г. Вологда |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А66-6292/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Васильевой Натальи Николаевны на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 октября 2022 года по делу N А66-6292/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Васильева Наталья Николаевна адрес: 170518, Тверская область; ИНН 690502052623, ОГРНИП 320695200044960; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области к Тверскому городскому муниципальному бюджетному учреждению по вопросам организации похоронного дела "Радуница" (адрес: 170023, Тверская область, город Тверь, улица Маршала Захарова, дом 18/18; ИНН 6905043040, ОГРН 1026900555153; далее - Учреждение) с иском о признании незаконным и подлежащим отмене решения ответчика об отказе в заключении договора на предоставление торгового места, выраженного в письмах от 15.08.2021 N 02-381, от 14.10.2021 N 02/451, от 09.02.2022 N 02-48.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери (далее - Администрация).
Решением суда от 23.10.2022 в иске отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда о том, что Предприниматель в заявлении не указывает, какую конкретную норму права Учреждение нарушило при подаче ответов, сделан без учета фактических обстоятельств. До 23.06.2021 на спорной территории действовал порядок предоставления торговых мест и/или размещения торговых объектов. Заключение кадастрового инженера подтверждает необоснованное расширение Учреждением границ утвержденной плана-схемы, предоставление лицам торговых мест в размерах, превышающих установленные договорами размеры. Утвержденная план-схема не дает возможность определить местоположение, зон, количество и размеры предполагаемых к размещению к ней торговых мест, почему разрешено размещение 17 торговых мест. Все места расположены рядом с входом на территорию кладбища. Вывод суда о том, что торговый павильон создает угрозу безопасности организации дорожного движения, не подтвержден, претензии со стороны контролирующих органов отсутствуют. Факт признания торгового павильона самовольной постройкой не является доказательством законности оспариваемых решений. Суд не учел предупреждение Управления федеральной антимонопольной службы по Тверской области о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 13.01.2022, вынесенное в отношении Учреждения.
Учреждение и Администрация в отзывах на жалобу возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.2 устава Учреждение создано с целью осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а также реализации Федерального закона от 12.01.1996 N 8 "О погребении и похоронном деле".
Согласно Положению об организации ритуальных услуг и содержании муниципальных мест погребения города Твери, утвержденному решением Тверской городской Думы от 25.09.2008 N 126, постановлению Администрации от 03.03.2011 N 286 "Об утверждении Регламента работы Тверского городского муниципального бюджетного учреждения по вопросам организации похоронного дела "Радуница", осуществление контрольно-распорядительных функций по вопросам организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и содержания муниципальных мест погребений города Твери, возложено на уполномоченную организацию - Учреждение.
Учреждение наделено полномочиями по предоставлению торговых мест на земельных участках находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании в целях оказания услуг по реализации надмогильных сооружений, оград, товаров ритуального и похоронного назначения. Постановлением Администрации от 04.08.2021 N 747 утвержден тариф на платную услугу по предоставлению торгового места в размере 350 руб. за кв.м торгового места в месяц.
Предоставление торговых мест для реализации надмогильных сооружений, оград, товаров ритуального и похоронного значения осуществляется Учреждением на территории земельных участков, кадастровыми номерами 69:10:0000021:762, 69:10:0000021:563, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, в границах которых расположены муниципальные кладбища в районе поселка Дмитрово-Черкассы, в соответствии со схемами размещения торговых мест.
Предприниматель 15.08.2021 обратился в Учреждение с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного на муниципальном кладбище города Твери "Дмитрово-Черкассы" (гражданское) с правой стороны от входа на кладбище для оказания услуг по реализации товаров ритуального и похоронного назначения.
Учреждение письмом от 15.09.2021 N 02/381 сообщило, что организация предоставления торговых мест для реализации надмогильных сооружений, оград, товаров ритуального и похоронного значения осуществляется на территории земельного участка, кадастровым номером 69:10:0000021:762, в соответствии со схемой размещения торговых мест. Поскольку в заявлении Предпринимателя указан участок, который не предназначен для предоставления торговых мест, заключение соответствующего договора не представляется возможным. Также Учреждение уведомило Общество о необходимости в месячный срок произвести демонтаж принадлежащего Предпринимателю нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, кадастровым номером 69:10:0000021:762, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждением.
