г. Москва |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А40-177019/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022, по делу N А40-177019/22, по заявлению Департамента городского имущества города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным, приостановлении,
третье лицо: ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Самородова И.И. по доверенности от 28.12.2022;
от заинтересованного лица: Федоров Д.И. по доверенности от 24.01.2023;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 01.06.2022 N КУВД-001/2022-21565801/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, уведомление от 01.09.2022 N КУВД-001/2022-21565801/4 об отказе в государственном кадастровом учете (с учётом уточнённых требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
Жалоба мотивирована нарушением и неправильным применением норм материального права; несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются надлежаще извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседание представитель Управления поддержал доводы жалобы.
Представитель ДГИ г. Москвы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в ходе проведения работ на основании распоряжения Департамента от 02.06.2020 N 16737Б ГБУ МосгорБТИ был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745 (далее - Управление Росреестра по Москве).
По результатам рассмотрения представленных документов осуществление государственного кадастрового приостановлено (уведомление от 01.06.2022 N КУВД001/2022-21565801/1).
В качестве причин, послуживших основанием для приостановления, в уведомлении указано: нарушен пункт 21 части 1 статьи 26 Закона границы образуемого земельного участка пересекают границу территориальной зоны 77:07-7.3833 (границы участка н42-н49).
Кроме того, согласно части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Согласно представленному межевому плану, земельный участок образуется из земель на основании проекта Межевания планировки территории. Вместе с тем, из представленного проекта планировки территории невозможно однозначно определить конфигурацию образуемого земельного участка.
Для устранения причин приостановления были направлены документы в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления (далее - Апелляционная комиссия).
По результатам рассмотрения документов Апелляционной комиссией принято решение от 22.06.2022 N 221/2022@ об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
К таким документам пункт 7 часть 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ относит межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 1 часть 2 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 26 февраля 2016 г. N 58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы" на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 22 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В целях формирования участка под особо охраняемую природную территорию регионального значения "Ландшафтный заказник "Долина реки Очаковки" Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) выпущено распоряжение от 02.06.2020 N 16737Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", которым предусмотрено утверждение схемы расположения земельного участка по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Очаково-Матвеевское, улица Озерная, земельный участок 6на кадастровом плане территории.
В обжалуемом уведомлении Управление Росреестра по Москве указывает, что из представленного проекта планировки территории невозможно однозначно определить конфигурацию образуемого земельного участка.
Территория, в пределах которой формируется образуемый земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Очаково-Матвеевское, улица Озерная, земельный участок 6, разработан проект планировки территории, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 23.07.2019 N 935-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Озерной улицей, улицей Лобачевского, проектируемым проездом N 1523 и рекой Очаковка".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Межевой план был подготовлен на основании распоряжения Департамента от 02.06.2020 N 16737Б, а также постановления Правительства Москвы от 23.07.2019 N 935-ПП.
В целях обеспечения реализации планировочных решений проектом планировки территории предусматривается изменение границ объектов природного комплекса N 117 Западного административного круга города Москвы "Объект ПК N 117-ЗАО "Долина р. Очаковки от пр. N 1523 до ул. Лобаческого" путем исключения из его состава участков общей площадью 6,41 га и природного комплекса N 204 Западного административного круга города Москвы "Озелененная территория вдоль улицы Терешково" путем включения в его состав участка территории площадью 0,75 га.
На Плане "Межевание территории" земельный участок N 6 обозначен как "Объект ПК N 117-ЗАО "Долина р. Очаковки от пр. N 1523 до ул. Лобаческого" и отнесен к "Территории общего пользования, в т.ч. участки проездов, проходов, зеленых насаждений".
Схема границ объекта природного комплекса N 117 ЗАО города Москвы "Долина р. Очаковки от пр. N 1523 до ул. Лобаческого" с участками территорий, исключаемых из объекта природного комплекса N 117, является Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 23.07.2019 N 935-ПП.
Таким образом, границы образуемого земельного участка установлены в соответствии с участком N 6 на Плане "Межевание территории", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 23.07.2019 N 935-ПП.
Согласно правилам землепользования и застройки города Москвы (ПЗЗ) представленным в пункте 2.1.2.7 подраздела 2.1.2 раздела 2.1 утверждённых постановлением Правительства Москвы от 28.03.2021 N 120-ПП действие градостроительного регламента не распространяется: 2.1.2.7 - Использование земельных участков, включенных в состав зон особо охраняемых природных территорий (за исключением зон лечебно-оздоровительных местностей и курортов) в соответствии с положениями пункта 10 статьи 85 ЗК РФ, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно пункту 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий.
Образование земельного участка, согласно распоряжения Департамента от 02.06.2020 N 16737Б, необходимо для формирования участка под особо охраняемую природную территорию (вид разрешенного использования участка - охрана природных территорий (9.1)), в связи с чем действие ПЗЗ на образуемый земельный участок не распространяется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020) не может являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, когда границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон в случае размещения особо охраняемой природной территории.
При этом сведения о координатах территориальной зоны, по границе н42-н49, с реестровым номером 77:07-7.3833, содержащиеся в ЕГРН, определены картометрическим методом с точностью 9.98 м и не соответствуют их фактическому местоположению. Величина пересечения составляет менее 9,98 м.
Таким образом, образование рассматриваемого земельного участка не противоречит проекту планировки территории, представленный межевой план соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Несогласие Управления с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка без документального опровержения не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
В настоящем случае, заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого уведомления.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022, по делу N А40-177019/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177019/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