г. Вологда |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А66-4615/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Кувшиново "Городское тепло" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 октября 2022 года по делу N А66-4615/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Кувшиново "Городское тепло" (ОГРН 1076915001415, ИНН 6929004587; адрес: 172111, Тверская область, город Кувшиново, улица Степана Разина, дом 3, помещение 21; далее - МУП "Городское тепло", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - инспекция, ГЖИ) от 18.03.2022 N 1306 о привлечении к ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Радиан" (ОГРН 1216900006278, ИНН 6950250560; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, Студенческий переулок, дом 23; далее - ООО "Радиан"), Ржевская прокуратура Кувшиновского района Тверской области (адрес: 172110, Тверская область, Кувшиновский район, город Кувшиново, улица Советская, дом 27).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что в деянии заявителя отсутствует вина в совершении правонарушения. Считает, что услуга ненадлежащего качества оказана по вине общества, владеющего на праве аренды котельной N 3.
От ГЖИ и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлением главы городского поселения "Город Кувшиново" от 09.09.2021 N 135 муниципальному унитарному предприятию "Городская баня" (далее - МУП "Городская баня") присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского поселения "Город Кувшиново".
В соответствии с постановлением главы городского поселения "Город Кувшиново" от 01.09.2021 N 131 МУП "Городская баня" в хозяйственное ведение переданы объекты теплоснабжения (тепловые сети), в том числе котельная N 1, расположенная по адресу: Тверская область, город Кувшиново, улица Гагарина, дом 1а, и котельная N 2, расположенная по адресу: Тверская область, город Кувшиново, улица Бумажников, дом 14а.
С 03.12.2021 МУП "Городская баня" переименовано в МУП "Городское тепло", постановлением главы городского поселения "Город Кувшиново" от 09.12.2021 в постановление от 09.09.2021 N 187 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" внесены изменения в части названия организации.
Прокуратурой Кувшиновского района на основании решения от 11.01.2022 N 2 совместно с сотрудниками инспекции проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, законодательства о теплоснабжении и промышленной безопасности в отношении МУП "Городское тепло".
В ходе проверки названной прокуратурой установлено, что постановлением главы Кувшиновского района Тверской области от 06.09.2021 N 341 на территории района с 15.09.2021 начат отопительный сезон.
Данным постановлением МУП "Городская баня" постановлено начать заполнение тепловой системы теплоносителем.
Кроме того, указанным постановлением на МУП "Городская баня" и ООО "Радиан" возложена обязанность обеспечить бесперебойную работу газовых котельных, соблюдение теплового режима, бесперебойную подачу тепловой энергии.
Теплоснабжение потребителей на территории городского поселения "Город Кувшиново" осуществляется посредством эксплуатации газовых котельных.
ООО "Радиан" на основании договора аренды объектов теплоснабжения от 01.09.2021 N 2ГП/09-21 осуществляет эксплуатацию газовой котельной N 3, расположенной по адресу: Тверская область, город Кувшиново, улица Пионерский бульвар, дом 2а.
По результатам проверки прокуратурой Кувшиновского района составлен акт от 17.01.2022, в котором зафиксированы в том числе следующие выявленные нарушения:
1) многоквартирный дом N 26 по улице Советской города Кувшиново: в квартире N 29 (большая угловая комната) температура составила + 18,4°С (в центре комнаты), + 18,5°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента в большой угловой комнате); в квартире N 25 (2-х комнатная не угловая) в большой комнате температура составила +17,2°С (в центре комнаты), + 17,4°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента в большой комнате); в квартире N 27 (большая угловая комната) температура составила +18,4°С (в центре комнаты), + 18,4°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента в большой угловой комнате); в квартире N 13 (3-х комнатная не угловая) температура воздуха в малой комнате составила + 17,7°С (в центре), + 17,8°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента);
2) многоквартирный дом N 27а по улице Советской города Кувшиново: в квартире N 4 (2-х комнатная не угловая) в большой комнате температура составила + 16,9°С (в центре комнаты), + 17°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента), в малой комнате температура составила + 17,1°С (в центре комнаты), + 17,1°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента); в квартире N 7 (2-х комнатная не угловая) в большой комнате температура составила + 16,0°С (в центре комнаты), + 16°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента), в малой комнате температура составила + 16,4°С (в центре комнаты), + 16,4°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента);
3) многоквартирный дом N 13 по улице Октябрьской города Кувшиново: в квартире N 7 (3-х комнатная, не угловая) температура в большой комнате составила + 16,4°С (в центре комнаты), + 16,4°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента), в средней комнате + 16,5°С (в центре комнаты), + 16,5°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента), в малой комнате + 16,8°С (в центре комнаты), + 16,8°С (от внутренней поверхности наружной стены и обогревательного элемента).
По данному факту прокуратурой в отношении предприятия 17.01.2022 вынесено постановление от 17.01.2022 о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ.
Материалы дела направлены прокуратурой с сопроводительным письмом от 18.01.2022 N 26ц-22 для рассмотрения в ГЖИ.
По результатам рассмотрения постановления прокуратуры от 17.01.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении и материалов проверки инспекцией принято постановление от 18.03.2022 N 1306 о привлечении МУП "Городское тепло" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом названного правонарушения являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения по данной статье Кодекса признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу указанного пункта под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно пункту 11 части 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения понимается теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.
