г. Владивосток |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А24-4248/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-8365/2022
на решение от 28.11.2022
судьи М.В.Карпачёва
по делу N А24-4248/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065) к обществу с ограниченной ответственностью "Реини" (ИНН 4101008324, ОГРН 1024101038840)
о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 1 414 500 рублей, пени в размере 41 963 рубля 52 копейки,
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Реини" (далее - общество, ООО "Реини", декларант) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 1 414 500 рублей, пени в размере 41 963 рубля 52 копейки.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2022 решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.11.2021 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по настоящему делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость установить все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства относительно вида транспортного средства, исходя из его технических характеристик, назначения ввезенного товара, правильности его классификации по коду ТНВЭД ЕАЭС, и после разрешить вопрос о возможности отнесения спорного товара к тому виду транспортных средств, при ввозе которых подлежит уплате утилизационный сбор.
Решением суда от 28.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что таможня не доказала соответствие характеристик спорного товара классификационным признакам товарной позиции 8705 ТН ВЭД, в связи с чем оснований для взыскания с общества утилизационного сбора в сумме 1 414 500 руб., в том числе рассчитанной исходя из ставки, установленной для товарной позиции 8705400001ТН ВЭД ЕАЭС не имеется.
Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению таможни, в данном случае "колесное шасси шарнирно-сочлененного типа", указывает на то, что типом ходовой части является колесо по системе управления поворотом с шарнирно - сочлененным типом, а не гусеница или лыжа. Таким образом, самоходных шасси колёсного типа (т.е. шасси бетоносмесителей) не равнозначны шасси колёсных транспортных средств. В наименовании раздела Х указано, что утилизационный сбор не уплачивается за машины, созданные на базе шасси колесных транспортных средств. На шасси спорного товара отсутствует идентификационный номер соответствующей структуры и содержания, также отсутствует информация о выпуске в обращение какого-либо транспортного средства или его компонентов в виде шасси используемых для производства бетоносмеситель марки AIMIX. На этом основании таможня приходит к выводу об отсутствии оснований предполагать, что бетоносмеситель изготовлен на базе шасси какого-либо колесного транспортного средства.
Согласно данным с сайта производителя, спорный бетоносмеситель представляет собой компактную машину на полноприводном самоходном шасси, на котором располагается погрузчик и бетоносмеситель, что по мнению таможни указыввет на то, что данный бетоносмеситель конструктивно не объединен с указанным шасси. Кроме того судом приводятся противоречащие друг другу обоснования в отношении применения кода ТНВЭД ЕАЭС при взыскании утилизационного сбора.
Таможня настаивает на том, что обществом на территорию Российской Федерации ввезена самоходная колесная машина для содержания дорог классифицируемая по коду 8705 не созданная на базе шасси колесных транспортных средств, что соответствует разделу Х Перечня, в связи с чем в отношении него подлежит уплате утилизационный сбор.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили. От таможни поступило ходатайство об отложении судебного заседания и назначении новой даты рассмотрения настоящего дела с учетом разницы по времени между г.Москвой (место нахождения таможни) и апелляционным судом.
Рассмотрев заявленное таможней ходатайство, судебная коллегия в его удовлетворении отказывает, поскольку имеющиеся в материалах настоящего дела документы достаточны для принятия судебного акта, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что обществом с ограниченной ответственностью "Реини" по декларации на товары N 10009100/240221/0021394 осуществлен ввоз двух товаров - транспортных средств на территорию Российской Федерации: самоходные бетоносмесители с самозагрузкой, марки AIMIX, модель АS-1.8, дата выпуска 01.2021, цвет белый/синий, номера рамы 180100521 и 180100621, двигатель дизельный, модель YCD4M22T-105, номера; 1TG420L00406 и 1TG420L00473, объем 3800СМ3, мощностью 78 квт, габариты 7300*2650*3750 мм, вес 6100 кг., производитель AIMIX (HENAN) GROUP CO LTD товарный знак AIMIX.
Указанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.
В графе 33 декларации на товары обществом заявлен классификационный код в соответствии с кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - 8705400001.
При проверке таможенным органом на предмет уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных транспортных средств, задекларированных ООО "Реини" в декларации на товары N 10009100/240221/0021394, установлено, что оплата утилизационного сбора отсутствует.
Таможня письмом от 18.06.2021 N 13-12/15907 проинформировало общество о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 1 414 500 рублей, которое оставлено обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к ней, и отзыве на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения таможенного органа, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации 06.02.2016 принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Как установлено пунктом 5 Правил N 81, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 81.