Предприниматель 16.09.2021 обратился в Учреждение с заявлением о предоставлении иного торгового места для реализации товаров ритуального назначения на территории земельного участка, кадастровым номером 69:10:0000021:762, в соответствии со схемой размещения торговых объектов, и заключении соответствующего договора.
Учреждение письмом от 14.10.2021 N 02/451 сообщило, что организация предоставления торговых мест для реализации надмогильных сооружений, оград, товаров ритуального и похоронного значения осуществляется на территории земельных участков, кадастровыми номерами 69:10:0000021:762, 69:10:0000021:563 в соответствии со схемами размещения торговых мест. Поскольку в настоящее время свободные торговые места на указанном Обществом земельном участке отсутствуют, заключение соответствующего договора не представляется возможным. Также Учреждение повторно уведомило Предпринимателя о необходимости в месячный срок произвести демонтаж принадлежащего ему нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, кадастровым номером 69:10:0000021:762, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения.
Учреждение также направило Предпринимателю письмо от 09.02.2022 N 02/48 о повторном рассмотрении его заявления от 15.08.2021.
Полагая отказы Учреждения в заключении договора на предоставление торгового места, выраженные в письмах от 15.09.2021 N 02-381, от 14.10.2021 N 02/451, от 09.02.2022 N 02-48, недействительными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку земельный участок, кадастровым номером 69:10:0000021:762, располагается на территории Калининского района Тверской области, полномочия по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет схемы размещения нестационарных торговых объектов на указанном земельном участке возложены на соответствующий орган местного самоуправления.
Отказ Учреждения в предоставлении Предпринимателю места для торговли на земельном участке, расположенном на муниципальном кладбище города Твери "Дмитрово-Черкассы" (гражданское) с правой стороны от входа на территорию кладбища (как указано в заявлении), обусловлен, в том числе, планируемым обустройством на данном месте объектов для размещения сторожей, обеспечивающих безопасность на территории кладбища. Желание Предпринимателя в предоставлении конкретного указанного в ее заявлении места не может рассматриваться как обстоятельство, ограничивающее права Учреждения на использование земельного участка предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование по своему усмотрению, для целей определенных уставом.
Довод Предпринимателя о том, что указание в заявлении от 15.08.2021 места с правой стороны от входа на кладбище под торговую деятельность связано с отсутствием у него информации о планируемом Учреждением месте размещения торговых мест, был предметом исследования в суде первой инстанции. Как указал суд, исходя из материалов дела в совместном обращении Предпринимателя и общества с ограниченной ответственностью "ГРАНИТ-ПЛЮС" к главе города Твери от 15.08.2021 указано на перенос имеющихся на территории кладбищ торговых объектов с одной стороны кладбища на противоположную сторону к кладбищу "Заволжское". Указанный факт суд расценил как злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ) со стороны Предпринимателя, выраженном в получение преимущества при осуществлении торговли по отношению к другим лицам, осуществляющим торговую деятельность на территории муниципального кладбища, в виде получения более выгодного места для осуществления торговли (рядом с входом на территорию кладбища).
Из материалов дела видно, что в августе - сентябре 2021 года в Учреждение поступали заявления от организаций и граждан о предоставлении торговых мест на территории муниципального кладбища города Твери в районе поселке Дмитрово-Черкассы (земельный участок, кадастровым номером 69:10:0000021:762). По итогам рассмотрения заявлений заключены договоры о предоставлении торговых мест для реализации товаров ритуального и похоронного назначения. При этом преференций организациям и предпринимателям, ранее осуществлявшим торговлю указанными товарами на муниципальных кладбищах города Твери, не оказывалось. Копии заявлений о предоставлении торговых мест и соответствующих договоров представлены ответчиком в материалы дела. При этом из представленных ответчиком материалов усматривается, что целому ряду лиц отказано в предоставлении торговых мест по различным основаниям. Ни одно из удовлетворенных Учреждением заявлений о предоставлении торговых мест не содержит привязки к конкретному месту, указаний о предоставлении торговых мест на каком-либо конкретном праве, в тоже время в заявлении Предпринимателя ясно выражена воля в предоставлении ей земельного участка именно на праве аренды.
Суд первой инстанции установил, что по состоянию на 16.09.2021 свободные торговые места на указанном земельном участке, кадастровым номером 69:10:0000021:762, отсутствовали, так как предоставление торговых мест осуществляется в соответствии с очередностью поданных заявлений, схемой размещения торговых мест, утвержденной приказом директора Учреждения от 17.08.2021 N 24. В связи с этим письмом от 14.10.2021 N 02/451 Предпринимателю сообщено о невозможности заключения договора о предоставлении торгового места на вышеуказанном земельном участке. Документы, подтверждающие факт отсутствия свободных торговых мест на земельном участке, кадастровым номером 69:10:0000021:762, по состоянию на 16.09.2021 представлены в рамках рассмотрения судебных дел N А66-1843/2022 и А66-2223/2022.
Во исполнение предупреждения вынесенного Управлением от 13.01.2022 в рамках административного дела N 069/01/15-54/2022 по жалобе Предпринимателя Учреждение повторно рассмотрело заявление истца от 15.08.2021 и направило ему соответствующий ответ от 09.02.2022 N 02/48.
Суд указал, что электронных документах (заявлениях) в формате WORD, направленных 15.08.2021 и 16.09.2021 от лица Предпринимателя на электронную почту Учреждения отсутствовали какие-либо подписи (графические, электронно-цифровые, иные) индивидуального предпринимателя или иного полномочного лица выступающего от имени заявителя. Также отсутствовали печати, почтовые или юридические адреса, в связи с этим идентифицировать отправителя указанных документов, как и то обстоятельство, что они исходят именно от указанного заявителя, не представлялось возможным. Подпись является одним из реквизитов документа. Подпись придает документу юридическое значение, то есть подпись подтверждает те сведения, факты, которые содержатся в документе. Иных документов к указанным заявлениям не приложено.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Суд первой инстанции установил, что планы-схемы расположения торговых мест, утвержденные приказом Учреждения от 17.08.2021 N 24, определяют общую площадь земельных участков, отведенную под торговые места.
Поскольку на планах-схемах расположения торговых мест, схема размещения нестационарных торговых объектов отсутствует, планы-схемы не предполагают их размещения, суд первой инстанции обоснованно указал, что размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет планов-схем расположения торговых мест, утвержденных приказом Учреждения от 17.08.2021 N 24, не требуется. Общая информация о торговых местах на территории муниципальных кладбищ города Твери размещена на официальном сайте Администрации. Предоставление торговых мест на земельных участках, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, в целях оказания услуг по реализации надмогильных сооружений, оград, товаров ритуального и похоронного назначения не относится к оказываемым муниципальным услугам. Поскольку земельный участок, кадастровым номером 69:10:0000021:762, располагается на территории Калининского района Тверской области, полномочия по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет схемы размещения нестационарных торговых объектов на указанном земельном участке возложены на соответствующий орган местного самоуправления.
Довод Предпринимателя о возможности размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, также исследовался судом первой инстанции. Как указал суд, указанное положение не распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам, а земельный участок, кадастровым номером 69:10:0000021:762, на котором располагаются торговые места, предоставлен Администрацией в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению на основании постановления от 03.08.2015 N 1254.
Как указывал ответчик в суде первой инстанции, он не располагает информацией о наличии документов, являющихся основанием предоставления ранее истцу торгового места на земельном участке, кадастровым номером 69:10:0000021:762, о законности такого предоставления, если данное событие имело место. По факту заявителем осуществлен самовольный захват части земельных участков, кадастровыми номерами 69:10:0000021:762, 69:10:0000021:808, расположенных по адресу: Тверская область, Калининский район, сельское поселение Заволжское, на землях кладбища в районе поселка Дмитрово-Черкассы, находящихся в муниципальной собственности Администрации, переданных в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению на основании постановлений Администрации от 03.08.2015 N 1254 и от 08.05.2015 N 637, соответственно. Для использования в коммерческих целях Предпринимателя размещен стационарный торговый павильон без правовых оснований. Самозахват части земельных участков находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения являлся предметом судебного разбирательства в рамках дела N А66-1841/2022 и нашел свое подтверждение во вступившем в законную силу решении суда по указанному делу от 30.06.22. Принадлежащий Предпринимателю торговый объект расположен на въезде на территорию муниципального кладбища, на проезжей части дороги и создает препятствие въезду автотранспорта, заезжающему на территорию кладбища, создает помеху при движении специальной техники учреждения при работах по благоустройству муниципального кладбища Твери в районе поселка Дмитрово-Черкассы, препятствует проезду ритуальных процессий. Установленный торговый павильон ограничивает обзор при движении автотранспорта, тем самым создается угроза возникновения дорожно-транспортных происшествий, поскольку в непосредственной близости к данному участку располагаются места для парковки автотранспорта.
