г. Челябинск |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А07-17019/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСервис" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2022 по делу N А07-17019/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСервис" - Варшавский В.Л. (паспорт, диплом, доверенность от 10.01.2021), Грибов К.Д. (паспорт, доверенность от 18.01.2023, диплом);
Башкортостанской таможни - Рыдаванов О.Ю. (служебное удостоверение, доверенность от 28.11.2022), Бикбулатова Э.А. (служебное удостоверение, доверенность от 31.05.2022, диплом);
эксперт Шамсутдинов Р.Р. (паспорт, дипломы о подтверждении квалификации, свидетельства на право самостоятельного производства таможенных экспертиз).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСервис" (1100280035800, ИНН 0274150953) (далее - ООО "ЭкоСервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (ОГРН 1030203919140, ИНН 0274071518) (далее также - таможенный орган):
- о признании решения Башкортостанской таможни о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10401000-22/100001 от 04.03.2022 по декларации на товары N 10013160/270319/0076772 незаконным;
- о признании решения Башкортостанской таможни от 10.03.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/270319/0076772, после выпуска товаров незаконным;
- о возложении обязанности на Башкортостанскую таможню восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "ЭкоСервис" путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 510 097 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд посчитал законными решения таможенного органа исключительно на основании заключения таможенного эксперта, которое не имеет силы судебной экспертизы и является иным документом. Арбитражным судом не была назначена судебная экспертиза, которая является основным видом доказательств по аналогичным спорам. Судом не дана оценка доказательствам, представленным обществом: заключение эксперта от 28.12.2021 N 21-09/21, техническая документация, представленная ООО "ЭкоСервис", разъяснения Госстандарта. В заключении эксперта N 21-09/21 от 28.12.2021 указано, что товары являются регуляторами давления. Судом также не исследованы технические документы на товар, в частности, инструкция по эксплуатации паровой турбины, в которой содержится описание принципа работы регулятора давления, который соответствует тексту подсубпозиции 8481 80 591 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС (регуляторы давления). Вывод суда о том, что регуляторы давления не управляются автоматическим воздействием рабочей среды на регулирующий элемент, а также не предназначены для поддержания давления рабочей среды в заданном диапазоне, не основан на технических характеристиках регулирующих клапанов, содержащихся в Инструкции по эксплуатации. ГОСТ "Арматура трубопроводная. Термины и определения" не предполагает существование регулирующих клапанов нормально-закрытого типа, поскольку регулирующий клапан и нормально-закрытый клапан - это разные виды клапанов. Ссылка таможенного органа на то, что регулирующий клапан является регулятором давления прямого действия (ГОСТ 12678-80 "Регуляторы давления прямого действия) является несостоятельной, поскольку для правильной классификации товара в подсубпозиции 8481 80 591 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС не требуется, чтобы регулятор давления относился к регулятору давления прямого действия. Кроме того, ни в инструкции по эксплуатации, ни в иных документах на товар не содержится указания на то, что регулирующий клапан автоматически обеспечивает переключение арматуры в положение "Закрыто". В письме Госстандарта от 15.02.2022 N1800-ИК/ОЗ указано, что "исполнительный механизм работает от электрического сигнала..., который подает оператор, что характерно для регулирующего клапана, а не для регулятора", вместе с тем, указанный вывод противоречит техническому описанию товара. Согласно пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (ред. от 25.06.2019) (Том IV. Разделы XTV - XVI. Группы 71 - 84) в товарную позицию 8481 ЕТН ВЭД ЕАЭС inter alia включаются редукционные клапаны (иногда называемые регуляторами давления, редукторами давления или регуляторами-редукторами давления). При таких обстоятельствах арбитражный суд необоснованно и незаконно пришел к ошибочному выводу о доказанности таможенным органом законности и обоснованности принятых решений.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
27.01.2022 от общества поступило ходатайство о назначении судебной экспертизы оборудования- регулирующие клапаны оборотов турбины ПЦПЛ 700 и ПЦ 1100 производства Siemens (Чехия), просит поставить следующие вопросы перед экспертами:
1. Какой принцип работы товара "Регулирующие клапаны оборотов турбины ПЦПЛ 700 и ПЦ 1100 производства Siemens (Чехия)"?
