город Воронеж |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А64-2623/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498 ИНН 6901067107) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2022 по делу N А64-2623/2022, по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1024840864432, ИНН 482618513) по делу об административном правонарушении от 17.03.2022 N 068/04/9.21-54/2022
третье лицо: Кузнецов Геннадий Иванович
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" (далее -Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления от 17.03.2022 г. N 068/04/9.21-54/2022.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Кузнецов Г.И. (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считает, что просрочка осуществления фактического присоединения не была допущена, так как договор технологического присоединения считается выполненным со стороны Сетевой организации в момент обеспечения заявителю возможности самостоятельного подключения к электроустановке сетевой организации.
Кроме того, вследствие ограниченной функциональности в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19). В период исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям филиал ПАО "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" функционировал в чрезвычайных и непредотвратимых условиях, а также при обстоятельствах по объективным причинам ограничивающих количественный кадровый состав в связи с принятием мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Липецкой области.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
30.03.2021 между Кузнецовым Г.И. и ПАО "Россети Центр" заключен договор N 42075825 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт. Объектом электроснабжения является гараж Кузнецова Г.И., расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ГСК "Маяк-2" ряд 4, гараж N 1.
Приложением к договору являлись технические условия для присоединения к электрическим сетям.
Пунктом 6 указанного Договора установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора.
Дополнительным соглашением N 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 42075825, которое было направленно заявителю в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно: неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, срок начала выполнения обязательств сторон по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям перенесен на период ограничения трудовой деятельности в Российской Федерации, установленный в целях реализации Указом Президента N 206 от 25.03.2020, N 239 от 02.04.2020 и принимаемых в порядке их исполнения распоряжений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом указанное соглашение не содержит новый срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Пунктом 10.1.1 технических условий N 20661738 предусмотрено строительство новых линий электропередачи, а именно: проектирование и строительство ВЛИ-0,4 кВ от ближайшей опоры (по ТУ N 20651804), ВЛИ-0,4 кВ N 2, СТП-10/0,4 кВ N 869 до границы участка заявителя, протяженностью 165 м.
Таким образом, в данном случае срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению гаража Кузнецова Г.И. к электрическим сетям установлен равным 6 месяцам, то есть не позднее 30.09.2021 (включительно).
Однако, на момент составления прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 28.01.2022 фактического технологического присоединения гаража к электрическим сетям произведено не было.
В связи с чем, Кузнецов Г.И. обратился в прокуратуру Октябрьского района города Тамбова по вопросу отказа ПАО "Россети Центр" в технологическом присоединении к электрическим сетям.
Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении 28.01.2022 заместителем прокурора Октябрьского района города Тамбова Труфановой Е.В. в отношении ПАО "Россети Центр" возбуждено производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела, антимонопольным органом вынесено постановление от 28.01.2022 о возбуждении дела N 068/04/9.21-54/2022 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определением от 03.02.2022 о назначении времени и месте рассмотрения дела N N068/04/9.21-54/2022 об административном правонарушении законный представитель ПАО "Россети Центр" вызван на рассмотрение дела N 068/04/9.21-54/2022 на 15.02.2022.
Определением от 15.02.2022 рассмотрение дела N 068/04/9.21-54/2022 отложено на 14.03.2022, запрошены дополнительные документы, привлечен в дело в качестве потерпевшего Кузнецов Г.И.
Постановлением Тамбовского УФАС России от 17.03.2022 (резолютивная часть оглашена 14.03.2022) о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21- 54/2022 об административном правонарушении ПАО "Россети Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
14.03.2022 при вынесении резолютивной части постановления о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-54/2022 об административном правонарушении присутствовал представитель ПАО "Россети Центр" по доверенности N Д-ТБ/14 от 24.01.2022 Епифанова Д.Ю., копия Обществом получена.
17.03.2022 УФАС по Тамбовской области по результатам рассмотрения материалы дела N 068/04/9.21-54/2022 об административном правонарушении вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с представление, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике ст.20 Закона N 35-ФЗ называет, в том числе, обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 6 Правила ТП N 861 распространяется и на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств. При этом, сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединении, а также выполнить мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения, к заявителям, предусмотренным пунктом 14 относятся физические лица, обратившиеся в сетевую организацию с целью технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Существенные условия договора указаны в пункте 16 Правил ТП.
К ним, в частности, относится срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктами 88, 89 указанных правил по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15 (акт о выполнении технических условий). При невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя.
Пунктом 90 Правил технологического присоединения установлен предельный срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий), который не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний вне зависимости от факта выполнения технических условий со стороны сетевой организации.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что к естественно-монопольным сферам деятельности относится, в том числе, деятельность по передаче электрической энергии.
ПАО "Россети Центр" осуществляет деятельность по передаче электроэнергии (товарный рынок находится в состоянии естественной монополии, и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение).
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ не предусматривает в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения наступления негативных последствий. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям само по себе образует состав административного правонарушения вне зависимости от иных последствий.
Как усматривается из материалов дела, с учетом даты заключения договора (30.03.2021), технологическое присоединение к электрическим сетям гаража главы Кузнецова Г.И. должно было быть осуществлено в срок не позднее 30.09.2021.
При этом, дополнительное соглашение N 1 к указанному договору не содержит новый срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
На момент обращения с заявлением в УФАС технологическое присоединение не произведено.
Таким образом, обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя в установленные сроки не выполнены, что свидетельствует о нарушении п. 16, 88, 89, 90 Правил ТП N 861.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2022 N N 068/04/9.21-54/2022, договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 42075825, объяснениями заявителя от 28.012022.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности допущено не было.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не усматривается.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Штраф назначен в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оснований для его снижения или замены на иной вид наказания не имеется.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы общества о невозможности соблюдения срока технологического присоединения вследствие действия ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) являлись предметом оценки суда и мотивировано отклонены, поскольку деятельность общества не приостанавливалась и не отнесена к пострадавшим отраслям, что заявителем жалобы не опровергается. Достаточных доказательств этому доводу не представлено.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2022 по делу N А64-2623/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2623/2022
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр " - "Тамбовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Тамбовской области
Третье лицо: Кузнецов Г.И., 19 Арбитражный апелляционный суд