны России на объекте 03823 ПАО "Ростелеком" выданы Генподрядчику от 09.10.2019 (спустя 222 календарных дня с даты заключения Контракта); технические условия (ТСС) на присоединение к базовой сети тактовой сетевой синхронизации ПАО "Ростелеком" на объекте 81804 ПАО "Ростелеком" выданы Генподрядчику от 06.07.2020 (спустя 493 календарных дня с даты заключения Контракта); договор на прокладку (переустройство) инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" подписан со стороны ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" от 03.03.2021 и направлены на подписание в РУЗКС ЗВО сопроводительным письмом от 03.03.2021 N 1239/031150, которое было произведено со стороны РУЗКС ЗВО от 04.03.2021, что не позволило разработать раздел 2 "Проект полосы отвода" проектной документации в установленные Контрактом сроки; утвержденный акт натурного технического обследования участка леса от 22.06.2020, расположенного на землях МО РФ в Веденеевском участковом лесничестве Морозовского лесничества - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России в границах земельного участка 47:07:0940001:32, требующийся для дальнейшего обеспечения проектирования и строительства трассы ВОЛС доведен в адрес Предприятия от 15.10.2020 (спустя 594 календарных дней с даты заключения Контракта).
В силу частей 6, 7 статьи 48 ГрК РФ, пункта 10, пункта 11 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию": задание на проектирование; утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; правоустанавливающие документы на объект капитального строительства - в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства; технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 ГрК РФ и иными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования; являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании статьи 759 ГК РФ Заказчик должен предоставить Генподрядчику.
К числу указанных исходных данных относится и земельный участок, согласно статье 47 ГрК РФ, для выполнения инженерных изысканий необходимо задание заказчика на проведение инженерных изысканий и наличие самого земельного участка, на котором будут проводиться инженерные изыскания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 272-р, Заказчик является единственным исполнителем, оказывающим услуги застройщика в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно положениям статей 51, 55 ГрК РФ, а также статьи 747 ГК РФ, права на земельный участок под объектами строительства подлежат оформлению на застройщика, то есть на Заказчика.
При этом, трасса для размещения волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС) располагается в Ленинградской области, для размещения которой Заказчику необходимо заключение договоров аренды частей земельных участков с правообладателями, а также оформление частей единого землепользования, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Необходимые договоры аренды частей земельных участков между правообладателями и Заказчиком заключены лишь 12.08.2021, то есть спустя 895 календарных дней с момента заключения контракта. Так, договор с АО "Ленингранец" заключен от 28.04.2020 N 2004-05-АР; договор с ИП Шейников П.А. заключен от 07.06.2021 N б/н; договор с И.Ф. Аралбаевым заключен от 07.06.2021 N б/н; договор с ООО "Племенной завод "Бугры" заключен от 12.08.2021 N 1.
Договоры безвозмездного пользования земельными участками заключены Заказчиком 11.03.2021, то есть спустя 741 календарный день с момента заключения контракта (договоры от 20.03.2020 N 141/3/БСП(к)-1096, от 07.10.2020 N 141/З/БСПЗ(к)- 1169, от 11.03.2021 N 141/3БСПЗ(к)-1238).
Таким образом Заказчиком земельные участки своевременно оформлены не были, что и увеличило сроки выполнения Работ по Контракту
В соответствии с подп. "д" раздела II постановления Правительства от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", задание на проектирование передаётся заказчиком исполнителю на стадии проектирования и является обязательным документом, предоставляемым совместно с проектной документацией в государственную экспертизу Министерства обороны Российской Федерации для прохождения экспертизы по проектной документации.
При этом, задание на проектирование выдано Заказчиком лишь 18.05.2020 (N ЗНП/12/065/180520), то есть спустя 440 календарных дней с даты заключения контракта.
С учетом отсутствия у Генподрядчика полного комплекса документов, необходимого для подготовки разделов проектной документации, данная документация разрабатывалась и направлялась Заказчику частично (письма Генподрядчика от 13.11.2019 N 38/13876, от 05.02.2020 N 38/1316, от 16.04.2020 N 38/4575-дсп, от 06.05.2020 N 38/5341).
Проектная документация направлена Заказчиком в государственную экспертизу Министерства обороны Российской Федерации 09.07.2020 (заявление Заказчика от 09.07.2020 N 4/2775).
В силу положений Контракта, а также действующего законодательства РФ (пункт 1, пункт 10, статьи 49 ГрК РФ) обязательство по получению положительного заключения Государственной экспертизы проектной документации лежит исключительно на Заказчике.
Согласно пункта 2 Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 N 1700 (далее -Административный регламент), заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является технический заказчик, обратившийся с заявлением.
Таким образом, сроки передачи Заказчиком документации в государственную экспертизу, а также сроки рассмотрения документации в государственной экспертизе находятся вне компетенции Генподрядчика, и он не может нести ответственность за действия (бездействие) третьих лиц и обстоятельства, находящиеся вне сферы его контроля.
Согласно пункту 1.1.28. контракта, рабочая документация - документация, разработанная на основании утвержденной Проектной документации и предназначенная для проведения строительных работ.
Соответственно, до момента получения проектной документации, а также получения всей необходимой документации, выполнение работ по Контракту не представляется возможным.
Таким образом, с учетом несвоевременного предоставления исходно-разрешительной документации, длительного прохождения государственной экспертизы по проектной документации, начисление процентов на нарушение сроков выполнения работ является неправомерным, в связи со встречным неисполнением обязательств со стороны Заказчика.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2022 по делу N А40-150431/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150431/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"