2. Каково функциональное назначение товара?
3. Идентифицировать товар с целью определения: относится ли товар к категории регуляторов давления?
Рассмотрев заявленное ООО "ЭкоСервис" ходатайство о назначении судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его назначения.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Ходатайство о проведении экспертизы может быть заявлено в суде первой или апелляционной инстанции до объявления председательствующим в судебном заседании исследования доказательств законченным (часть 1 статьи 164 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а при возобновлении их исследования - до объявления законченным дополнительного исследования доказательств (статья 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
Вопрос о назначении экспертизы либо об отказе в ее назначении разрешается судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств, при этом суд самостоятельно определяет достаточность доказательств.
Суд назначает экспертизу лишь для разъяснения возникающих у него при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. При отсутствии таких вопросов спор между сторонами может быть рассмотрен без дополнительной оценки фактов, для установления которых заявитель настаивал на проведении экспертизы.
Исходя из предмета заявленных требований, а также представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости назначения по делу судебной экспертизы, полагает имеющиеся в материалах дела доказательства достаточными для оценки доводов апелляционной жалобы.
Кроме того, уважительных причин незаявления указанного ходатайства в суде первой инстанции заявителем не представлено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в регионе деятельности Московского областного таможенного поста (центра электронного декларирования) организацией ООО "ЭкоСервис" во исполнение контракта от 07.12.2017 N ARC-2017/006 заключенного с фирмой ARCGROUP S.R.O. (Чехия), на таможенную территорию Евразийского экономического союза по ДТ N 10013160/270319/0076772 ввезен следующий товар N 1: "Группа регулирующих клапанов оборотов ротора приводной паровой турбины типа ПЦ: группа регулирующих клапанов оборотов турбины ПЦПЛ 700 N N 5014 и 5015, (Оту 90842-071, Оту 8421-431), поставляются в частично разобранном для транспортировки виде, в комплекте с принадлежностями; Производитель SIEMENS S.R.O. Тов. знак SIEMENS. Кол-во 2.00 шт.; Группа регулирующих клапанов оборотов турбины ПЦ 1100 NN 5046 и 5047, (ОТУ 90842-072 R), поставляются в частично разобранном для транспортировки виде, в комплекте с принадлежностями; Производитель SIEMENS S.R.O. Тов. знак SIEMENS. Кол-во 2.00 шт." (далее по тексту "регулирующие клапаны").
Заявленный декларантом код товара 8481 80 591 0 по TH ВЭД ЕАЭС соответствует "Регуляторам давления".
Башкортостанской таможней в отношении ООО "ЭкоСервис" проведена камеральная таможенная проверка по вопросу проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации N 10013160/270319/0076772 (далее - ДТ).
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки составлен акт камеральной таможенной проверки Башкортостанской таможни N 10401000/210/240821/А000013 от 24.08.2021.
На основании акта камеральной таможенной проверки 29.09.2021 Башкортостанской таможней принято решение о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8481 20 900 9, а также решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 29.09.2021.
Основанием принятия Башкортостанской таможней указанного решения о классификации товара послужили, в том числе и результаты таможенной экспертизы, назначенной в соответствии со статьями 335, 389 ТК ЕАЭС (заключение таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Екатеринбург ЭИО (г. Уфа) от 12.05.2021 N 12407010/0009745).
Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании принятых таможенным органом решений. Делу присвоен N А07-32842/2021.
