г. Воронеж |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А64-3541/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серищевой С.В.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МКУ "Дирекция городских дорог": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от УМВД России по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от комитета дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МБУ "Дирекция жилищных услуг": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МБУ "Дирекция городского хозяйства": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2022 по делу N А64-3541/2022 по исковому заявлению Администрации города Тамбова Тамбовской области (ИНН 6829015056, ОГРН 1056882343352) к публичному акционерному обществу "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" (ИНН 6829012680, ОГРН 1056882304489) о восстановлении нарушенного благоустройства,
третьи лица: МБУ "Дирекция городских дорог" (ОГРН 1116829005820, ИНН 6829075658), УМВД России по Тамбовской области (ОГРН 1026801157680, ИНН 6831004679), Комитет дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1066829001546, ИНН 6829018240), МКУ "Дирекция жилищных услуг" (ОГРН 1066829046899, ИНН 6829020842), МБУ "Спецтехуниверсал" (МБУ "Дирекция городского хозяйства") (ОГРН 1136829007721, ИНН 6829095580),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Тамбова Тамбовской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала Публичного акционерного общества "Квадра" - "Тамбовская генерация" (далее - ПАО "Квадра", ответчик) об обязании ответчика восстановить нарушенное благоустройство в соответствии с СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" и национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", в срок, не позднее трех дней с момента вступления решения в законную силу, согласно акту обследования мест осуществления земляных работ, проведенных филиалом ПАО "Квадра"-"Тамбовская генерация" на территории г. Тамбова от 11.10.2022 по следующим разрешениям и адресам местонахождения, указанным в таблице (с учетом уточнения принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ):
N и/и |
Адрес проведения работ |
Место проведения работ |
N Разрешения |
Нарушено покрытие |
S асф |
ТрПл |
Б.К м.п. |
S щеб |
S гр |
1. |
Державинская 13 |
пр.ч |
699 |
асф |
12,0 |
|
|
|
|
2. |
Московская 29 кор. 7 |
Д |
1051 |
асф+бк+гр+в одотводной лоток 2-м.п. |
30,0 |
|
8,0 |
|
10,0 |
3. |
Интернациональная 28 |
д |
1450 |
асф |
4,0 |
|
|
|
|
4. |
Советская 198 Г |
д |
1466 |
асф+гр |
1,0 |
|
|
|
10,0 |
5. |
Мичуринская 130 |
д |
1477 |
асф+гр |
3,0 |
|
|
|
15,0 |
6. |
Защитная 25 |
д |
1512 |
асф+гр |
1,0 |
|
|
|
20,0 |
7. |
Мичуринская 87 |
тр,т.т р,з/з |
1532 |
асф+бк+гр +водоотв. лоток -10 м.и. |
12,0 |
|
14,0 |
|
14,0 |
8. |
Коммунальная 21 А |
д |
1544 |
асф |
3,0 |
|
|
|
|
9. |
Базарная 110 |
пр.ч |
1558 |
асф |
8,0 |
|
|
|
|
10. |
З.Космодемьянской 6 |
Д |
1604 |
асф |
8,0 |
|
|