Согласно пункту 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 11 (1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 названных Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 к названному Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
В соответствии с разделом X "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств" (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) перечня в отношении транспортных средств, задекларированных в ДТ N 10009100/240221/0021394, применяется коэффициент 4,1.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС и только для тех самоходных машин, которые имеют вид и категорию, предусмотренную в Перечне.
Таким образом, при решении вопроса об отнесении товара к Перечню необходимо учитывать помимо кода ТН ВЭД реальные физические характеристики товара, в том числе вид и категорию транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
В письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N МА-12952/20 от 04.03.2016 указывалось, что утилизационный сбор взимается только в отношении самоходных машин, которые указаны в Перечне N 81. В отношении техники, не указанной в данном Перечне, утилизационный сбор не взимается.
Соответственно, вопреки позиции таможенного органа, само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС не является основанием для взимания утилизационного сбора, равно как и не является критерием, определяющим конкретные позиции в Перечне N 81, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством. Приведенные в Перечне N 81 коды ТН ВЭД ЕАЭС являются определяющими лишь для коэффициента расчета размера утилизационного сбора, но не самого сбора в целом.
Одновременно с этим следует отметить, что вид самоходной машины определяется исходя из конструктивных признаков, характерных для той или иной самоходной машины, и ее назначения (подпункт 3 пункта 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100).
Как следует из материалов дела, в спорной ДТ общество заявило ввезенный товар как самоходные бетоносмесители с самозагрузкой, марки AIMIX, модель АS-1.8, дата выпуска 01.2021, цвет белый/синий, номера рамы 180100521 и 180100621, двигатель дизельный, модель YCD4M22T-105, номера; 1TG420L00406 и 1TG420L00473, объем 3800СМ3, мощностью 78 квт, габариты 7300*2650*3750 мм, вес 6100 кг., производитель AIMIX (HENAN) GROUP CO LTD товарный знак AIMIX. Указанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления. В графе 33 декларации обществом заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 8705400001.
Как установлено судом, таможенным органом не оспаривается правомерность классификации ввезенной ООО "Реини" самоходной машины по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705400001.
Правовое значение при классификации товаров имеет разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям.
Отклоняя ссылку таможни на примечание 4 и 6 к Перечню, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что исходя из структуры названного Перечня, перечисленные нормативные требования не освобождают таможенный орган от обязанности подтвердить правомерность отнесения ввезенных самоходных машин к соответствующему разделу Перечня в зависимости от их назначения.
Делая данный вывод, суд указал, что товар является объектом обложения утилизационным сбором только в том случае, если в отношении ввозимого товара выполняется совокупность условий, предусмотренных как пунктом 1, так и пунктом 5 статьи 24.1 Закона об отходах.
Таким образом, вопреки доводам таможни, включение в раздел X Перечня "Машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств", классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705400001, не является основанием для уплаты утилизационного сбора "по аналогии" в отношении других самоходных машин, которые также классифицированы по коду ТН ВЭД ЕАЭС 870540001, но не предназначены для содержания дорог и созданы на базе шасси колесных транспортных средств. Обобщенный вид (категория) "самоходные машины" в Перечне отсутствует.
При этом при решении вопроса об отнесении товара к Перечню необходимо учитывать помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС реальные физические характеристики товара, в том числе, вид и категорию транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
Таким образом, код ТН ВЭД ЕАЭС в Перечне является критерием для расчета суммы утилизационного сбора только в отношении тех видов и категорий самоходных машин, которые в Перечень включены и имеют одновременно следующие характеристики:
- машины предназначены для содержания дорог;
- машины не созданы на базе шасси колесных транспортных средств;
- машины классифицированы по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8705, 8479 10 000 0.
Как указывалось ранее, согласно Перечню N 81, утилизационный сбор устанавливается в отношении конкретной категории и вида самоходных машин и только в отношении тех машин соответствующего вида и категории, которые классифицируются по указанным в перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
При таких обстоятельствах, доводы таможни о том, что взимание утилизационного сбора предусмотрено в отношении всех самоходных машин, код ТН ВЭД ЕАЭС которых поименован в Перечне N 81, но наименование которых не соответствует ни одному разделу перечня, основана на неверном толковании закона.
Поскольку в Перечне N 81 в первую очередь указываются вид и категория самоходных машин, а код ТН ВЭД ЕАЭС является вторичным, то именно вид и категория самоходных машин являются квалифицирующими для целей взимания утилизационного сбора.
