город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2023 г. |
дело N А32-25825/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от арбитражного управляющего Хремина Игоря Федоровича: представитель Горина Е.В. по доверенности от 27.01.2023, паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (после перерыва): представитель Кечеджиян А.М. по доверенности от 31.01.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2022 по делу N А32-25825/2022
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
к арбитражному управляющему Хремину Игорю Федоровичу
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее- Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Хремина Игоря Федоровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1. статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2022 в удовлетворении заявления Управления было отказано. Решение мотивировано отсутствием в действиях арбитражного управляющего состава вменённого административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что сообщения и заявления любых физических лиц, в том числе не участвующих в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования. Следовательно, вывод суда об отсутствии у Управления поводов к возбуждению дела об административном правонарушении ввиду того, что заявитель не является лицом, участвующим в деле о банкротстве должника, не опровергает выводы Управления, в том числе непосредственно обнаружившего нарушения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), и не является основанием для отказа Управлению в удовлетворении требований о привлечении Хремина И.Ф. к административной ответственности.
Материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение Хреминым И.Ф. обязанностей финансового управляющего должника, при осуществлении своих полномочий нарушал законодательство Российской Федерации и действовал недобросовестно и неразумно.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Управления об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель арбитражного управляющего Хремина И.Ф. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Управление в назначенное время не обеспечило подключение к судебному заседанию в режиме веб-коференции.
30.01.2023 апелляционный суд объявил перерыв до 06.02.2023.
После перерыва Представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Арбитражный управляющий Хремин И.Ф. в судебное заседание не явился, явку своего представителя после перерыва в судебное заседание не явился.
Арбитражный управляющий Хремин И.Ф. подал дополнения к апелляционной жалобе. Апелляционный суд приобщил дополнения к отзыву к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
22.03.2022 в Управление поступило обращение Постного В.В. от 05.03.2022 о незаконности действий арбитражного управляющего Хремина И.Ф..
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2019 по делу N А32-50051/2018 в отношении Бердикова Федора Васильевича введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим был утверждён Хремин И.Ф..
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2019 по делу N А32-50051/2018 Бердиков Ф.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утверждён Хремин И.Ф..
При проведении административного расследования, Управление пришло к выводу о том, что за период деятельности в качестве финансового управляющего должника Хреминым И.Ф. были допущены следующие нарушения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) и иных норм, регламентирующих вопросы банкротства:
1. Арбитражным управляющим Хреминым И.Ф. ненадлежащим образом исполняется обязанность по формированию конкурсной массы должника. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2019 по делу N А32- 50051/2018 Бердиков Ф.В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Хремин И.Ф..
Согласно сообщению N 4391815 от 19.11.2019, опубликованному Хреминым И.Ф. в ЕФРСБ, 19.11.2019 финансовым управляющим проведена частичная опись имущества должника, по итогам которой выявлено имущество. Также, как следует из представленной управляющим выписки из ЕГРН от 27.03.2020 N 00-00-4001/5064/2020-27677, за должником зарегистрировано недвижимое имущество. Вместе с тем, как следует из письменных пояснений Хремина И.Ф., представленных Управлению, оценка выявленного имущества должника не проведена. Сведения об обращении финансового управляющего в суд с ходатайством об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина у административного органа отсутствуют.
2. Сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества, опубликованное финансовым управляющим в официальном издании, содержит неполные сведения. Опубликованное финансовым управляющим в официальном издании сообщение о признании Бердикова Ф.В. несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него процедуры реализации имущества не содержит сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета должника, а также его месте жительства (информационное сообщение N 77230753815 от 26.10.2019). При этом названные данные отражены в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2019 по делу N А32-50051/2018, в соответствии с которым в отношении Бердикова Ф.В. введена процедура реализации имущества. Выявленные нарушения требований Федерального закона N 127-ФЗ и иных норм, регламентирующих вопросы банкротства, допущенные арбитражным управляющим Хреминым И.Ф., послужили основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 17.05.2022 N 00912322 по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дела об административном правонарушении по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
По окончании административного расследования, 17.05.2022 врио начальника отдела Управления, в отсутствии арбитражного управляющего Хремина И.Ф., был составлен протокол об административном правонарушения по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3.1. статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
В соответствии со статьёй 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьёй 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела об административном правонарушении были направлены Управлением в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании пункта 1 статьи 213.25 Федерального закона N 127-ФЗ всё имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.26 Федерального закона N 127-ФЗ оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовый управляющий принимает решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредитором, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина. При этом собрание кредиторов вправе принять решение о проведении оценки имущества гражданина, части этого имущества, включённых в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, с привлечением оценщика и оплатой расходов на проведение данной оценки за счёт лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения.