|
|
11. |
Советская 148/45 кор. 1 |
д |
1687 |
асф+бк+гр |
12,0 |
|
4,0 |
|
8,0 |
12. |
Коммунальная 21 |
д |
1716 |
асф |
40,0 |
|
|
|
|
13. |
Новый пр. 8 |
д |
1728 |
бет+щеб +гр |
2,0 |
|
|
8,0 |
10,0 |
14. |
К.Маркса 161 А |
пр.ч,д |
1756 |
асф |
24,0 |
|
|
|
|
15. |
Мичуринская 72 |
|
1819 |
асф |
6,0 |
|
|
|
|
16. |
2-я Шацкая 6/Подвойско го 11 |
д |
1836 |
асф+бк+гр+м.а.ф-1шт. |
40,0 |
|
6,0 |
|
30,0 |
17. |
Мичуринская 114 |
д |
1847 |
асф+бк |
12,0 |
|
1,0 |
|
|
18. |
2-я Шацкая 8 |
д |
1860 |
асф+бк+м.а.ф.-5 шт. |
2,0 |
|
1,0 |
10,0 |
30,0 |
19. |
Защитный пер. 1 А |
д |
1880 |
асф+бк |
24,0 |
|
4,0 |
|
|
20. |
Коммунальная 21 Б |
д |
1886 |
асф |
16,0 |
|
|
|
|
21. |
Красносельская 3 |
тр,з/з |
1952 |
асф+бк+гр |
4,0 |
|
2,0 |
|
28,0 |
22. |
К.Маркса 237 |
гр,Д |
1963 |
асф+гр+огр-3-м.п. |
2,0 |
|
|
|
14,0 |
23. |
Интернациональная 36 |
д |
1989 |
асф+щеб |
10,0 |
|
|
30,0 |
|
24. |
Магистральная 6-8 |
пр.ч,т р,з/з |
97 |
асф+бк+гр |
28,0 |
|
2,0 |
|
4,0 |
25. |
Рылеева 75 корп. 1 |
д |
164 |
асф+гр |
6,0 |
|
|
|
2,0 |
26. |
К.Маркса 175 А/40 корп.5 |
д |
180 |
асф+бк |
10,0 |
|
4,0 |
|
|
27. |
Мичуринская 147 А |
д |
192 |
асф+бк |
4,0 |
|
8,0 |
|
|
28. |
Мичуринская 133 |
д |
207 |
асф+бк |
14,0 |
|
1,0 |
|
|
29. |
К.Маркса 246-248 |
пр.ч,т р,Д |
268 |
асф+щеб +бк+гр |
12,0 |
|
4,0 |
30,0 |
20,0 |
30. |
Коммунальная 21 А |
д |
273 |
асф |
30,0 |
|
|
|
|
31. |
Московская 29 |
д |
288 |
асф+бк |
12,0 |
|
1,0 |
|
|
32. |
Советская 181 |
д |
299 |
асф+бк+гр |
10,0 |
|
1,0 |
|
10,0 |
33. |
Мичуринская 86 |
т/т, з/з |
350 |
асф+гр |
6,0 |
|
|
|
10,0 |
34. |
Мичуринская 87 |
тр, з/з |
359 |
асф+гр |
10,0 |
|
|
|
10,0 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: МБУ "Дирекция городских дорог", УМВД России по Тамбовской области, Комитет дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Тамбова Тамбовской области, МКУ "Дирекция жилищных услуг", МБУ "Спецтехуниверсал" (МБУ "Дирекция городского хозяйства").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2022 исковые требования удовлетворены частично. В удовлетворении требований о восстановлении ограждения - 3 м.п. по ул. Карла Маркса, д.237 в г. Тамбове (разрешение N 1963), малых архитектурных форм - 1 шт. по ул. 2-я Шацкая, д. 6/ Подвойского, д.11в г. Тамбове (разрешение N 1836), малых архитектурных форм - 5 шт. 2-я Шацкая, д.8 в г. Тамбове (разрешение N 1860) отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой считает решение суда необоснованным и незаконным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, считает, что оно подлежит отмене.
Судом установлено, что в МБУ "Спецтехуниверсал" внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о смене наименования на МБУ "Дирекция городского хозяйства".
Протокольным определением от 01.02.2023 в порядке части 1 статьи 124 АПК РФ судом произведена замена наименования третьего лица - МБУ "Спецтехуниверсал" на МБУ "Дирекция городского хозяйства".
