г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А56-77875/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38826/2022) АО "УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2022 по делу N А56-77875/2022(судья Шпачев Е.В.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Усть-Луга Ойл", место нахождения: 188477, Ленинградская область, Кингисеппский район, территория Морского торгового порта Усть-Луга (ВИС), комплекс наливных грузов, ОГРН 1024701420622, ИНН 4707013516 (далее - АО "Усть-Луга Ойл"), о взыскании 543 312 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, 32 955,97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации начиная с 21 июня 2022 г. до момента фактического исполнения обязательства, 14 525 руб. руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 30.10.2022 требования Истца удовлетворены в части взыскания с ответчика 543 312 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, 15 428,58 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 31.03.2022, а также 14 175 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
27.10.2022 судом составлен мотивированный текст решения.
В апелляционной жалобе Ответчик, ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что истцом представлены лишь документы, подтверждающие факт оформления задержки вагонов ответчика в пути следования, однако документы, подтверждающие причины такой задержки, в материалы дела не представлены. Нарушение технологического срока оборота вагонов ответчиком не допущено.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и Обществом (владельцем) заключен договор от 25.12.2015 N 57/15/м на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - договор).
Договором предусмотрено, что эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования осуществляется его локомотивом (пункт 1); подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца производится по уведомлению (пункт 5); сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей - главные N N I, II, приемоотправочные NN 3,4,5,6, 7, 8,9, 10, 11, 12, 13, 15,17 транзитно-выставочного парка "Нефтяной" станции Лужская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с правилами промышленной и пожарной безопасности фронт выгрузки считается занятым вне зависимости от количества поданных под погрузку вагонов на этот фронт (пункт 7 договора); с железнодорожного пути необщего пользования владельца вагоны возвращаются перевозчику в количестве одновременно поданной группы вагонов на выставочные пути, указанные в пункте 7 договора (пункт 9); возвращенные с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из железнодорожных выставочных путей, указанных в п.7 настоящего договора (п.10 договора); вагоны выводятся владельцем на железнодорожные выставочные пути только при наличии у перевозчика надлежащим образом оформленных документов на всю группу выводимых вагонов (п.11 договора в редакции дополнительного соглашения без номера от 6. 11.2018); на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются технологические сроки оборота на группу поданных вагонов в зимний период года (с 16 октября по 14 апреля) для темного налива - 10,5 часа, для темного налива (маршруты Кириши) - 8,5 часа, для светлого налива - 4,5 часа, для темного налива и ТНТЭ на группу из 47 вагонов - 9,9 часа (п.13 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 26,08.2016 ).
Также стороны в договоре предусмотрели в пункте 16.1 обязанность владельца уплачивать перевозчику платы, предусмотренные статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии с пунктом 16.3 договора (в редакции дополнительного соглашения без номера от 28.03.2016), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: - ожидания выгрузки грузов, подачи, приема вагонов; - задержки вагонов в пути следования (в том числе, на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом.
В декабре 2021 года на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес грузополучателя Общества следовали вагоны.
На промежуточной станции Пикалево 1 Октябрьской железной дороги 29.12. 2021 в 03 часа 48 минут данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Лужская Октябрьской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя.
11.01.2022 в 23 час 40 минут задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 13.01. 2022 N 17/132, составленным по прибытию на станцию назначения, а также оперативными приказами на временное отставление от движения грузового поезда N 2770 от 29.12.2021 и о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда N 542 от 11.01.2022, актами общей формы о начале и об окончании задержки на станции Пикалево 1 N 1/419 от 29.12.2021 и N 1/18 от 11.01.2021.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 29.12. 2021 и от 11.01.2022.
Факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов N N 14031, 14032, 14040, 14041, 14045, 14052,13487,13452,13547, 14060, 14061, 14070, 14074, 14080, 14084, 14086, 14092, 14094, 14100, 14112, 14118, 14120, 14124, 14125, 14132, 14138, 14140, 14142, 14146, 14147, 5, 10, 17, 29, 32, 39, 43, 45, 59, 61, 74, 80, 86, 88, 90,43,14138, 93, 97, 108, 115, 118, 124, 136, 138, 146, 147, 157, 142, 160, 165, 174, 178, 4 А56-77875/2022 192, 184, 197, 201, 210, 211, 213, 217, 222, 230, 240,157, 244, 250, 258, 260, 264, 268, 276, 280, 288, 290, 13914, 13865, 13083, 13131, 294, 310, 314, 316, 318, 328, 330, 336, 347, 350, 354, 358, 362, 365, 369, 374, 375, 384, 385, 394, 399, 411, 403, 414, 418, 419, 425, 429, 439, 443, 447, 450, 455, 13945, 343, 461, 14069, 14054, 14062, 14057, 14064, 14093, 14085, 14081, 14127, 14087, 14103, 14095, 14101, 14113, 14108, 14139, 14126, 14141, 14143, 14133, 14148, 14149, 24, 6, 15, 14, 12, 21, 40, 28, 54, 48, 56, 62, 66, 79, 81, 100, 95, 109, 103, 111, 125, 117, 137, 143, 134, 139, 168, 158, 159, 166, 198, 182, 202, 193, 209, 242, 214, 212, 218, 223, 227, 259, 233, 235, 277, 269, 261, 265, 275, 283, 281, 291, 329, 297, 305, 349, 319, 324, 334, 331, 338, 376, 345, 367, 393, 363, 383, 370, 376, 387, 386, 413, 397, 398, 403, 463, 412, 430, 451, 438, 431, 440, 444, 460, 458, 472, 494, 468, 504.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Обществу на основании статьи 39 УЖТ РФ начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 543 312 руб.
Претензионный порядок соблюден, что подтверждено претензией от 12.04.2022 N ИСХ-22/102.
Суд первой инстанции удовлетворил требования частично.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
Согласно пункту 35 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Факт невыполнения АО "Усть-Луга Ойл" технологических сроков оборота вагонов, установленных Договором, подтверждается актами общей формы, а также памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, которые были подписаны ответчиком без возражений.
Довод ответчика о том, что отсутствие нарушения технологического срока оборота вагонов подтверждается уведомлениями о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, является голословным, а также противоречащим условиям Договора.
Факт невыполнения технологических сроков оборота вагонов ответчиком не оспорен. Факт отсутствия вины в невыполнении технологических сроков оборота вагонов ответчиком не доказан.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, в совокупности и взаимосвязи подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания платы.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 32 955,97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации начиная с 21 июня 2022 г. до момента фактического исполнения обязательства.
В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов проверен судом и признан верным.
В удовлетворении требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства отказано, в связи введением постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Апелляционная инстанция считает, что при вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2022 по делу N А56-77875/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77875/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ"