г. Владивосток |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А51-16212/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.Н. Гарбуза,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Порт Восточные ворота-Приморский Завод",
апелляционное производство N 05АП-8229/2022
на решение от 15.12.2022
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-16212/2022 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295)
к акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский Завод" (ИНН 2508005500, ОГРН 1022500708548)
о взыскании задолженности в размере 6 409,20 руб., о взыскании процентов в размере 44,95 руб. за период с 05.08.2022 в 05.09.2022, о взыскании процентов с 06.09.2022 до момента фактического исполнения требований.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось с исковыми требованиями к акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский Завод" (далее - ответчик, АО "Порт Восточные ворота - Приморский Завод") о взыскании задолженности по плате за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов в размере 6 409,20 руб., процентов в размере 44,95 руб. за период с 05.08.2022 в 05.09.2022, процентов с 06.09.2022 до момента фактического исполнения.
Настоящий спор рассмотрен судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами Главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ("Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства") и разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10).
Решением в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) Арбитражного суда Приморского края от 23.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Получив апелляционную жалобу ответчика, суд первой инстанции 15.12.2022 изготовил мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "Порт Восточные ворота - Приморский Завод" (далее - апеллянт) обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей позиции апеллянт указал, что в нарушении пункта 4 части 2 статьи 125 АПК РФ требования искового заявления изложены в отношении ООО "Порт Восточные ворота - Приморский Завод". Между тем, ответчик АО "Порт Восточные ворота - Приморский Завод" не является обществом с ограниченной ответственностью. Апеллянт полагал, что АО "Порт Восточные ворота - Приморский Завод" не является надлежащим ответчиком по делу.
Апеллянт оспорил исковые требования со ссылкой на пункт 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, полагал, что истцом неверно определен период начисления платы за простой вагонов на путях общего пользования, поскольку в соответствии с п.2.3 Тарифного руководства, плата за простой вагонов на путях общего пользования начисляется до момента уведомления перевозчика владельцем путей необщего пользования о завершении грузовых операций и готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования ж/д станции.
По тексту жалобы указал, что уведомлением от 01.07.2022 в 10:00 (мск) владелец путей необщего пользования уведомил перевозчика о завершении грузовых операций, в связи с чем, как полагает ответчик, начисление платы за простой спорных вагонов после 01.07.2022 (10:00 по мск), неправомерно. При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения требований об оплате стоимости нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования с 01.07.2022 по 02.07.2022 в ожидании подачи на выставочные пути по накопительным ведомостям N 700265 и N 700266 отсутствуют.
В срок, установленный определением апелляционного суда от 29.12.2022, в материалы дела поступил отзыв ОАО "РЖД". По тексту отзыва истец указал, что в период с 01.07.2022 по 02.07.2022 вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Рыбники - Восточная ДВОСТ ж.д. по вине ответчика, вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию на пути необщего пользования по причинам, зависящих от владельца путей необщего пользования - занятость выставочного пути ранее прибывшими вагонами. Истец указал, что факт простоя вагонов по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования, подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика, что повлекло за собой начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования. Привел довод о том, что ОАО "РЖД" правомерно снимало с простоя только те вагоны, которые грузополучатель (получатель), владелец пути необщего пользования выразил готовность принять, за простой остальных вагонов плата продолжала начисляться вплоть до получения аналогичного уведомления об их приемке. Поскольку материалами дела подтвержден факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования в период ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ответчика - занятость выставочного пути, а также не представлено доказательств готовности владельца путей необщего пользования на дату и время подачи уведомления N 344 к приему большего количества вагонов, нежели указанного в уведомлении, истец правомерно начислил плату за предоставление железнодорожных путей для нахождения на них подвижного состава по фактическое время, когда спорные вагоны были поданы на выставочные пути (02.07.2022 согласно памятке подачи N 804319 в 04-50 и 02.07.2022 в 10-10 согласно памятке подачи N 804321). Относительно довода апелляционной жалобы о неверном указании в тексте искового заявления организационно-правовой формы ответчика ОАО "РЖД" указало, что это является не более, чем опечаткой или опиской, поскольку, помимо прочего, исковое заявление содержит иные идентифицирующие ответчика признаки (ИНН, ОГРН). Кроме того, документы приложенные к исковому заявлению, позволили суду верно идентифицировать ответчика и вынести решение в отношении надлежащего юридического лица.
Иных документов до истечения указанного срока апелляционному суду от участников процесса не поступило.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статей 266 - 271, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела установлено, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", (владелец) 23.06.2021 заключен договор N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, АО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", примыкающего к железнодорожной станции Рыбники, согласно которому осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащая владельцу примыкающего стрелкой N 5 к нечетной горловине железнодорожной станции Рыбники, локомотивом владельца.
В силу пункта 5 договора N 246 (с учетом подписанного сторонами протокола разногласий N 1) подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца производится по уведомлению.
Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается перевозчиком ответственному работнику владельца по телефону не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, с регистрацией в книге уведомлений ГУ-2 (ГУ-2ВЦ) (пункт 6 договора).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожный выставочный путь (от ГПП до ПК4) владельца. Дальнейшее продвижение вагонов на пути необщего пользования производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (пункт 7 договора).
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается согласно инструкции - не более 20 вагонов (пункт 8 договора).
В соответствии с пунктом 9 договора предусмотрено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группой, в количестве не более 20 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на железнодорожный выставочный путь владельца.
О готовности вагонов к уборке (сдаче) с железнодорожного пути необщего пользования владелец передает перевозчику уведомление (пункт 11 договора).
Уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке передается владельцем представителю перевозчика по телефону и последующим подтверждением времени передачи вагонов путем передачи уведомления в электронном виде с применением электронной подписи в АС ЭТРАН по форме ГУ-2бВЦ/Э, с регистрацией перевозчиком такого уведомления в книге уведомлений о завершении грузовой операции, хранящейся на станции Рыбники. Готовыми к уборке вагоны считаются вагоны, с которыми закончены грузовые операции и на которые оформлены перевозочные документы.
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожного выставочного пути владельца после окончания приемосдаточных операций в срок, установленный технологическим процессом работы железнодорожной станции Рыбники. Срок уборки исчисляется через 3 часа с момента получения от владельца уведомления о готовности вагонов к уборке (пункт 12 договора).
На основании пункта 14 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов: в теплый период года - 8 часов, в холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) - 13 часов.
Перерабатывающая способность в среднем в сутки по основным родам грузов составляет: в холодный период года в количестве, не превышающем 80 вагонов в сутки: лесные грузы - 20 вагонов, навалочные и насыпные, в том числе уголь - 30 вагонов, нефтепродукты - 20, генеральные грузы - 5, контейнеры - 5; в теплый период года в количестве, не превышающем 108 вагонов в сутки: лесные грузы - 25 вагонов, навалочные и насыпные, в том числе уголь - 50 вагонов, нефтепродукты - 20, генеральные грузы - 8, контейнеры - 5 (пункт 17 договора).
В соответствии с положениями подпункта В) пункта 20 договора (с учетом протокола согласования разногласий) владелец уплачивает перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава. Плата вносится за все время нахождения на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, не зависимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от перевозчика, предусмотренным статьей 39 УЖТ.
Размер платы определяются по ставкам Тарифного руководства "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения", утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1, с учетом коэффициентов индексации.
Из искового заявления усматривается, что в период с 01.07.2022 по 02.07.2022 вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Рыбники - Восточная ДВОСТ ж.д., вследствие занятости выставочного пути.
Факт простоя спорных вагонов на путях общего пользования станции Рыбники и продолжительность простоя зафиксированы перевозчиком в актах общей формы (ГУ-23) N N 5/2333, 5/2338, 5/2341, составленных в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 27.07.2020 N 256.
Посчитав, что простой вагонов вызван причинами, зависящими от владельца пути необщего пользования, на основании актов общей формы перевозчиком оформлены накопительные ведомости N 700265 и N700266 с расчетом платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (код платы 831) на сумму 6 042 руб. и 367,20 руб. соответственно.
Между тем, ответчик подписал обозначенные документы с возражениями.
В последующем перевозчик претензией от 27.07.2022 N 12100/ДТЦФТО выставил в адрес ответчика требование об оплате задолженности.
Отказ в удовлетворении претензии и уклонение ответчика от внесения платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования на общую сумму 6 409,20 руб., послужило основанием для обращения перевозчика в Арбитражный суд Приморского края с настоящими исковыми требованиями.
Повторно исследовав материалы дела и представленные доказательства, апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Анализ возникших между истцом и ответчиком правоотношений позволяет квалифицировать их как отношения по перевозке, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статья 8 ГК РФ).
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, вышеуказанными уставами, кодексами, правилами, а также соглашением сторон (статьи 784, 793 ГК РФ).
В силу части 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
-ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
-нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
-задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
-задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) (часть 13 статьи 39 УЖТ).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 УЖТ).
На основании части 18 статьи 39 УЖТ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для 7 А51-16212/2022 перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Буквальное толкование частей 12 и 18 статьи 39 УЖТ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внесению платы за простой вагонов на путях общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
При этом бремя доказывания того, что причины нахождения вагонов на путях общего пользования, не зависели от лиц, на которых возложена обязанность по внесению платы за простой вагонов, возлагается на данных лиц.
Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов (пункт 3.5 Правил, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26). Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению (пункт 5 договора N 246).
В силу пункта 3.5 Правил, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
Из материалов дела судом установлено, что на пути общего пользования ст.Рыбники ДВост ж.д. 01.07.2022 в адрес ответчика прибыло 20 вагонов с грузом - антрацит.
Факт уведомления перевозчиком ответчика по телефону 01.07.2022 в 08:00 о времени подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования подтверждается книгой уведомления о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку (форма ГУ-2ВЦ) и соответствует условиям договора от 23.06.2021 N 246.
Доказательств обратного в нарушении части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено.
Следовательно, материалы дела подтверждают факт уведомления истцом ответчика о времени подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, что соответствует условиям договора от 23.06.2021 N 246.
Вместе с тем, в актах общей формы N N 5/2333, 5/2338, 5/2341, составленных в соответствии с требованиями пункта 16 статьи 119 УЖТ, пункта 4.6 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила, утвержденные приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26), зафиксирован факт простоя указанных вагонов на путях общего пользования с 01.07.2022 с 10-00 по 02.07.2022 до 04-50 (до 08-06) по причине, зависящей от владельца путей необщего пользования - занятость выставочного пути (26) ранее поданными вагонами по памяткам приемосдатчика N 804311 (подано 18 вагонов - 01.07.2022 в 06:40), N804312 (подано 2 вагона - 01.07.2022 в 06:40), N 804313 (подано 2 вагона 01.07.2022 в 07:40).
Факт занятости выставочного пути (26) подтвержден памятками на подачу вагонов N 804311, N 804312, N 804313.
Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств того, что на время подачи спорных вагонов выставочный путь был свободен и у перевозчика имелась возможность подать спорные вагоны.
В соответствии со сведениям анализа занятости выставочных путей выгрузки вагонами владельца пути необщего пользования - АО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", представленного перевозчиком в материалы дела, уведомления о завершении грузовой операции в отношении 22 вагонов, поданных по памяткам N 804311, N 804312, N 804313 поступили от владельца путей необщего пользования - 02.07. в 08-06, 05.07 в 12-10, 08.07 в 00-20, 08.07. в 07-25, 10.07. в 07-00, 12.07 в 22-31, 14.07 в 15-45.
Из указанного анализа следует, что на основании памяток на подачу вагонов N 804315, N 804316 01.07.2022 в 18-25 и в 19-25 на выставочный путь (26) осуществлена подача 22 вагонов (по памятке N 804315) и 11 вагонов (по памятке N 804316) (уборка данных вагонов по памяткам N 804323, 804324 804392 осуществлялась в период с 02.07. с 16-36 по 10.07. 18- 45).
Вышеизложенное подтверждает, что в спорный период 01.07 - 02.07.2022 на путях необщего пользования находились вагоны, поданные по памяткам N 804305 (20 вагонов подано 30.06. в 06-20), N 804306 (20 вагонов подано 30.06 в 14-40), N 804308 (18 вагонов подано 30.06 в 20-15).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожный выставочный путь владельца. Дальнейшее продвижение вагонов на пути необщего пользования производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (пункт 7 договора N 246).
Между тем, доказательств того, что простой спорных вагонов вызван причинами, не зависящими от владельца путей необщего пользования, в материалы дела в нарушении части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что простой спорных вагонов, зафиксированный в актах общей формы N N 5/2333, 5/2338, 5/2341, возник по причинам, зависящих от владельца путей необщего пользования, так как в силу пункта 7 договора N246 именно на владельце путей необщего пользования лежит обязанность по дальнейшему продвижению вагонов на пути необщего пользования к местам выгрузки с выставочного пути.
Учитывая приведенные обстоятельства, довод апеллянта об отсутствии оснований для удовлетворения требований об оплате стоимости нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования с 01.07.2022 по 02.07.2022 опровергается материалами дела.
Довод апеллянта со ссылкой на 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, о том, что простой спорных вагонов по актам общей формы N 5/2338, N 5/2341 должен быть прерван с момента направления владельцем пути необщего пользования уведомления о завершении грузовых операций, в частности с момента уведомления о завершении грузовых операций N 344 от 01.07.2022 в 12:26, отклоняется коллегией в силу следующего.
Пунктом 2.3 приказа Федеральной службы по тарифам России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12" предусмотрено, что по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Поскольку ответчиком направлено уведомление о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке от 01.07.2022 N 344 в отношении 17 вагонов, поданных на выставочный путь по памятке на подачу вагонов N 804305 (дата и время подачи - 30.06 в 06-20), согласно памятке на уборку вагонов N 804314 и памятке N 804305 уборка этих вагонов произведена перевозчиком 01.07 в 17-00.