В заседание суда апелляционной инстанции представители истца, ответчика, третьих лиц не явились. От УМВД России по Тамбовской области поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и ответчика в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на осуществление земляных работ" (утв. постановлением администрации города Тамбова от 30.07.2021 N 3584) и Правилами благоустройства территории городского округа - город Тамбов (утв. решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.03.2021 N 139), ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" выданы разрешения на осуществление земляных работ N N 390(2021), N 1257(2021), N 1263(2021), N 1458(2021), N 1540(2021), N 1575(2021), N 1577(2021), N 1579(2021), N 1611(2021), N 1614(2021), N 1656(2021), N 1657(2021), N 1658(2021), N 1659(2021), N 1668(2021), N 1669(2021), N 1670(2021), N 1671(2021), N 1677(2021), N 1743(2021), N 1766(2021), N 1829(2021), N 1861(2021), N 1878(2021), N 1892(2021), N 1896(2021), N 1912(2021), N 1913(2021), N 1914(2021), N 1915(2021), N 1924(2021), N 1925(2021), N 1926(2021), N 1959(2021), N 1976(2021), N 2007(2021), N 60(2022), N 70(2022), N 74(2022), N 75(2022), N 76(2022), N 89(2022), N 121 (2022), N 127(2022), N 13 8(2022), N 151 (2022), N160(2022), N163(2022), N167(2022), N214(2022), N233(2022), N237(2022), N246(2022), N253(2022), N261(2022), N280(2022), N286(2022), N287(2022), N319(2022), N321(2022), N325(2022), N331(2022), N348(2022), N351(2022), N362(2022), N363(2022), N374(2022), N377(2022), N391(2022), N6(2022), N699(2021), N 1051 (2021), N 1444(2021), N 1450(2021), N 1466(2021), N1477(2021), N1512(2021), N1532(2021), N1544(2021), N1558(2021), N1604(2021), N1631(2021), N1643(2021), N1687(2021), N1716(2021), N1728(2021), N1756(2021), N1819(2021), N1836(2021), N1847(2021), N1860(2021), N1880(2021), N1883(2021), N1886(2021), N1952(2021), N1963(2021), N1989(2021), N97(2022), N164(2022), N180(2022), N192(2022), N207(2022), N234(2022), N240(2022), N268(2022), N273(2022), N288(2022), N299(2022), N350(2022), N359(2022) в которых установлены сроки восстановления нарушенного благоустройства (т.1 стр.22-131).
Согласно актам комиссионного обследования мест осуществления земляных работ, проведенных на территории г. Тамбова от 06.05.2022, от 27.07.2022, 11.10.2022, ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" по указанным в уточненном иске адресам не восстановлено асфальтобетонное покрытие - 418м2; щебеночное покрытие - 78м2; бордюрный камень - 61 мл.; грунт - 245м2; металлическое ограждение - 3 м.п.; малые архитектурные формы - 6 шт., водоотводной лоток -12 м.п.
В связи с неисполнением ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" предписания, с целью принуждения исполнить свои обязательства по восстановлению нарушенного благоустройства по указанным адресам администрация города Тамбова Тамбовской области обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2, статьи 125 ГК РФ).
В силу статьи 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно статье 2.6. положения об административном комитете администрации города Тамбова Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 09.11.2021 N 5337 административный комитет выполняет функции по организации на территории городского - округа город Тамбов осуществления земляных работ в рамках правил благоустройства, предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на осуществление земляных работ" на территории городского округа - город Тамбов" и иных муниципальных правовых актов.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) который определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно абзацу 22 части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В соответствии с пунктами 19, 20 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся, в частности:
- утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений".
Согласно пункту 1 статьи 37 Решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.03.2021 N 139 "О Правилах благоустройства территории городского округа - город Тамбов и признании утратившими силу отдельных решений Тамбовской городской Думы Тамбовской области" нарушенное благоустройство должно быть восстановлено производителем работ в полном объеме и в сроки, установленные в разрешении на осуществление земляных работ. Земляные работы считаются законченными, если улицы, тротуары, дворовые территории полностью восстановлены до первоначального состояния, в этом случае разрешение на осуществление земляных работ закрывается.