В соответствии с пунктом 15 приложения 1 к указанным Правилам в жилых помещениях нормативная температура воздуха должна быть обеспечена не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20 градусов).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации.
Следовательно, ответственность за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правилами N 354, несут ресурсоснабжающие организации.
Как следует из материалов дела предприятие в силу постановления главы городского поселения "Город Кувшиново" от 09.09.2021 N 135 обладает статусом единой теплоснабжающей организацией.
Подателем жалобы не отрицается тот факт, что жители спорных многоквартирных домов самостоятельно заключили договоры на предоставление коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и др.).
Также апеллянтом не отрицается и документально не опровергнут тот факт, что именно предприятие является получателем денежных средств за оказанную им коммунальную услугу по теплоснабжению спорных домов.
Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению на территории городского поселения "Город Кувшиново" является МУП "Городское тепло".
Согласно пункту 6.2.58 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 при наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70°С; для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60°С.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
МУП "Городское тепло" создано в целях предоставления коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, выполнения работ, удовлетворения общественных потребностей (пункт 3.1 Устава).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и пункта 3.4.1 Устава основным видом деятельности МУП "Городское тепло" является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.
Нарушения зафиксированы в актах осмотра от 12.01.2022, в которых также отражены показания наружной температуры воздуха (- 17,5°С), температуры теплоносителя в котельной и температуры теплоносителя на вводе в дом: в доме N 26 по улице Советской - в подающем трубопроводе отопления в котельной +58,5°С, в отводящем +46,5°С, на вводе в дом в подающем трубопроводе +56,2°С, в отводящем +39,6°С; в доме N 27а по улице Советской - в подающем трубопроводе отопления в котельной +58,5°С, в отводящем +46,5°С, на вводе в дом в подающем трубопроводе +55,5°С, в отводящем +40,8°С; в доме N 13 по улице Октябрьской - в подающем трубопроводе отопления в котельной +58,5°С, в отводящем +46,5°С, на вводе в дом в подающем трубопроводе +52,0°С, в отводящем +40°С (листы дела 32-36).
При этом максимальная температура воздуха в проверенных жилых помещениях спорных квартир не превышала +18,4°С.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг отопления надлежащего качества происходит вследствие несоответствия температуры теплоносителя на вводе в каждый спорный многоквартирный дом, что свидетельствует о ненадлежащей подготовке единой теплоснабжающей организацией объектов теплоснабжения к эксплуатации в зимних условиях.
На основании изложенного суд правомерно согласился с доводами инспекции о наличии в деянии предприятия события вмененного ему в вину административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, определенном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы подателя жалобы об отсутствии вины в совершении правонарушения, со ссылкой на неправомерные действия теплоснабжающей организации ООО "Радиан", судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку из установленных по делу обстоятельств не усматривается, что нарушение температурного режима обусловлено исключительно действиями теплоснабжающей организации (при температуре на котельной +58,5°С, температура на подающем трубопроводе отопления в многоквартирные дома составила от + 52,0°С до +56,2°С).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 354, которыми не регламентированы нормативы коммунального ресурса на границе источника теплоснабжения.
Таким образом, доводы заявителя о нарушениях ООО "Радиан" как лица, эксплуатирующего котельную N 3, являются несостоятельными.
Как указано ранее в настоящем постановлении, МУП "Городское тепло" создано в целях предоставления коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, выполнения работ, удовлетворения общественных потребностей (пункт 3.1 Устава).
Учитывая изложенные обстоятельства, а также вышеприведенные нормативные положения суд пришел к верному выводу о том, что предприятие является лицом, ответственным за поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, надлежащего качества, а соответственно несет ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами и является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения предприятием требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предоставить, равно как и доказательств принятия им необходимых и исчерпывающих мер, направленных на недопущение правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, апеллянтом не представлено.
За нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг в силу подпункта "а" пункта 149 Правил N 354, ответственность установленную законодательством Российской Федерации несет исполнитель, и согласно пункту 150 Правил освобождается от такой обязанности, если докажет, что ухудшение качества услуг произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Такие доказательства в материалы дела апеллянтом не представлены.
Само по себе направление заявителем писем в адреса администрации Кувшиновского района и прокуратуры Кувшиновского района о несоблюдении ООО "Радиан" параметров тепловой энергии такими исчерпывающими мерами, исключающими вину заявителя в совершении правонарушения, не являются.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Довод заявителя о разграничении ответственности между МУП "Городское тепло" и ООО "Радиан" не влияет на ответственность исполнителя коммунальной услуги, единой теплоснабжающей организации непосредственно перед потребителями коммунальных услуг, жителями многоквартирных домов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях предприятия содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, а отсутствие вины предприятием не подтверждено.
Процедура привлечения к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности инспекцией соблюдены.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
Назначенное инспекцией административное наказание в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией статьи 7.23 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ.
Таким образом, у суда первой инстанции не возникло правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления ГЖИ.
Несогласие апеллянта с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18 октября 2022 года по делу N А66-4615/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Кувшиново "Городское тепло" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4615/2022
Истец: МУП Города Кувшиново "Городское Тепло"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Радиан", Прокуратура Кувшиновского района Тверской области