После обращения в Арбитражный суд Республики Башкортостан Приволжским таможенным управлением проведен ведомственный контроль, по результатам которого принято решение N 10400000/100222/1/2022 от 10.02.2022, которым решения Башкортостанской таможни от 29.09.2021 о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8481 20 900 9, о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/270319/0076772, после выпуска товаров, признаны незаконными и отменены полностью.
04.03.2022 Башкортостанской таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10401000/210/040322/А000017.
В акте проверки документов Башкортостанская таможня пришла к выводу о том, что классификация ввозимого обществом товара в подсубпозиции 8481 80 591 0 ТН ВЭД ЕАЭС (регуляторы давления) является неверной.
В связи с чем, Башкортостанской таможней принято решение о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС от 04.03.2022 N РКТ-10401000-22/100001, согласно которому данный товар должен классифицироваться в подсубпозиции 8481 80 599 0 ТН ВЭД ЕАЭС (арматура регулирующая, прочая).
Смена классификационного кода с 8481 80 591 0 ТН ВЭД ЕАЭС (регуляторы давления) на код 8481 80 599 0 ТН ВЭД ЕАЭС) приводит к изменению ставки ввозной таможенной пошлины с 0% до 7% и влечет доначисление таможенных платежей. В связи с чем Башкортостанской таможней было принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/270319/0076772, после выпуска товаров от 10.03.2022.
Полагая, что указанные решения таможенного органа приняты с нарушением действующего законодательства, кроме того, нарушают права и законные интересы общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в декларациях на товары, помимо прочих подлежат указанию сведения о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Согласно положениям статьи 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. При этом таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
В силу пункта 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.
Для юридических целей при классификации, прежде всего, имеют значение наименования субпозиций и примечания, относящиеся к субпозициям.
Таким образом, таможенные органы уполномочены осуществлять ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ).
В настоящее время действующая ТН ВЭД основана на обеспечении обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 и межправительственного Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 03.11.1995 (участником которых является Российская Федерация).
Гармонизированная система описания и кодирования товаров, обращающихся в мировой торговле (следовательно, и ТН ВЭД ЕАЭС), основана на принципе последовательности обработки товаров - от сырья, полуфабрикатов - до готовых изделий. Указанный принцип применяется с учетом четырех признаков товаров: степени обработки, назначения, вида материала, из которого изготовлен конкретный товар, и потребительского применения конкретного товара на существующих товарных рынках.
Таким образом, в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и в ТН ВЭД образуются группы, подгруппы, товарные позиции и товарные субпозиции (подсубпозиции).
Согласно пункту 6 Положения ОПИ (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров") применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Таким образом, неотъемлемую часть гармонизированной системы описания и кодирования товаров (следовательно, и ТН ВЭД ЕАЭС) составляют Основные правила интерпретации.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, являющихся Приложением к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 21 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, неотъемлемую часть гармонизированной системы описания и кодирования товаров (следовательно, и ТН ВЭД ЕАЭС) составляют основные правила интерпретации, применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки. ОПИ 1 применяется в первую очередь.
Согласно материалам дела, товары, ввезенные по декларации ДТ N 10013160/270319/0076772, описаны в графе 31, указанной ДТ, с учетом дополнений к указанной декларации, как Группа регулирующих клапанов оборотов ротора приводной паровой турбины типа ПЦ: группа регулирующих клапанов оборотов турбины ПЦПЛ 700 N N 5014 и 5015, (Оту 90842-071, Оту 8421-431), поставляются в частично разобранном для транспортировки виде, в комплекте с принадлежностями; Производитель SIEMENS S.R.O. Тов. знак SIEMENS. Кол-во 2.00 шт.; Группа регулирующих клапанов оборотов турбины ПЦ 1100 NN 5046 и 5047, (ОТУ 90842-072 R), поставляются в частично разобранном для транспортировки виде, в комплекте с принадлежностями; Производитель SIEMENS S.R.O. Тов. знак SIEMENS. Кол-во 2.00 шт." (далее по тексту "регулирующие клапаны").