Согласно пункту 6 статьи 37 Решения в случае невозможности выполнения восстановительных работ в установленные разрешением сроки по причине наступления неблагоприятных сезонных природно-климатических условий осенне-зимнего и весеннего периодов (далее - неблагоприятные сезонные условия) восстановительные работы производятся в максимально возможном объеме в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов с предоставлением производителем работ письменного гарантийного обязательства, в котором по согласованию с уполномоченной организацией устанавливаются окончательные сроки восстановления нарушенного благоустройства при наступлении благоприятных сезонных условий. Места осуществления земляных работ учитываются и вносятся уполномоченной организацией в график восстановления нарушенного благоустройства городских территорий.
В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на осуществление земляных работ" (утв. постановлением администрации города Тамбова от 30.07.2021 N 3584) и Правилами благоустройства территории городского округа - город Тамбов (утв. решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.03.2021 N 139), ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра - Тамбовская генерация" выданы разрешения на осуществление земляных работ на территории городского округа - город Тамбов на осуществление земляных работ N N 390(2021), N 1257(2021), N 1263(2021), N 1458(2021), N 1540(2021), N 1575(2021), N 1577(2021), N 1579(2021), N 1611(2021), N 1614(2021), N 1656(2021), N 1657(2021), N 1658(2021), N 1659(2021), N 1668(2021), N 1669(2021), N 1670(2021), N 1671(2021), N 1677(2021), N 1743(2021), N 1766(2021), N 1829(2021), N 1861(2021), N 1878(2021), N 1892(2021), N 1896(2021), N 1912(2021), N 1913(2021), N 1914(2021), N 1915(2021), N 1924(2021), N 1925(2021), N 1926(2021), N 1959(2021), N 1976(2021), N 2007(2021), N 60(2022), N 70(2022), N 74(2022), N 75(2022), N 76(2022), N 89(2022), N 121 (2022), N 127(2022), N 13 8(2022), N 151 (2022), N160(2022), N163(2022), N167(2022), N214(2022), N233(2022), N237(2022), N246(2022), N253(2022), N261(2022), N280(2022), N286(2022), N287(2022), N319(2022), N321(2022), N325(2022), N331(2022), N348(2022), N351(2022), N362(2022), N363(2022), N374(2022), N377(2022), N391(2022), N6(2022), N699(2021), N 1051 (2021), N 1444(2021), N 1450(2021), N 1466(2021), N1477(2021), N1512(2021), N1532(2021), N1544(2021), N1558(2021), N1604(2021), N1631(2021), N1643(2021), N1687(2021), N1716(2021), N1728(2021), N1756(2021), N1819(2021), N1836(2021), N1847(2021), N1860(2021), N1880(2021), N1883(2021), N1886(2021), N1952(2021), N1963(2021), N1989(2021), N97(2022), N164(2022), N180(2022), N192(2022), N207(2022), N234(2022), N240(2022), N268(2022), N273(2022), N288(2022), N299(2022), N350(2022), N359(2022).
В указанных разрешениях установлены сроки проведения ответчиком работ по первичному восстановлению благоустройства и восстановлению благоустройства в полном объеме.
Пунктом 6 разрешений филиалу ПАО "Квадра" - "Тамбовская Генерация" предписано после осуществления земляных работ восстановить нарушенное благоустройство в полном объеме и в сроки, установленные данным разрешением. Доказательств наличия разногласий при выдаче указанных разрешений ответчику материалы дела не содержат.
Согласно акту комиссионного обследования мест осуществления земляных работ, проведенных на территории г. Тамбова от 11.10.2022 ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" по указанным в иске адресам не восстановлено асфальтобетонное покрытие - 418м2; щебеночное покрытие - 78м2; бордюрный камень - 61 мл.; грунт - 245м2; металлическое ограждение - 3 м.п.; малые архитектурные формы - 6 шт., водоотводной лоток -12 м.п.