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется согласно Основным правилам интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" ОПИ применяются единообразно и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 и т.д.
Согласно позиции таможни, классификационными критериями бетономешалок 8705 40 ТН ВЭД являются: наличие колесного шасси; отсутствие единого механического агрегата, конструктивно необъединенного бетоносмесительного узла и колесного шасси; наличие двигателя, коробки передач, рулевого управления, системы тормозов, гидравлического системы, кабины с оборудованием, обеспечивающим управление.
Вместе с тем, в ТН ВЭД и в решении Коллегии ЕЭК от 29.08.2017 N 105 указаны иные классификационные признаки бетономешалок 8705 40 ТН ВЭД.
Согласно ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
Согласно правилу ОПИ 6, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatismutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно части 4 статьи 19 ТК ЕАЭС Евразийской экономической комиссий принимаются Пояснения в целях обеспечения единообразной интерпретации и применения ТН ВЭД, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Таким образом, для правильности классификации товаров по ТН ВЭД необходимо установить характеристики товара как с точки зрения его состава и функциональных особенностей, так и назначения, и затем соотнести их с текстом соответствующей товарной позиции с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД.
Согласно Примечанию 4 к разделу XVII ТН ВЭД, куда входит выбранная таможней товарная позиция 8705, в данном разделе:
(а) транспортные средства, специально сконструированные для передвижения, как по дорогам, так и по рельсам, включаются в соответствующую товарную позицию группы 87;
(б) автомобили-амфибии включаются в соответствующую товарную позицию группы 87;
(в) летательные аппараты, специально сконструированные таким образом, что они могут применяться в качестве дорожных транспортных средств, включаются в соответствующую товарную позицию группы 88.
Согласно Пояснениям к разделу XVII ТН ВЭД (Раздел II. Самоходные или другие подвижные машины) многие машины или оборудование (в частности, описанные в разделе XVI) могут быть смонтированы на шасси транспортного средства или плавучей платформе раздела XVII; классификация такой подвижной машины зависит от различных факторов, особенно от типа основания.
В соответствии с Пояснениями к группе 87 ТН ВЭД (пункт 2) в данную группу включаются, в том числе следующие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (товарная позиция 8702 или 8703) или грузов (товарная позиция 8704), или автомобили специального назначения (товарная позиция 8705).
Кроме того, согласно данным Пояснениям, для включения в данную товарную позицию транспортное средство, имеющее подъемное или погрузочно-разгрузочное оборудование, нивелировочное, землеройное или буровое оборудование и т.д., должно фактически представлять собой в основном комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль, то есть содержать, по крайней мере, следующие механические агрегаты: двигатель, обеспечивающий движение, коробку передач и органы управления переключением передач, рулевые и тормозные устройства.
С другой стороны, самоходные машины (например, краны, экскаваторы), в которых один или более обеспечивающих движение или центральных элементов, перечисленных выше, расположены в кабине рабочей машины, смонтированной на колесном или гусеничном шасси, независимо от того, может ли машина в целом передвигаться по дороге своим ходом или нет, включаются, например, в товарную позицию 8426, 8429 или 8430.
В данную товарную позицию не включаются самоходные колесные машины, в которых шасси и рабочее оборудование специально подогнаны одно к другому и образуют единый механический агрегат (например, самоходные автогрейдеры). В этом случае оборудование не просто установлено на автомобильном шасси, а полностью интегрировано с ним; шасси не может использоваться для иных целей, и может иметь те основные характеристики автомобиля, которые указаны выше.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 "О классификации бетоносмесительной машины с функцией самозагрузки в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" указано, что в подсубпозицию 8705 ТН ВЭД включается следующая бетоносмесительная машина: бетоносмесительная машина с функцией самозагрузки, предназначенная для смешивания и перемешивания компонентов при изготовлении бетона и растворов, состоящая из емкости барабанного типа, оборудованной перемешивающими устройствами, и загрузочного ковша, установленных на полноприводном колесном шасси шарнирно-сочлененного типа, конструктивно не объединенная с указанным шасси и не образующая с ним единый механический агрегат, оснащенная двигателем, коробкой передач, рулевым управлением, системой тормозов, гидравлической системой, кабиной с оборудованием, обеспечивающим управление.
