г. Хабаровск |
|
07 февраля 2023 г. |
А73-18014/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от АО "Ванинский морской торговый порт": не явились;
от Управления Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю: Шпакова Н.А., по доверенности от 13.07.2022;
от Ванинской транспортной прокуратуры: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
на решение от 23.12.2022 по делу N А73-18014/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
дело по заявлению Акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
о признании незаконным и отмене постановления
третье лицо: Ванинская транспортная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Порт Ванино", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела в р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю (далее - управление, административный орган) от 07.10.2022 N 38/194-22, которым общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере в размере 15 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ванинская транспортная прокуратура.
Решением суда от 23.12.2022 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО "Порт Ванино" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить по мотиву неполного выяснения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, заявленное требование удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу, а также в заседании суда второй инстанции представитель административного органа выразил несогласие с доводами заявителя, настаивая на законности судебного решения.
Представители общества, третьего лица надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, с учетом отзыва, заслушав представителя управления, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 26.08.2022 Ванинской транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками УФСБ России по Хабаровскому краю на основании решения и.о. Ванинского транспортного прокурора от 25.08.2022 N 40 проведена проверка исполнения АО "Порт Ванино" законодательства о защите информации и транспортной безопасности, результаты которой зафиксированы в акте осмотра 26.08.2022.
В ходе проверочных мероприятий выявлен факт нарушения требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что послужило основанием для вынесения 05.09.2022 постановления N 02-03/79/2022 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 6 статьи 13.12 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Отдела в р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю в отношении общества 07.10.2022 вынесено постановление N 38/194-22, которым АО "Порт Ванино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО "Порт Ванино" обратилось с заявлением в суд, который отказал в удовлетворении требования, исходя из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений и оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ к спорным отношениям.
Частью 6 статьи 13.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 N 1651 (далее - Требования N 1651), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, в том числе капитанов морских портов в отношении акваторий морских портов.
Положениями частей 4, 8 статьи 5, части 3 статьи 9 Закона N 16-ФЗ установлено, что сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, являются информацией ограниченного доступа.
Порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а также со сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 N 1257 утверждены Правила обращения с указанными сведениями, которые обязательны к применению осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа субъектами транспортной инфраструктуры (подпункт "б" пункта 2).
Пунктами 5, 10 данных Правил определено, что накопление, обработка, хранение и передача информации ограниченного доступа осуществляются на бумажных и иных материальных носителях информации или картриджах, магнитных, оптических, магнитооптических накопителях и иных технических средствах накопления, обработки, хранения и передачи данных.
Работа с носителями информации ограниченного доступа выполняется при помощи специально выделенных для этих целей средств вычислительной техники или оборудования, не подключенных к информационно-телекоммуникационным сетям и находящихся в помещениях субъекта транспортной инфраструктуры, в которые возможность доступа сторонних лиц должна быть исключена.
По материалам дела арбитражным судом установлено, что в ходе проведенной проверки прокуратурой совместно с управлением выявлен факт нарушения АО "Порт Ванино" вышеназванных требований, выразившийся в том, что проверки персональных компьютеров, расположенных в здании АО "Порт Ванино" по адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 1, на автоматизированном рабочем месте департамента корпоративной безопасности Крюкова К.А., а также начальника отдела обеспечения режима Кима Ф.А. выявлены факты нарушения правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости, а также содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, которые являются информацией ограниченного доступа.
На автоматизированном рабочем месте Крюкова К.А. в результате поиска найдены документы в электронной форме "План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (изменения)" порта Посьет, субъект транспортной инфраструктуры АО "Торговый порт Посьет", объект транспортной инфраструктуры "Угольный Терминал АО "Торговый порт Посьет", "План обеспечения транспортной безопасности транспортного средства "Клемез" ООО "АКВИЛОН", "План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Ванино Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", "План обеспечения транспортной безопасности морского терминала "Объединенный грузовой район ОАО "Ванинский морской торговый порт", "Отчет об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Объединенный грузовой район" АО "Ванинский морской торговый порт", "Схема размещения и состав оснащения Контрольно-пропускных пунктов и постов объектов транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее частей, секторов, критических элементов объекта транспортной инфраструктуры и постов объекта транспортной инфраструктуры", которые относятся к информации ограниченного доступа.
На автоматизированном рабочем месте Кима Ф.А. в результате поиска найдены документы в электронном формате "Отчет об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Объединенный грузовой район АО "Порт Ванино", "План обеспечения транспортной безопасности транспортного средства "Клемез" ООО "Аквилон".
Указанные автоматизированные рабочие места не являются специально выделенным для целей работы с носителями информации ограниченного доступа; средства вычислительной техники, подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, находятся в помещении, в которое возможность доступа сторонних лиц не исключена.
Таким образом, работа со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости, а также содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществлялась обществом в нарушение требований о защите информации, что указывает на наличие в действиях события вмененного нарушения по части 6 статьи 13.12 КоАП РФ.
Ссылка апеллянта на то, что найденные электронные образы спорных документов представляют собой не планы, а только проекты, не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку материалами настоящего дела подтверждено, что они представляют собой полную версию оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов, находятся в электронных папках на компьютере, доступ к которым не ограничен.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае заявителем жалобы не представлены доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения им требований действующего законодательства. Общество не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности, которая была необходима для соблюдения закона, что указывает на наличие вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена и произведена в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено административным органом с учетом характера совершенного правонарушения.
Признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить апеллянта от административной ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ, не усматривается, и не установлено оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду того, что ранее общество привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 13.13 КоАП РФ, а также по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ, части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.12.2022 по делу N А73-18014/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18014/2022
Истец: АО "ВАНИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: Отдел в р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю, УФСБ России по Хабаровскому краю
Третье лицо: Ванинская транспортная прокуратура