Согласно пункту 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Ответчик был обязан выполнять предусмотренные разрешениями обязательства надлежащим образом. Как правомерно указал суд первой инстанции, взяв на себя обязательство по восстановлению благоустройства по окончании земляных работ, ответчик должен был принять все необходимые меры для приведения асфальтобетонного покрытия, тротуарной плитки, бордюрного камня, грунта по спорным адресам в первоначальное состояние.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств того, что в период после проведения земляных работ до срока определенного разрешениями, климатические и погодные условия препятствовали проведению мероприятий по восстановлению благоустройства не представлены. Невозможность проведения работ по восстановлению благоустройства документально обоснованными доказательствами не подтверждена.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Неисполнение ответчиком обязательств по восстановлению нарушенного благоустройства на территории г. Тамбова по указанным истцом адресам подтверждается материалами дела. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что ряд объектов благоустройства, а именно, - ограждение - 3 м.п. по ул. Карла Маркса, д.237 в г. Тамбове (разрешение N 1963), малые архитектурные формы - 1 шт. по ул. 2-я Шацкая, д. 6 / Подвойского, д. 11в г. Тамбове (разрешение N 1836), малые архитектурные формы - 5 шт. 2-я Шацкая, д.8 в г. Тамбове (разрешение N 1860), не могут быть восстановлены на прежнем месте по окончании земляных работ, ввиду их размещения в границах охранной зоны тепловых сетей. Ответчик указал, что взял на себя обязательство по восстановлению благоустройства по окончании земляных работ по вышеуказанным адресам в г. Тамбове, с обеспечением требований при производстве работ в охранных зонах подземных инженерных коммуникаций.
Судом установлено, что ПАО "Квадра" является собственником центральных тепловых пунктов (ЦТП) N 6 в районе улицы Подвойского, д.11, ЦТП N 1 в районе улицы Карла Маркса, дом 233, N4, ЦТП N25 в районе улицы Московской, дом 39, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.12.2010 68 АБ N229579, от 17.12.2010 68 АБ N284524, от 17.12.2010 АБ N284533.
Согласно пояснениям ответчика, в результате производства аварийно-восстановительных работ на тепловой сети в г. Тамбове были демонтированы объекты - малые архитектурные формы, а именно, в районе жилого дома N 6 по ул. 2-ая Шацкая и жилого дома N 11в по ул. Подвойского, - турник; в районе жилого дома N 8 по ул. 2-ая Шацкая, - детская площадка (горка, рукоход, качели, ограда, клумба), а также забор из профлиста в районе жилого дома 237 по ул. К.Маркса, расположенные в охранной зоне тепловой сети.
Факт размещения указанных объектов в пределах охранной зоны тепловых сетей истцом не оспаривался и подтверждается актами комиссионного обследования территорий.
Ответчик полагает, что у филиала ПАО "Квадра" отсутствует обязанность по восстановлению нарушенного благоустройства путем установки турника, детской игровой площадки, забора из профлиста в охранной зоне тепловых сетей.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Приказа Минстроя России от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных сетей" в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, запрещается, в том числе производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев. В случае нарушения требований настоящих Правил при проведении работ в охранных зонах тепловых сетей предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, имеют право запретить выполнение этих работ.
При этом абзацем 4 пункта 5 Приказа Минстроя России от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных сетей" прямо предусмотрен запрет устраивать в пределах охранных зон тепловых сетей спортивные и игровые площадки.
В соответствии с п. 4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей от 17.08.1992 N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков, шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей от 17.08.1992 N 197 предусмотрено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается устраивать спортивные и игровые площадки, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы и пр. Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Согласно части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации обязаны, в том числе организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, также установлен запрет на возведение каких-либо строений, складирование, посадку деревьев и многолетних кустарников. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружений определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
Частью 3 статьи 23.2 Закона о теплоснабжении установлена обязанность потребителей тепловой энергии соблюдать запреты, ограничения и другие обязательные требования безопасности, содержащиеся в законе, технических регламентах и правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92 утверждены "Организационно-методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации".