Вышеперечисленные обстоятельства истец не опроверг.
Как установил суд первой инстанции, на указанном земельном участке возведено самовольное сооружение, нарушающее права Учреждения по его владению и пользованию, о необходимости произвести демонтаж указанного объекта Предприниматель неоднократно уведомлялся, однако никаких действий по демонтажу самовольной постройки не предпринял.
Ссылка Предпринимателя на статью 10 ГК РФ правомерно отклонена судом первой инстанции.
Как указал суд, Учреждение не занимается осуществлением торговой деятельности и не заинтересовано в предоставлении торговых мест конкретным организациям (лицам), либо в ограничении конкуренции в сфере оказания услуг по реализации надмогильных сооружений, оград, товаров ритуального и похоронного назначения. Тариф на платную услугу по предоставлению торгового места установлен постановлением главы Администрации от 04.08.2021 N 747 в размере 350 руб. за кв.м торгового места. Выделение части территорий земельных участков находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения под торговую деятельность обусловлено работами по благоустройству территорий муниципальных кладбищ в целях удобства граждан, посещающих кладбища. Наличие на территории муниципального кладбища 19 торговых мест, принадлежащих различным организациям (лицам), свидетельствует об обеспечении достаточной свободы конкуренции. У организаций и физических лиц, осуществляющих торговую деятельность, существует возможность размещения торговых объектов на территориях земельных участков, прилегающих к муниципальным кладбищам и не находящихся при этом в муниципальной собственности.
Довод Предпринимателя о том, что он длительный период времени осуществляет розничную торговлю на земельном участке, кадастровым номером 69:10:0000021:762, документально не подтвержден, согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, истец зарегистрирован 11.12.2020.
В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных указанным пунктом, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные (далее - Постановление N 25) следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывая права и законные интересы другой стороны.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов другой стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.
Как правомерно указал суд первой инстанции, исходя из диспозиции норм статьи 10 ГК РФ, определяющей признаки, по которым действия надлежит расценивать как недобросовестные, признаков злоупотребления правом со стороны Учреждения судом не установлено. Свободная площадь для предоставления торговых мест на территории земельного участка, кадастровым номером 69:10:0000021:762, отсутствует. Земельные участки с кадастровыми номерами, 69:10:0000021:563, 69:10:0000021:762, находятся в собственности муниципального образования городского округа города Твери и сформированы под городское кладбище. Участки предоставлены Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Предприниматель не предоставил доказательств, подтверждающих нарушение его прав, каким образом будут восстановлены его права. Выбор способа защиты права и определение предмета иска является правом истца, и АПК РФ не предоставляет суду право изменять предмет иска по усмотрению суда, с целью использования надлежащего способа защиты права.
ГК РФ не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению. Гражданское законодательство предусматривает для участников правоотношений соответствующий каждой группе этих отношений определенный способ или способы защиты. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своего права вправе применять лишь этот способ.
Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Предъявление иска имеет целью восстановление нарушенного права истца, при этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Как правильно указал суд первой инстанции, при отсутствии на земельном участке, кадастровым номером 69:10:0000021:762, свободных мест, отказы ответчика, изложенные в заявленных письмах, недействительными не являются.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 октября 2022 года по делу N А66-6292/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Васильевой Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6292/2022
Истец: ИП Васильева Наталья Николаевна
Ответчик: ТВЕРСКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННОГО ДЕЛА "РАДУНИЦА"
Третье лицо: Администрация города Твери