г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А56-77732/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40046/2022) ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2022 по делу N А56-77732/2022 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявления ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ООО "Аудиторская фирма "Юнитум"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АУДИТОРСКАЯ ФИРМА "ЮНИТУМ" (ИНН 7841095483, ОГРН 1217800125333; далее - общество, ООО "АФ "ЮНИТУМ") о взыскании суммы финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 5 500 руб.
Определением суда от 15 августа 2022 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением в виде резолютивной части от 03.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
28.10.2022 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд применил нормы материального права, не подлежащие применению, - статью 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Фонд указывает, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), который не содержит специальных норм, касающихся привлечения к ответственности организаций, находящихся в процессе реорганизации или уже реорганизованных. При привлечении к ответственности фонд вправе был применить нормы статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующие права и обязанности реорганизованных юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом N 27-ФЗ не определены.
При этом на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) положения Закона N 27-ФЗ относятся к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из норм Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Законом N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Как определено пунктом 1 статьи 104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной этим Кодексом.
Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции (пункт 2 статьи 104 НК РФ).
Порядок и сроки взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц - налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) нормативно регламентируются статьей 48 НК РФ.
Абзацем 4 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Вместе с тем, положениям части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи. В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (часть 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ).
Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних (пункт 1 статьи 52 Закона N 14-ФЗ).
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица урегулирован статьей 50 НК РФ.
При этом в силу абзаца пункта 2 статьи 50 НК РФ обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается на правопреемников лишь в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации.
Как следует из материалов дела, ООО "АФ "ЮНИТУМ" образовано 13.08.2021 путем слияния ООО "АФ "ВЕРУМ" и ООО АКФ "ГРАТА".
Финансовые санкции в сумме 5 500 руб. за нарушение срока представления отчетности по форме СЗВ-М фонд просит взыскать с ООО "АФ "ЮНИТУМ" в связи со следующими обстоятельствами:
- привлечение ООО АКФ "ГРАТА" к ответственности решениями фонда от 12.01.2021 N 202S19210000197 в связи с нарушением срока представления сведений за октябрь 2020 года, от 21.09.2021 N 202S19210050820 в связи с нарушением срока представления сведений за июнь 2021 года;
- привлечение ООО "АФ "ВЕРУМ" к ответственности решениями фонда от 12.01.2021 N 202S19210000250 в связи с нарушением срока представления сведений за октябрь 2020 года;
- привлечение ООО "АФ "ЮНИТУМ" к ответственности решениями фонда от 21.09.2021 N 202S19210051034 в связи с нарушением срока представления сведений за июнь 2021 года, от 27.01.2022 N 202S19220005111 в связи с нарушением срока представления сведений за август - октябрь 2021 года.
Судом неверно применены положения пункта статьи 50 НК РФ в части вывода об отсутствии обязанности у ООО "АФ "ЮНИТУМ" уплатить штрафы, наложенные на ООО АКФ "ГРАТА" решением от 12.01.2021 N 202S19210000197 в сумме 500 руб., на ООО "АФ "ВЕРУМ" решением от 12.01.2021 N 202S19210000250 в сумме 1 500 руб.
Поскольку эти штрафы были наложены на сами реорганизуемые юридические лица - ООО АКФ "ГРАТА" и ООО "АФ "ВЕРУМ" до завершения их реорганизации, в силу императивных положений пункта 2 статьи 50 НК РФ обязанность по их уплате возлагается на ООО "АФ "ЮНИТУМ".
У фонда отсутствовали основания для вынесения решений от 21.09.2021 N 202S19210051034 и N 202S19210050820 в отношении ООО "АФ "ЮНИТУМ" за нарушения, совершенные правопредшественниками.
Кроме того, решением от 27.01.2022 N 202S19220005111 ООО "АФ "ЮНИТУМ" привлечено к ответственности в размере 1 500 руб. за нарушение срока представления СЗВ-М за август - октябрь 2021 года, то есть за нарушения, совершенные указанным юридическим лицом после того, как оно было образовано. Никаких оснований для освобождения ООО "АФ "ЮНИТУМ" от ответственности на основании указанного решения фонда у суда не имелось.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал фонду в удовлетворении иска в части взыскания с ООО "АФ "ЮНИТУМ" финансовых санкций в размере 2 000 руб. по решениям от 21.09.2021 N 202S19210051034 и N 202S19210050820.
Оснований для отказа в удовлетворении иска в остальной части у суда не имелось.
С учетом обращения фонда 27.04.2022 в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа и выдачи судебного приказа 04.05.2022 по делу N А56-43683/2022, его отмены определением суда от 13.05.2022, совокупность сроков для обращения в суд, установленных частью 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и пунктом 4 статьи 48 НК РФ, фондом не пропущена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2022 по делу N А56-77732/2022 изменить, изложив его в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АУДИТОРСКАЯ ФИРМА "ЮНИТУМ" (ИНН 7841095483, ОГРН 1217800125333) в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области финансовые санкции в сумме 3 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август - октябрь 2021 года.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АУДИТОРСКАЯ ФИРМА "ЮНИТУМ" (ИНН 7841095483, ОГРН 1217800125333) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и апелляционной жалобе в сумме 3 182 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77732/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АУДИТОРСКАЯ ФИРМА "ЮНИТУМ"
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6110/2023
30.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40046/2022
06.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40046/2022
28.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-77732/2022