Пунктом 33 указанных рекомендаций предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей" и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления Правил охраны тепловых сетей.
Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Тепловые сети являются коммуникациями инженерно-технического обеспечения квартальной застройки города Тамбова и от своевременно проведенных мероприятий по проведению ремонтно-восстановительных работ на теплотрассе зависит обеспечение потребителей теплоснабжением.
Размещение объектов в охранной зоне участка тепловой сети препятствует нормальной и безопасной эксплуатации указанной теплотрассы, создает угрозу жизни окружающих и противоречит п. 5, 6, 7 Приказа Минстроя России от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных сетей".
При указанных обстоятельствах, требования истца о восстановлении благоустройства в части обязания ПАО "Квадра" возвратить в пределы охранной зоны тепловой сети турник в районе жилого дома N 6 по ул. 2-ая Шацкая и жилого дома N 11 по ул. Подвойского, детскую площадку в районе жилого дома N 8 по ул. 2-ая Шацкая, ограждение (забор) из профлиста в районе жилого дома 237 по ул. К.Маркса, противоречат требованиям законодательства в области охраны тепловых сетей.
Сам факт размещения элементов спортивного оборудования, детской игровой площадки, забора из профлиста в границах охранной зоны тепловых сетей угрожает общественной безопасности, препятствует нормальной и безопасной эксплуатации тепловых сетей, доступу ресурсоснабжающей организации к местам проведения ремонтных работ.
Приведенный правовой подход соответствует судебной практике (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2022 N Ф06-18843/2022 по делу N А57-10402/2021, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.12.2020 N Ф09-7935/20 по делу N А60-9936/2020).
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд области пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части восстановления ограждения - 3 м.п. по ул. Карла Маркса, д.237 в г. Тамбове (разрешение N 1963), малых архитектурных форм - 1 шт. по ул. 2-я Шацкая, д. 6 / Подвойского, д. 11в г. Тамбове (разрешение N 1836), малых архитектурных форм - 5 шт. 2-я Шацкая, д.8 в г. Тамбове (разрешение N 1860); в остальной части исковые требования правомерно удовлетворены.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неисполнение обязательств по восстановлению нарушенного благоустройства в связи с неисполнением обязательств подрядчика - ООО "Химстрой", с которым заключен договор подряда N 1-ТС/А-2020 от 24.09.2021 на выполнение соответствующих работ, не может быть принята во внимание.
В силу положений пункта 1 ст. 401 ГК РФ полное освобождение лица, не исполнившего обязательство, от ответственности возможно только в случае отсутствия вины последнего, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В частности, если надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
К таким обстоятельствам в силу положений данной нормы не относятся нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника.
Таким образом, разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на стороне ответчика возникло обязательство возместить в натуре вред причиненный имуществу муниципального образования (элементам благоустройства территории города).
Суд первой инстанции на основании части 2 статьи 174 АПК РФ, исходя из принципа разумности и объема необходимых работ, установил срок для выполнения ответчиком работ - не позднее трех дней с момента вступления решения в законную силу.
Доводы заявителя о недостаточности срока на устранение недостатков не могут быть положены в основу отмены судебного акта. Вопрос о сроке исполнения судебного акта может быть решен путем получения отсрочки исполнения или иным способом.
По мнению суда апелляционной инстанции, оценка доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными статьей 71 АПК РФ. Обстоятельства дела установлены верно. Судебная коллегия не усматривает причин для переоценки правомерных выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2022 по делу N А64-3541/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3541/2022
Истец: Администрация города Тамбова Тамбовской области
Ответчик: ПАО "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала "Квадра" - "Тамбовская генерация"
Третье лицо: Комитет дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Тамбова Тамбовской области, МБУ "Спецтехуниверсал", МКУ "Дирекция городских дорог", МКУ "Дирекция жилищных услуг", УМВД России по Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд