г. Пермь |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А60-43286/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 ноября 2022 года
по делу N А60-43286/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖК "Адмиральский" (ИНН 6659170598, ОГРН 1086659005410)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительными решений N 29-05-01/18701 от 06.05.2022, N29-05-01/29711 от 01.08.2022, незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания ЖК "Адмиральский" (далее - заявитель, общество, ООО "УК ЖК "Адмиральский") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) о признании недействительными решения N 29-05-01/18701 от 06.05.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, решения N 29-05-01/29711 от 01.08.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области.
Заявитель также обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия Департамента по приостановлению и не включению многоквартирного дома по ул. Юмашева, 3 г. Екатеринбурга в реестр лицензий Свердловской области.
Определением от 11.11.2022 судом объединено дело N А60-46077/2022 с делом N А60-43286/2022 в одно производство.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента N 29-05-01/18701 от 06.05.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, решение N 29-05-01/29711 от 01.08.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Требования о признании незаконными действий оставлены без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать оспариваемые решения Департамента законными. В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.11.2022 оставить без изменения.
В жалобе Департамент ссылается на то, что основания для направления заявления обществом в отношении МКД отсутствовали, поскольку поданное заявление не отвечает критериям заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом, так как Общество осуществляет непрерывное управление МКД с 01.05.2015, а протоколы общих собраний по вопросу выбора иного лицензиата в отношении МКД не поступали. Указанное в совокупности породило сомнения в достоверности сведений в протоколе общего собрания и обусловило необходимость запроса сведений в Общество. Решение Департамента от 06.05.2022 N 29-05-01/18701 не нарушает права и законные интересы Общества. Также ссылается на то, что Департаментом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления Общества в соответствии с пп. "в" п. 7 Порядка, поскольку Опрос собственников помещений показал, что в январе-феврале 2022 года общее собрание собственников помещений с повесткой о выборе заявителя в качестве управляющей организации не проводилось, решений о смене управляющей организации по данному дому собственниками не принималось, договор управления с обществом не подписывался. По мнению Департамента, он действует строго в соответствии с требованиями Приказа N 938/пр; информация о подтверждении достоверности сведений в рамках рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий может быть получена от любого источника.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, 17.03.2022 ООО "УК ЖК "Адмиральский" обратилось в Департамент с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Юмашева, дом 3.
Основанием для внесения изменений является договор управления N Ю-3/2022 от 25.02.2022, заключенный с собственниками указанного многоквартирного дома на основании протокола общего собрания N 1 от 25.02.2022.
Департаментом 28.03.2022 в адрес общества направлено решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области за исх. N 29-05-01/13574 в связи с несоответствием заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
В частности, в результате проведенной Департаментом выборочной проверки достоверности сведений, представленных ООО "УК ЖК "Адмиральский", опрос собственников помещений показал, что в январе-феврале 2022 года общее собрание собственников с повесткой о выборе заявителя в качестве управляющей организации не проводилось, договор управления с ООО "УК ЖК "Адмиральский" не подписывался.
ООО "УК ЖК "Адмиральский" предложено предоставить в Департамент документы и информацию, подтверждающие достоверность решений собственников помещений указанного многоквартирного дома.
29.03.2022 заявителем в адрес Департамента дан ответ с приложенными к нему фото и видеозаписями собрания, а также сканы бюллетеней для голосования и другие документы, подтверждающие достоверность решений собственников.
Однако 06.05.2022 Департаментом вынесено решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области за исх. N 29-05-01/18701, в связи с неустранением несоответствий заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 г. N 938/пр.
В частности, ООО "УК ЖК Адмиральский" не представлены документы, подтверждающие достоверность решений собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
21.07.2022, согласно Федеральному закону "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" от 09.07.2022 N 217-ФЗ, лицом, инициировавшим общее собрание собственников от 25.02.2022, Волковой Риммой Яннатхановной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в сети интернет по адресу: http//dom.gosuslugi.ru в разделе "Голосования" были размещены подлинники решений и протокол общего собрания собственников N 1 от 25.02.2022.
21.07.2022 ООО "УК ЖК "Адмиральский" вновь обратился в Департамент с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения указанного выше дома в перечень управляемых заявителем домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
01.08.2022 Департаментом вынесено решение N 29-05-01/29711 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области по тем же самым основаниям - несоответствие требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 г. "N 938/пр. "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Департаментом вновь предложено ООО "УК ЖК Адмиральский" в течение 5 рабочих дней предоставить в Департамент информацию и документы, подтверждающие достоверность решений собственников помещений указанного выше многоквартирного дома.
В связи с поступление ответа от собственника о принятии участия в голосовании и подписании протокола общего собрания, 31.08.2022 Департаментом принято решение N 29-05-01/33462 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УК ЖК "Адмиральский".
Заявитель, не согласившись с решениями об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области N 29-05-01/18701 от 06.05.2022 и решением N 29-05-01/29711 от 01.08.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Кроме того, по объединенному делу, заявитель просит признать незаконным действия Департамента по приостановлению и не включению многоквартирного дома ул. Юмашева, 3 г. Екатеринбурга в реестр лицензий Свердловской области.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 4 Порядка установлено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка).
