г. Самара |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А72-7171/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д.,
с участием:
от лиц, участвующих в деле, - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2023 года в зале N 1 апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска на решение Ульяновской области от 03 ноября 2022 года по делу N А72-7171/2022 (судья Юдин П.Г.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГК РЭС" (ОГРН 1177325018848, ИНН 7328095550), г. Ульяновск к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133), г. Ульяновск о взыскании 61 491 руб. 80 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197), г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом первой инстанции уточнений, общество с ограниченной ответственностью "ГК РЭС" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 02.04.2019 по 31.12.2021 в размере 29 877 руб. 52 коп.
Определением от 30.05.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197), г. Ульяновск.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска. Взыскано с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ГК РЭС" (ОГРН 1177325018848, ИНН 7328095550) задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в сумме 29 877 руб. 52 коп. с зачислением на специальный счет, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп. В удовлетворении исковых требований к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.11.2022 года по делу N А72-7171/2022 отменить; исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "ГК РЭС" к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск" (согласно приложению 13 к решению Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (ч. 1 ст. 169 ЖК РФ). Из содержания норм Жилищного Кодекса Российской Федерации обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома лежит на собственнике помещений в таком доме. Управление ЖКХ не обладает сведениями о площади жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Не ведёт реестр муниципального имущества. К тому же бесплатная приватизация жилых помещений действующим законодательством продлена бессрочно и муниципальная площадь в многоквартирных домах постоянно меняется. Правовые основания для взыскания взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности с Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации города Ульяновска - отсутствуют.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, в управлении истца - Общества с ограниченной ответственностью "ГК "РЭС" находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, проспект Туполева, д.4.
Муниципальному образованию "город Ульяновск" на праве собственности принадлежат квартиры N 1, N 17, N 47, N 75, N 111, расположенные в указанном многоквартирном доме. Указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и ответчиком по делу не оспорено.
Протоколом N 1/2019 от 30.04.2019 внеочередного общего собрания собственников МКД было принято решение о расторжении с 01.06.2019 договора управления МКД с ООО "Управляющая компания "Созидатель" и выборе управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью "ГК "РЭС" для управления МКД с 01.06.2019. Утвержден договор управления МКД с управляющей организацией Общество с ограниченной ответственностью "ГК "РЭС" с 01.06.2019.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "ГК РЭС" и собственниками помещений в многоквартирном доме N 4 по проспекту Туполева в городе Ульяновке заключен договор управления многоквартирным домом N 15 от 01.06.2019.
Протоколом N 2/2019 от 30.04.2019 внеочередного общего собрания собственников МКД принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД и перехода со счета регионального оператора на специальный счет МКД в банке и переводе собранных ранее денежных средств на специальный счет в банке; владельцем специального счета выбран региональный оператор; кредитной организацией (банков) для открытия специального счета выбран ПАО "ВТБ".
Обратившись в Арбитражный суд Ульяновской области, истец с учетом ходатайства об уточнении исковых требований фактически просит взыскать задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 02.04.2019 по 31.12.2021 в размере 29 877 руб. 52 коп. с зачислением на специальный счет по следующим реквизитам: ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197, КПП 73250100, р/с 40604810320240000424 в ФИЛИАЛ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" БАНКА ВТБ (ПАО) БИК 042202837, к/с 30101810200000000837.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
По расчету истца, задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 02.04.2019 по 31.12.2021 составила 29 877 руб. 52 коп. (с учетом уточнения).
Доказательства оплаты задолженности в сумме 29 877 руб. 52 коп. ответчик в нарушение требований ст.65 АПК РФ в материалы дела не представил, уточненный расчет задолженности не оспорил.
Как верно указано судом первой инстанции, заявления ответчиков о пропуске срока исковой давности правового значения не имеют (п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43).
Кроме того, с учетом заявленного уточненного периода, срока обращения в суд 20.05.2022 (путем отправки почтовой корреспонденции), с учетом соблюдения претензионного порядка (п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43) срок давности не пропущен.
Учитывая, что договор на оказание услуг по содержанию общего имущества собственников помещений между истцом и ответчиками не заключен, суд применил к отношениям сторон статью 1102 ГК РФ.
Надлежащим ответчиком по делу суд обоснованно признал муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, при этом суд исходил из следующего.
Частью 1 статьи 126 и статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
В соответствии со статьей. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской думы от 23.09.2014 N 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденной решением Ульяновской городской думы N 90 от 24.05.2006 (в редакции от 29.09.2021 N 183), Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации город Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий (пункт 1.1).
Управление в рамках возложенных на него задач выполняет следующие функции: осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.1). От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений (пункт 4.8.1).
Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункты 4.2.9, 4.2.19).
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 08.12.2021 N 214, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства и администрации города Ульяновска.
На основании изложенного заявленные требования судом первой инстанции обоснованно удовлетворены к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Заявитель апелляционной жалобы в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 ноября 2022 года по делу N А72-7171/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7171/2022
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГК "РЭС", ООО "ГК "РЭС"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