г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А56-88319/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Горбатовской О.В.
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39870/2022) общества с ограниченной ответственностью "Винный Город" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 по делу N А56-88319/2022 (судья Геворкян Д.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винный Город" к Администрация Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным,
при участии от заявителя: Петров А.Ю. (генеральный директор); от заинтересованного лица: не явился (извещен);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Винный Город" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация), выразившегося в нерассмотрении в установленные сроки заявления Общества от 01.03.2022 б/н о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 47:26:0102002:795, и обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес ООО "Винный Город".
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 в удовлетворении заявления отказано.
На указанное решение Обществом подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просит решение суда от 14.11.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении в установленные сроки заявления Общества от 01.03.2022 б/н о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 47:26:0102002:795.
Податель жалобы указывает, что письмом Администрации от 27.05.2022 был продлен срок рассмотрения заявления, на заявление Общества от 09.06.2022 ответа от Администрации не было получено, а также указывает, что действия Администрации по снятию земельного участка с кадастрового учета 26.10.2022 являлись недобросовестными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило, отзывы на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество, являясь собственником здания с кадастровым номером 47:26:0102001:227, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0102002:795, 01.03.2022 обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного под объектом недвижимости.
Обществом 13.04.2022 получен ответ, в котором Администрация сообщила, что к объекту недвижимости с кадастровым номером 47:26:0102001:227 отсутствует подъезд, который можно было бы организовать на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также предложила заявителю предоставить документ, в соответствии с которым осуществляется подъезд к испрашиваемому земельному участку.
В ответ на данное письмо Общество сообщило, что также является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:26:0102002:42, смежным с участком, расположенным под объектом недвижимости, и, соответственно, подъезд к испрашиваемому земельному участку будет осуществляться через него.
Письмом от 27.05.2022 N 77-юл Администрация сообщила Обществу о продлении срока рассмотрения заявления.
Указывая, что предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации срок рассмотрения заявления истек, ссылаясь на наличие у Общества преимущественного права на выкуп земельного участка, на котором расположен принадлежащий Обществу объект недвижимости, полагая бездействие Администрации по предоставлению спорного земельного участка незаконным, препятствующим заявителю в использовании объекта недвижимости по его целевому назначению и создающим ограничения в предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции исходил наличия в материалах дела документов свидетельствующих о том, что обращение Общества от 01.03.2022 б/н было рассмотрено Администрацией в установленные законом сроки, а также, что поскольку в настоящее время испрашиваемый земельный участок снят с государственного кадастрового учета и не является объектом гражданских прав, то в данном случае удовлетворение заявления не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении в установленные сроки заявления Общества от 01.03.2022 б/н о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:26:0102002:795, суд первой инстанции исходил из наличия в материалах дела ответа Администрации от 13.04.2022 на заявление Общества от 01.03.2022.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 01.03.2022 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного под объектом недвижимости.
Заявителем 13.04.2022 получен ответ, в котором Администрация сообщила, что к объекту недвижимости отсутствует подъезд, который можно было бы организовать на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также предложила заявителю предоставить документ, в соответствии с которым осуществляется подъезд к испрашиваемому земельному участку.
В письме от 27.05.2022 Администрация сообщила о продлении срока рассмотрения обращения Общества.
Заявитель в письме от 09.06.2022 сообщил Администрации, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:26:0102002:42, смежным с участком, расположенным под объектом недвижимости, и, соответственно, подъезд к испрашиваемому земельному участку будет осуществляться через него.
Ответ на обращение заявителя от 09.06.2022 Администрация не представила.
Администрацией решение относительно заявления Общества от 01.03.2022 не принято, как до обращения заявителя в суд, так и в период рассмотрения дела. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Заявитель указал, что Администрацией не представлен письменный ответ на его заявление. Из отзыва на заявления также не следует, что Администрацией принято какое-либо решение по заявлению от 01.03.2022.
В нарушение пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган не совершил действий по принятию решения по заявлению Общества, тем самым осуществил незаконное бездействие, в связи с чем апелляционной суд приходит к выводу, что требование заявителя о признании незаконным бездействия Администрации выразившегося в нерассмотрении в установленные сроки заявления Общества от 01.03.2022 б/н о предоставлении в собственность земельного участка подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Как установлено судом первой инстанции, следует из выписки из ЕГРН на момент рассмотрения спора в суде испрашиваемый заявителем земельного участка с кадастровым номером 47:26:0102002:795 снят с кадастрового учета (запись от 25.10.2022).
Таким образом, учитывая, что земельный участок снят с кадастрового учета и не является объектом гражданских прав, основания для обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес ООО "Винный Город" не имеется, поскольку удовлетворение данного требования не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя.
Учитывая изложенное решение суда, подлежит изменению, требование заявителя о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении в установленные сроки заявления Общества от 01.03.2022 б/н о предоставлении в собственность земельного участка удовлетворению, в части отказа в удовлетворении требования заявителя об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес ООО "Винный Город" решение от 14.11.2022 подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при оспаривании в арбитражном суде действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, государственная пошлина составляет для организации - 3 000 руб.С учетом пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет, соответственно, 1500 руб. для юридических лиц.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. при подаче заявления и 1500 руб. при обращении с апелляционной жалобой, а всего в размере 4500 руб., подлежат отнесению на Администрацию.
Вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1500 руб. может быть разрешен в порядке статьи 112 АПК РФ по заявлению заявителя с приложением оригинала справки на возврат госпошлины по делу N А56-45474/2022.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 по делу N А56-88319/2022 отменить в части признания незаконным бездействия Администрации Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области.
Признать незаконным бездействие Администрации Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Винный Город" от 01.03.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:26:0102002:795 в собственность.
В остальной части оставить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 по делу N А56-88319/2022 без изменения.
Взыскать с Администрации Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Винный Город" 4500 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбатовская |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88319/2022
Истец: ООО "ВИННЫЙ ГОРОД"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ФЕДОРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39870/2022
12.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16359/2024
25.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39870/2022
25.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39870/2022
06.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39870/2022
14.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-88319/2022