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9 Порядка).
В силу пункта 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в частности, выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (подп. "а").
В пункте 15 Порядка установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подп. "а").
В соответствии с пунктом 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Из материалов дела установлено, что Департаментом рассмотрено заявление ООО "УК ЖК "Адмиральский" о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения вышеуказанного многоквартирного дома N 3 по ул. Юмашева в г. Екатеринбурге в перечень управляемых Обществом многоквартирных домов.
По результатам рассмотрения по существу указанного заявления, Департаментом принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области в связи с несоответствием требованиям, установленным пп. "б" п. 9, пп. "в" п. 10 Порядка N 938/пр.
Департамент указал, что в результате проведенной выборочной проверки достоверности сведений, представленных ООО "УК ЖК "Адмиральский", опрос собственников помещений показал, что в январе-феврале 2022 года общее собрание собственников с повесткой о выборе заявителя в качестве управляющей организации не проводилось, договор управления с ООО "УК ЖК "Адмиральский" не подписывался.
Заявителю предложено в течение 5-ти рабочих дней со дня получения настоящего решения, предоставить в Департамент информацию и документы, подтверждающие достоверность решений собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Юмашева, д. 3, о выборе ООО "УКЖК "Адмиральский", в качестве управляющей организации данным многоквартирным домом.
29.03.2022 заявитель представил необходимые документы с приложенными фото и видеозаписями собрания, а также сканы бюллетеней для голосования и другие документы, подтверждающие достоверность решений собственников.
Однако 06.05.2022 Департаментом вынесено решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области за исх. N 29-05-01/18701, в связи с неустранением несоответствий заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка N 938/пр. В частности, ООО "УК ЖК Адмиральский" не представлены документы, подтверждающие достоверность решений собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
Судом первой инстанции верно указано, что при принятии решения от 06.05.2022 Департаментом не дана оценка документам, представленным заявителем 29.03.2022, решение об отказе принято без учета и исследования данных документов, в связи с чем законных оснований для принятия Департаментом решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области не имелось.
Далее, 21.07.2022 ООО "УК ЖК "Адмиральский" вновь обратился в Департамент с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения указанного выше дома в перечень управляемых заявителем домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области. К указанному заявления ООО "УК ЖК "Адмиральский" представил тот же перечень документов, что и по ранее поданному заявлению.
21.07.2022 лицом, инициировавшим общее собрание собственников от 25.02.2022, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в сети интернет по были размещены подлинники решений и протокол общего собрания собственников N 1 от 25.02.2022.
01.08.2022 Департаментом вновь принято решение N 29-05-01/29711 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области по тем же самым основаниям - несоответствие требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Приказа N 938/пр.
Департаментом предложено ООО "УК ЖК Адмиральский" в течение 5-ти рабочих дней предоставить в Департамент информацию и документы, подтверждающие достоверность решений собственников помещений указанного выше многоквартирного дома.
Однако заявитель посредством сайта ГИС ЖКХ еще при подаче заявления от 17.03.2022 разместил все необходимые документы, что не было учтено Департаментом при принятии решения от 01.08.2022.
Из материалов дела установлено, что заявителем представлен исчерпывающий перечень документов, предусмотренный законодательством.
Кроме того, Департаментом не производился опрос собственников на момент принятия оспариваемого решения о приостановлении, Департамент ничем не подтвердил проведение такого опроса. Запросы собственникам помещений направлены уже после принятия им оспариваемого решения.
Как верно отмечено судом, у Департамента имеются полномочия про проверки достоверности представленных заявителей сведений, однако это не исключает обязанности по оценке уже представленных документов. Заявитель должен знать, в чем заключается несоответствие представленных документов законодательству, в целях возможности их устранения.
С целью подтверждения достоверности сведений, предоставленных лицензиатом, Департаментом в адрес собственника помещения МКД направлено письмо с просьбой в кратчайшие сроки представить в Департамент информацию:
1. Проводилось ли в январе-феврале 2022 года внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Юмашева, д. 3, с повесткой о выборе ООО "УК ЖК "Адмиральский", ИНН 6659170598 в качестве управляющей организации указанного многоквартирного дома и заключении договора управления с данной организацией.
2. Принимали ли Вы участие в голосовании по указанным выше вопросам.
3. Подписывали ли Вы договор управления от 25.02.2022 с ООО "УК ЖК "Адмиральский", ИНН 6659170598.
От собственника помещения N 169 поступил ответ о принятии участии в голосовании и подписании протокола общего собрания, что явилось основанием для вынесения Департаментом решения от 31.08.2022 N 29-05-01/33462 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УК ЖК "Адмиральский".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права. Убедительных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции управлением апелляционному суду не приведено.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 ноября 2022 года по делу N А60-43286/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43286/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖК "АДМИРАЛЬСКИЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