Из Примечаний и Пояснений к разделу XVII ТН ВЭД, Пояснений к группе 87 и товарной позиции 8705 ТН ВЭД, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105, следует, что в товарную позицию 8705 включается не любые бетономешалки, а только автобетономешалки, одновременно имеющие следующие характеристики: бетоносмесительный узел должен быть установлен на автомобильное транспортное средство (автомобильное шасси), специально сконструированное для передвижения по дорогам; автомобильное шасси должно быть полноприводным шарнирно-сочлененного типа; бетоносмесительный узел не должен быть конструктивно объединен с автомобильным шасси и не должен образовывать с ним единый механический агрегат.
Иными словами, автобетономешалки товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС состоят из двух самостоятельных товаров: бетоносмесительного узла (как оборудования для изготовления бетона) и автомобильного транспортного средства или шасси (применяемого для перевозки бетона по дорогам). Бетоносмесительныи узел можно демонтировать и установить на другое транспортное средство, а само транспортное средство (шасси) можно использовать не только для установки на нем бетоносмесительного узла, но и другого оборудования. Бетоносмесительныи узел при этом является автоматическим и его функционирование не зависит от транспортного средства.
Про смыслу изложенного, для отнесения товара к товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС необходимо установить, представляет ли собой товар комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль с установленном на нем оборудованием.
Как установлено судом из описания ввезенных ООО "Реини" самоходных машины, содержащегося в ДТ N 10009100/240221/0021394 следует: самоходный бетоносмеситель с самозагрузкой; рамка шарнирно-сочлененного типа, двигатель дизельный, объем 3800 куб. см., мощность 78 квт, производитель AIMIX (HENAN) GROUP CO., LTD; снаряженная масса 6505 кг., максимальная скорость 14 км / ч, не оборудован системой вызова экстренных оперативных служб; технические параметры: емкость барабана: 2.7 куб.м., выход бетона за цикл: 1,8 куб.м., продолжительность цикла: 10-12 мин производительность: 7.2 куб.м.в час, угол выгрузки бетона: по четырем сторонам (270) взвешивание: гидравлическое, гидравлический мотор, гидравлическая труба: четырехслойная, двигатель: дизельный, способ передачи: полный гидравлический привод 4, полный привод и 2 оборота; вся мощность исходит от гидравлического масла, включая ходовую 4x4; преодолеваемый подъем (с полной загрузкой): 30° минимальный радиус поворота: 5270 мм минимальный клиренс: 280 мм колесная база: 2600 мм гидравлическая система: открытая подача, в работе участвуют два шестеренчатых насоса. Редуктор HJ80-43, мотор ВМ5-160, джойстик: четырехходовой гидравлический пилот с электрической кнопкой управления ковшом; система подачи воды: самовсасывающий насос с гидравлическим приводом / электронный датчик потока воды / мойка высокого давления (опция); тормоз: внутренний колесный тормоз и экстренный тормоз работают на 4 колесах, тормоз с отрицательным давлением, передний мост оснашен внутренний ступицей; шины: 25.5 / 70-16 скорость вращения: 13r/min, средний расход топлива: 5.5 л/ч, гидравлический мотор: ВМ5-160, водоснабжение: реле времени, модель коробки передач: ZL-265, тип привода: гидротрансформатор редуктор HJ80-43, гидравлический насос: CBFC 50/32; общий объем гидравлической системы 63 л.масляный бак 16 л., топливный бак 63 л., водяной бак 400 л.
Вместе с тем, Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора утилизационный сбор установлен в отношении: "Машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемых по кодам 8705, 8479 10 000 0)".
В рассматриваемом случае, таможня не доказала соответствие характеристик спорного товара указанным классификационным признакам товарной позиции 8705 ТН ВЭД. Судом установлено, что таможенная экспертиза в отношении ввезенных товаров не производилась, акт таможенного осмотра/досмотра не составлялся, что таможней не оспаривалось.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (далее - Гармонизированная система и Конвенция), участником которой является Российская Федерации. Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер. В связи с этим при разрешении споров, вызванных неоднозначностью возможных вариантов классификации товаров, суды могут принимать во внимание рекомендации и разъяснения по классификации, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Конвенции, относимые к спорным товарам и в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
В обоснование правильности избранного варианта классификации товаров участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы также вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему, в подтверждение которой представлять суду классификационные решения, принятые таможенными органами других стран и международными организациями, содержащие аргументацию классификации и иные подобные доказательства. При этом указанные доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и подлежат оценке в совокупности с иными доказательствами, обосновывающими правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.