Признавая необоснованным довод апеллянта о том, что уведомлением о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке N 344, подтверждается возможность освобождения выставочного пути для подачи спорных вагонов локомотивом ОАО "РЖД", в связи с чем ветвевладелец с данного момента не должен нести материальную ответственность за простой вагонов на путях необщего пользования, апелляционный суд отмечает, что владелец пути необщего пользования уведомил перевозчика о высвободившемся фронте выгрузки для подачи неравнозначного количества вагонов. Изложенное подтверждается уведомлением от 01.07.2022 N 344, которым ответчик уведомил о завершении грузовых операций и готовности к уборке 17 вагонов, в то время как согласно спорным актам общей формы N 5/2338, N 5/2341 в ожидания подачи простаивало 20 вагонов.
Кроме того, как было отмечено выше, в указанный период времени на железнодорожном пути необщего пользования под выгрузкой находилось 20 вагонов по памятке подачи N 804306, 18 вагонов по памятке подачи N 804308, 2 вагона по памятке подачи N 804309, поданных ранее - 30.06, а также вагоны по памяткам подачи N 804311, 804312, 804313 (поданы 01.07 в 06-40, в 07-40).
В уведомлении ответчика о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке N 344 от 12 час. 26 мин. 01.07.2022 содержатся сведения о готовности 17 выгруженных вагонов к уборке и подпись представителя ответчика. Однако указанное время подачи уведомления истцу не является временем готовности ответчика к подаче (приему) большего количества вагонов по пункту 2.3 Тарифного руководства.
Ввиду того, что данное уведомление не содержит информации об одновременной готовности владельца пути необщего пользования (ответчика) принимать вагоны с путей общего пользования большего количества вагонов, оно не признается уведомлением о готовности к подаче (приему) вагонов.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нахождения вагонов, следующих в адрес ответчика, на путях общего пользования в период ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ответчика - занятость выставочного пути, а также не представлено доказательств готовности владельца путей необщего пользования на дату и время подачи уведомления N 344 к приему большего количества вагонов, нежели указанного в уведомлении, в связи с чем истец правомерно начислил плату за предоставление железнодорожных путей для нахождения на них подвижного состава по фактическое время, когда спорные вагоны были поданы на выставочные пути (02.07.2022 согласно памятке подачи N 804319 в 04-50 и 02.07.2022 в 10-10 согласно памятке подачи N 804321).
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно взыскал плату за пользование путями общего пользования в размере 6 409,20 руб.
Одновременно истом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 44,95 руб. за период с 05.08.2022 по 05.09.2022, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 06.09.2022 по действующей в соответствующие периоды ключевой ставке Банка России до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Рассмотрев указанное требование, руководствуясь нормами пунктов 1 и 3 статьи 395 ГК РФ, принимая во внимание разъяснения, приведенные в пункте 48 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N7), норму статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), разъяснения, содержащиеся в постановлении Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N497), разъяснения, данными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", учитывая начисление спорных платежей по накопительным ведомостям N700265, N700266 в июле 2022 года и предъявление их ответчику для оплаты, установив, что требование об оплате возникло в период действия указанного моратория, изложенное исключает возможность применения к неустойке по данным накопительным ведомостям положений Постановления N 497, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 44,95 руб. за период с 05.08.2022 по 05.09.2022, с последующим их начислением, начиная с 06.09.2022 на сумму основного долга в размере 6 409,20 руб. по день фактического исполнения ответчиком требований по уплате основного долга.
Апелляционный суд, проверив расчет процентов, признал его арифметически верным и обоснованным.
С учетом изложенного, проценты за пользование чужими денежными средствами правомерно взысканы судом первой инстанции с ответчика в пользу истца в размере 44,95 руб. за период с 05.08.2022 по 05.09.2022, с последующим их начислением, начиная с 06.09.2022 на сумму основного долга в размере 6 409,20 руб. по день фактического исполнения ответчиком требований по уплате основного долга.
Довод апеллянта о неверном указании организационно-правовой формы ответчика и предъявления искового требования к ненадлежащему ответчику подлежит отклонению, поскольку перевозчик в исковом заявлении, помимо прочего, указал иные идентифицирующие признаки АО "Порт Восточные ворота - Приморский Завод", такие как ИНН, ОГРН, юридический адрес общества и приложил к заявлению выписку из ЕГРЮЛ, претензию от 27.07.2022 N 121000/ДТЦФТО, накопительные ведомости, акты общей формы, копию книги ф. ГУ-2ЦВ, копию договора N 246. Изложенные доказательства по делу позволили суду идентифицировать ответчика и вынести решение в отношении надлежащего юридического лица.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба АО "Порт Восточные ворота - Приморский Завод" в нарушение требований, предусмотренных статьями 9, 65 АПК РФ, не содержит. Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к переоценке установленных по делу фактических обстоятельств, не опровергают выводы суда первой инстанции и в целом направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, а также представленных в материалы дела доказательств.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возложению на заявителя в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пятый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.11.2022 по делу N А51-16212/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
М.Н. Гарбуз |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16212/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Ответчик: АО "Порт Восточные ворота - Приморский Завод"