город Воронеж |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А08-8280/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Бровченко Раисы Ивановны: Гюнтер Ю.С., представителя по доверенности N 2 от 09.01.2023 предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от судебного пристава-исполнителя Красногвардейского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Гусар Марии Викторовны - представители не явились, надлежаще извещена;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области - представители не явились, надлежаще извещено;
от Красногвардейского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области - представители не явились, надлежаще извещен;
от Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области - представители не явились, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Красногвардейского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Гусар Марии Викторовны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.10.2022 по делу N А08-8280/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Бровченко Раисы Ивановны (ИНН 311100317008, ОГРН 304312201400026) к судебному приставу-исполнителю Красногвардейского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Гусар Марии Викторовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области и Красногвардейскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области о признании незаконными и отмене вынесенных по исполнительному производству N 59374/22/31014- ИП постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации; о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бровченко Раиса Ивановна (далее - ИП Бровченко Р.И., Предприниматель, должник) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Красногвардейского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Гусар Марии Викторовне (далее - пристав Гусар М.В., судебный пристав-исполнитель), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области (далее - УФССП России по Белгородской области, Управление) и Красногвардейскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области (далее - Красногвардейский РОСП) о признании незаконными и отмене постановлений по исполнительному производству N 59374/22/31014-ИП:
- от 05.08.2022 N N 39876090/3114-1; 39876091/3114-1; 39876092/3114-1; 39876093/3114-1; 39876094/3114-1; 39876095/3114-1 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации;
- от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера N 39878458-3114-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области (далее - УФНС России по Белгородской области, взыскатель).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.10.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, судебный пристав-исполнитель Гусар М.В. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы судебный пристав-исполнитель ссылается на неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, а также на окончание исполнительного производства 24.08.2022 в связи с полным погашением задолженности.
Кроме того, пристав Гусар М.В. указывает, что в отношении должника не заявлялись в установленном порядке требования о признании его несостоятельным (банкротом), у должника имелась реальная возможность добровольного погашения задолженности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 31.01.2023 представитель ИП Бровченко Р.И. возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении не явившихся участников процесса о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя предпринимателя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в производстве судебного пристава-исполнителя Красногвардейского РОСП УФССП России по Белгородской области Гусар М.В. находится исполнительное производство N 59374/22/31014-ИП, возбужденное 27.07.2022 на основании исполнительного документа - постановления УФНС России по Белгородской области от 22.07.2022 N 2764 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества ИП Боровченко Р.И. на общую сумму 47 573,87 руб.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 27.07.2022 должнику установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ).
Указанное постановление было получено должником через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг 27.07.2022, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (т.1 л.д.42).
В связи с тем, что требования исполнительного документа в добровольном порядке исполнены не были, судебным приставом-исполнителем Гусар М.В. 05.08.2022 были вынесены постановления N N 39876090/3114-1; 39876091/3114-1; 39876092/3114-1; 39876093/3114-1; 39876094/3114-1; 39876095/3114-1 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Также постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.08.2022 N 39878458-3114-1 с должника был взыскан исполнительный сбор по исполнительному производству имущественного характера в размере 3 330,17 руб.
Полагая, что указанные постановления не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы как должника по исполнительному производству, ИП Бровченко Р.И. обратилась в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на заявителя распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов и, следовательно, исполнительное производство приостанавливается в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве, что означает недопустимость начисления штрафов и иных финансовых санкций, а также применения мер принудительного исполнения в период действия моратория.
Соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, апелляционная коллегия также руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другим Федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Также на основании части 1 статьи 128 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 5 Закона N 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Закона N 229-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N118-ФЗ, Закон о судебных приставах) на судебных приставов-исполнителей возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом об исполнительном производстве актов других органов и должностных лиц.
Статьей 13 Закона N 118-ФЗ предусмотрена обязанность судебного пристава использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом (часть 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Как предусмотрено частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Частью 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ установлено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.01.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве мер его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением, в процессе исполнительного производства, и налагается на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа имущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (пункт 1 части 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ).
Порядок обращения взыскания на имущество должника определен в статье 69 Закона N 229-ФЗ, согласно части 1 которой, обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах (часть 3 статьи 69 Закона N 229-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 70 Закона N 229-ФЗ перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Из материалов дела усматривается, что ИП Бровченко Р.И. требования исполнительного документа в установленный в нем срок в добровольном порядке не исполнила, что послужило основанием для вынесения в отношении нее постановлений об обращении взыскания на денежные средства на счетах в банках, а также о взыскании исполнительского сбора.
Между тем, как обоснованно указал суд области, при вынесении указанных постановление судебным приставом-исполнителем не было учтено следующее.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", вступившим в силу 08.06.2020, внесены изменения в Закон N229-ФЗ, предусматривающие приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве.
Так, пунктом 9 части 1 статьи 40 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве Правительство Российской Федерации для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях с 01.04.2020 наделено правом введения моратория в отношении отдельных категорий должников на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее - мораторий), на срок которого в отношении указанных должников приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве).
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, которое вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев (с 01.04.2022 по 30.09.2022).
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 03.02.2022) "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
При исследовании вопроса об отнесении взыскиваемой задолженности к текущим платежам, апелляционный суд учитывает, что взыскателем не заявлено доводов и не приведено доказательств о том, что взыскиваемую задолженность следует относить к текущей, возникшей до периода введения моратория (01.04.2022).
При этом из имеющихся в материалах дела доказательств (л.д. 85-88) усматривается, что взысканию на основании постановления УФНС России по Белгородской области N 2764 от 22.07.2022 подлежит налог, взимаемый с Бровченко Р.И. в качестве налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения (с объектом налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов), уплата которого производится по итогам отчетных периодов (квартал, полугодие, 9 месяцев или налогового периода - год (ст. 346.19 НК РФ). С учетом даты направления налогоплательщику требования - 11.05.2022, речь в данном случае может идти об уплате УСН за 2021 год либо за 1 квартал 2022 года.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
В свою очередь, требования, касающиеся пеней, зависят от квалификации обязательных платежей, за неисполнение обязанности по уплате которых они начислены.
Таким образом, в рассматриваемом случае налоговый (отчетный) период по УСН, за который в принудительном порядке взыскивается задолженность, истек до даты введенного моратория (с 01.04.2022), ввиду чего, в отсутствие доказательств того, что взыскиваемые обязательные платежи относятся к текущим платежам, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что на заявителя распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов и, следовательно, исполнительное производство приостанавливается в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве, что означает недопустимость наложения финансовых санкций и применения мер принудительного исполнения в период действия моратория.
Доводы о том, что 24.08.2022 судебным приставом-исполнителем оспариваемые постановления об обращении взыскания на денежные средства, были отменены, а исполнительное производство N 59374/22/31014-ИП - окончено фактическим исполнением, правомерно отклонены судом области со ссылкой на разъяснения пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно которым последующая отмена оспариваемых постановлений не влечет невозможность их признания незаконными в соответствии с разъяснениями.
Применение оспариваемых постановлений нарушало права предпринимателя как должника по исполнительному производству, поскольку привело к необоснованному взысканию денежных средств в бесспорном порядке.
Указанная правовая позиция соответствует Определению Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 303-ЭС20-13572.
Обстоятельства дела судом первой инстанции применительно к предмету заявленного требования исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.10.2022 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судебной коллегией не рассматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.10.2022 по делу N А08-8280/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Красногвардейского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Гусар Марии Викторовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-8280/2022
Истец: Бровченко Раиса Ивановна
Ответчик: Красногвардейский районный отдел судебных приставов УФССП России по Белгородской области, Судебный пристав Красногвардейского РОСП УФССП России по Белгородской области Гусар Мария Викоровна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области
Третье лицо: УФНС по Белгородской области