Данные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой, в частности Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017 по делу N 305-КГ17-13486, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2019 N 305- ЭС19-8997 по делу N А41-36855/2018.
В доводах жалобы таможенный орган, как и при рассмотрении дела судом первой инстанции указывает на то, что ввезенные обществом бетоносмесители являются машинами для содержания дорог, ссылаясь при этом на ГОСТ 33100- 2014, сп 78.13330.2012, Приказ Министерства транспорта РФ от 16.11.202 N 402.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доводы таможни в указанной части, судебная коллегия установила, что в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ таможенный орган не представил суду документы и пояснения о том, представляет ли собой товар комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль с установленном на нем оборудованием, указанным классификационным признакам товарной позиции 8705 ТН ВЭД, установлен ли спорный товар на шасси грузового автомобиля, возможно ли бетоносмесительный узел демонтировать и установить на другое транспортное средство, а само транспортное средство (шасси) использовать не только для установки на нем бетоносмесительного узла, но и другого оборудования и является ли бетоносмесительный узел при этом автоматическим и его функционирование не зависит от транспортного средства, изучалась ли таможенным органом экспортная декларация страны экспортера в части классификации товара по коду ТН ВЭД, представлялся ли сертификат соответствия на спорный товар. Какие-либо запросы в отношении характеристик товара производителю, официальному представителю в РФ, либо самому обществу таможней суду также не представлены.
Из представленной таможней ссылки на сайт https://aimixgroup.ru, не представляется возможным установить все характеристики товара, ввезенного по спорной ДТ. Кроме того, часть характеристик товаров, ввезенных по спорной ДТ, не совпадают с характеристиками, указанными на сайт https://aimixgroup.ru, в том числе о скорости передвижения (в ДТ - максимальная скорость указана 14 км/ч, на сайте - 30 км/ч) минимальном радиусе поворота (в ДТ - 5270 мм, на сайте - 5300 мм). Также судом установлено, что на указанном сайте отсутствуют такие характеристики товара, позволяющие установить каким образом бетоносмесительный узел установлен на транспортное средство, специально ли транспортное средство сконструированное для передвижения по дорогам, тип шасси, бетоносмесительный узел конструктивно объединен с автомобильным шасси и образовывает ли с ним единый механический агрегат. Выводы таможни основаны на отдельных признаках спорного товара и собственном субъективном суждении о его характеристиках, противоречащих имеющимся в деле доказательствам.
Ссылка таможни на ТР ТС 018/2011, также подлежит отклонению, поскольку таможней не представлено доказательств тому, что рассматриваемый бетоносмеситель изготовлен на базе шасси какого-либо колесного транспортное средства. Кроме того, в силу пункта 3 Решения N 877, действие названного ТР ТС 018/2011 не распространяется на транспортные средства в частности имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч, учитывая, что ввезенные по спорной ДТ транспортные средства могут развивать максимальную скорость 14 км/ч.
Для отнесения товара к товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС необходимо установить представляет ли собой товар комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль с установленном на нем оборудованием. Из Раздела X Перечня прямо исключены машины для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств.
Ссылки таможни на решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 "О классификации бетоносмесительной машины с функцией самозагрузки в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" судом проверены и отклонены, поскольку в данном решении рассматривалась бетоносмесительная машина, в которой оборудование было установлено на полноприводном колесном шасси шарнирно-сочлененного типа, конструктивно не объединенная с указанным шасси и не образующая с ним единый механический агрегат, в то время как в рамках настоящего дела таможенным органом не представлено каких-либо доказательств того, что товар, ввезенный по спорной ДТ, соответствует одновременно всем характеристикам, указанных в решении N 105.
Таким образом, установив, что таможней не представлено надлежащих доказательств соответствия характеристик товаров, ввезенных по спорной ДТ классификационным признакам товарной позиции 8705 ТН ВЭД, в том числе и с учетом решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 "О классификации бетоносмесительной машины с функцией самозагрузки в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества утилизационного сбора в размере 1 414 500 рублей (в том числе пени), рассчитанной исходя из ставки, установленной для товарной позиции 8705400001ТН ВЭД ЕАЭС.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 НК РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.11.2022 по делу N А24-4248/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4248/2021
Истец: Центральная акцизная таможня
Ответчик: ООО "Реини"
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1718/2023
06.02.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8365/2022
28.11.2022 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4248/2021
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2262/2022
21.02.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8396/2021
02.11.2021 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4248/2021