Согласно пункту 1 статьи 213.26 Федерального закона N 127-ФЗ в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать: наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета); наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве; фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес; установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.
Согласно пункту 5 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ идентификация гражданина в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве осуществляется по фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина (в случае перемены имени также по ранее присвоенным фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина), по дате и месту рождения, страховому номеру индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационному номеру налогоплательщика (при наличии), основному государственному регистрационному номеру налогоплательщика (для индивидуальных предпринимателей), месту жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации указывается фактическое место жительство гражданина (наименование субъекта Российской Федерации без указания конкретного адреса). Наличие идентифицирующих сведений является обязательным при каждом опубликовании сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
Обработка персональных данных, содержащихся в идентифицирующих сведениях, осуществляется в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Пунктами 2 и 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан осуществлять установленные данным законом функции, в том числе, действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве основания для удовлетворения заявленных требований о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом указано на то, что Хреминым И.Ф. при исполнении обязанностей финансового управляющего гражданина по делу N A32-50051/2018 ненадлежащим образом исполнена обязанность по формированию конкурсной массы должника, сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества, опубликованное в официальном издании, содержит неполные сведения.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом правонарушения является порядок действий при проведении процедур банкротства, установленный Федеральным законом N 127-ФЗ.
Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии при банкротстве, а именно в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъект правонарушения специальный - арбитражный управляющий. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.
Частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, Постный Виктор Васильевич явился заявителем в Управление на действия арбитражного управляющего.
Доказательства того, что Постный Виктор Васильевич является лицом, участвующим в деле N А32- 50051/2018 о банкротстве должника Бердикова Ф.В., или конкурсным кредитором должника Бердикова Ф.В., или является участником торгов в названной процедуре, привлечённым третьим лицом, либо заинтересованным лицом по делу о банкротстве гражданина Бердикова Ф.В., Управлением не было установлено и в материалы дела не представлены.
Частями 1 и 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 202-ФЗ наряду с перечисленными, поводов к возбуждению дела об административном правонарушении по части 3 (3.1) статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие событие административного правонарушения.
Таким образом, должностные лица Управления, вправе возбуждать дело об административном правонарушении по части 3 (3.1) статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также при поступлении заявлений от лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, заявления (обращения) юридических и физических лиц также являются поводами для возбуждения органом по контролю (надзору) дел об административных правонарушениях по части 3 (3.1) статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования к письменным обращениям граждан установлены статьёй 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), пунктом 1 которой определено, что гражданин в своём письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Следовательно, рассмотрение обращений граждан в установленном порядке является не только правом, но и обязанностью управления.
Исключения из этого правила предусмотрены частью 1 статьи 11 Федерального закона N 59-ФЗ и частью 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которым не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора).
С учётом изложенного, обращение физического лица - Постного В.В. не соответствует Федеральному закону N 59-ФЗ и не подлежало рассмотрению Управлением, поскольку Постный В.В. не является лицом, участвующим в деле о банкротстве должника Бердикова Ф.В., его требования не установлены в реестре требований кредиторов, не является кредитором по текущим платежам, не является работником либо контролирующим должника лицом должника, не является участником торгов, заинтересованным лицом по отношению к должнику в порядке статьи 19 Федерального закона N 127-ФЗ.
Таким образом, права Постного В.В., связанные с формированием конкурсной массы должника - Бердикова Ф.В., а также опубликованием сообщения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества в рамках дела N А32-50051/2018 нарушены не были.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что оснований для возбуждении в отношении арбитражного управляющего административного производства не имелось, следовательно, отсутствовал и состав вменённого административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В данном случае, уплате государственной пошлины в данном случае, не предусмотрено, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2022 по делу N А32-25825/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25825/2022
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФС государственной регистрации , кадастра и картографии по КК
Ответчик: Арбитражный управляющий Хремин Игорь Федорович
Третье лицо: Хремин И Ф