Как указано выше, заявителем данные товары классифицированы в товарной позиции 8481 ТН ВЭД ЕАЭС "Краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны".
Согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию редукционные клапаны для понижения давления газов и поддержания этого пониженного давления на постоянном уровне с помощью запорного органа, положение которого регулируется устройством, реагирующим на давление (диафрагмой, сильфоном, мембраной и т.д.) и демпфируемым посредством пружины регулируемого натяжения. Эти клапаны обеспечивают непосредственное регулирование давления проходящих через них газов; они монтируются, например, на баллонах со сжатым газом, на резервуарах, находящихся под давлением, или на питающих системах трубопроводов приборов, которые они обслуживают.
Кроме того, в данную товарную позицию включаются редукционные клапаны (иногда называемые регуляторами давления, редукторами давления или регуляторами-редукторами давления), которые монтируются также на выходных отверстиях резервуаров, находящихся под давлением, котельных агрегатов, на подсоединяемых питающих топливопроводных системах или вблизи устройств, которые они обслуживают, с целью осуществления той же самой функции применительно к сжатому воздуху, пару, воде, углеводородам или другим текучим средам.
Следовательно, в данную товарную позицию включаются такие устройства, которые предназначены для регулирования потока при заполнении, опорожнении различных текучих сред.
В субпозиции 8481 80 59 классифицируется арматура прочая.
В заявленную участником ВЭД подсубпозицию 8481 80 591 0 ТН ВЭД ТС классифицируются клапаны, осуществляющие регулирование давления.
Прочая регулирующая арматура, осуществляющая также иные функции, включается в подсубпозицию 8481 80 599 0 ТН ВЭД ТС.
Исходя из представленной при декларировании технической документации, товары "Группы регулирующих клапанов" поставлялись в частично разобранном для транспортировки виде, в комплекте с принадлежностями, без сервоприводов (сервомоторов).
При этом принцип работы исследуемых клапанов описан в исследовательской части заключения таможенного эксперта от 12.05.2021 N 12407010/0009745 - "В статическом положении, когда на рычаг клапана не воздействует усилие сервомотора, его поршень за счет механического воздействия пружины находится в герметичном соприкосновении с седлом клапана (клапан закрыт). При необходимости подачи рабочей среды (пара) в паровую турбину оператор подает электрический сигнал на сервомотор, шток сервомотора воздействует на запирающий элемент клапана через рычаг. Запирающий (регулирующий) элемент клапана поднимается и рабочая среда (пар) поступает из подающего трубопровода в паровую турбину (клапан открыт). Исследуемые клапаны на паровых турбинах устанавливаются группами. На турбине ПЦПЛ 700 установлена группа, состоящая из двух последовательно открывающихся клапанов. На турбине ПЦ 1100 установлена группа, состоящая из трех последовательно открывающихся клапанов. В зависимости от необходимой выходной мощности паровой турбины, воздействием сервомотора не рычаг, последовательно открывают один, два или три клапана, тем самым увеличивая подачу пара в турбину.
Таким образом, исследуемые клапаны по выполняемым функциям и принципу работы предназначены для регулирования параметров рабочей среды посредством управления (регулирования) потока рабочей среды путем изменения проходного сечения и относятся к регулирующим клапанам нормально-закрытого типа.
Из вышеизложенного следует, что исследуемые регулирующие клапаны используются в процессе переноса энергии текучей среды (пара) в гидравлических системах, где источник энергии поступает в виде водяного пара под давлением.
Проведенное исследование, дает основания для вывода о том, что объекты исследования являются группами регулирующих клапанов, состоящих из двух и трех клапанов, предназначенных для регулирования оборотов ротора паровых турбин ПЦПЛ-700 и ПЦ-1100 соответственно.
В связи с тем, что объекты исследования не управляются автоматическим воздействием рабочей среды на регулирующий элемент, а так же не предназначены для поддержания давления рабочей среды в заданном диапазоне, по своей конструкции, выполняемым функциям и принципу работы таможенным экспертом сделан вывод о том, что представленные на исследование регулирующие клапаны не являются регуляторами давления.
Апеллянт в опровержении указанных выводом ссылается на представленное в материалы дела заключение эксперта от 28.12.2021 N 21-09/21, в соответствии с которым эксперт пришел к выводу, что исследуемые регулирующие клапаны оборотов турбины ПЦПЛ 700 и ПЦ 1100 являются регулирующей арматурой, предназначенной для управления потоком водяного пара путем изменения проходного сечения.
Согласно выводов эксперта товар исследованный товар, являющийся согласно предъявленным документам частью арматуры с управлением от гидравлического сервомотора - регулирующие клапаны оборотов ротора турбин ПЦПЛ 700 и ГЩ 1100 (производитель: Siemens, s.r.o., odstepny zavod Industrial Turbomachinery (Чехия) декларант OOO "ЭкоСервис" по Внешнеторговому контракту N ARC-2017/006 от 07.12.2017, заключенному между компанией ООО "ЭкоСервис" должны классифицироваться в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, утверждённой решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (в ред. от 19.12.2019), в субпозиции ТН ВЭД 8481 80 -арматура прочая".
В соответствии с ГОСТ 24856-2014 "Арматура трубопроводная. Термины и определения" регулирующий клапан - регулирующая арматура, конструктивно выполненная в виде клапана.
Нормально-закрытый клапан (клапан НЗ) - клапан с приводом или с исполнительным механизмом, который при отсутствии или прекращении подачи энергии, создающей усилие перестановки запирающего или регулирующего элемента, автоматически обеспечивает переключение арматуры в положение "Закрыто".
Регулятор - регулирующая арматура, управляемая автоматически воздействием рабочей среды на регулирующий или чувствительный элемент.
Как установлено по результатам исследования таможенного органа, у рассматриваемой арматуры имеется исполнительный механизм (привод), функцию которого выполняет сервомотор, которым комплектуется регулирующий клапан, а не регулятор. Исполнительный механизм работает от электрического сигнала (посторонняя энергия, а не энергия рабочей среды), который подает оператор, что характерно для регулирующего клапана, а не для регулятора.
Все доводы заявителя фактически сводятся к тому, что ввезенный им товар функционирует автоматически за счет энергии рабочей среды, функциональное назначение ввозимого обществом товара заключается именно в регулировке давления в турбине, что влечет за собой поддерживание требуемой мощности, функциональное назначение товаров едино, механизм автоматизирован. Создаваемое давление регулируется исследуемым клапаном, именно таким образом регулируются обороты турбины, поддерживается требуемая мощность.
Суд апелляционной инстанции считает, что на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, учитывая основные технические характеристики и описание товара, а также результаты таможенной экспертизы, основная функция классифицируемого товара выполняется посредством клапана, что соответствует товарной позиции 8481 ТН ВЭД.
Классификация клапанов, выполняющих функции регулирования давления и расхода газов, в отличие от регуляторов только давления, производится в подсубпозицию прочие 8481 80 599 0 ТН ВЭД ТС, поскольку тексты предыдущих подсубпозиций 8481 80 591 0 не применимы к декларируемому товару.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенный орган обоснованно классифицировал ввезенный заявителем товар в товарную подсубпозицию 8481 80 599 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Исходя из части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апеллянта об отсутствии отражения судом первой инстанции оценки представленных заявителем документов апелляционная коллегия отклоняет, поскольку нормы статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предъявляют конкретных требований к фактической полноте судебных актов. Указание арбитражными судами только выводов, в том числе по итогам непосредственной оценки документов, содержание которых исключает согласие суда с доводами участвующего в деле лица, не является нарушением указанных норм процессуального права.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2022 по делу N А07-17019/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17019/2022
Истец: ООО "ЭКОСЕРВИС"
Ответчик: БАШКОРТОСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