г. Москва |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А40-138215/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по городу Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2022 по делу N А40-138215/2022
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по городу Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Гасанов К.Р. по доверенности от 22.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Федоров Д.И. по доверенности от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме КУВД-001/2021-52830144/3 от 22 февраля 2022 г. об отказе в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости по адресу г. Москва, г. Зеленоград, пр-кт Генерала Алексеева, д.28, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением от 03.11.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Департамент обратился в Управление с заявлением о преобразовании объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:10:0003009:1840, 77:10:0003009:1841, расположенных по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, пр-т Генерала Алексеева, д. 28.
Письмом Управления Росреестра по Москве N КУВД-001/2021-52830144/3 от 22.03.2022 сообщено об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с выявлением работ по реконструкции.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, Департамент обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ДГИ Москвы требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что объект недвижимости по адресу: г.Москва, г. Зеленоград, пр-т Генерала Алексеева, д. 28 в Адресном реестре недвижимости города Москвы ранее был учтен как: г. Москва, г. Зеленоград, 1-й Западный пр-д, д. 7, стр. 1.
Право собственности города Москвы зарегистрировано в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:10:0003009:1840, 77:10:0003009:1841, 77:10:0003009:1842, о чем в сведения Единого государственного реестра внесены записи N 77-01/10-6/2001-1328 от 13.01.2006, N 77-77-10/024/2005-12 от 20.01.2006, N 77-77-10/002/2007-154 от 22.03.2007 соответственно, расположенных в здании по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, пр-т Генерала Алексеева, д. 28.
Согласно распоряжению Правительства Москвы от 17.04.2014 N 178-РП "О передаче в федеральную собственность нежилых зданий и помещений, находящихся собственности города Москвы" (далее - Распоряжение) передаче в федеральную собственность подлежит нежилое помещение площадью 642,1 кв.м (этаж 1, пом. 1 ком. 1-20, А; этаж 2, пом. 1 ком. 1-29, А) по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, 1-й Западный пр-д, д. 7, стр. 1.
При этом, данное помещение не сформировано как самостоятельный объект, а входит в состав следующих объектов недвижимости:
помещение с кадастровым номером 77:10:0003009:1840 площадью 137.9 кв.м. (этаж 1 пом. I ком. 4-8,10-18, 5а, 6а);
помещение с кадастровым номером 77:10:0003009:1841 площадью 859,9 кв.м (подвал пом. I ком. 7-10, 13-16, 26а. 27. Б; пом. 1а ком. 1-5, А, 17-24, 26, А; этаж 1 пом. I ком. 1-3, 5, А; этаж 2 пом. I ком. 1-29. А).
В целях постановки на государственный кадастровый учет помещений, образованных в результате преобразования вышеуказанных объектов 10.12.2021 в адрес Управления Росреестра по Москве заявлением N КУВД-001/2021-52830144 был предоставлен подготовленный ГБУ МосгорБТИ технический план.
В соответствии с техническим планом на кадастровый учет ставятся помещения площадью 145,7 кв.м., 200.8 кв.м., 614.8 кв.м. (общая площадь 961,3 кв.м.)
Согласно Заключению кадастрового инженера в помещениях была произведена санкционированная перепланировка. предъявлена проектная документация, разработанная ГБУ МосгорБТИ, 2021 года, согласно которой были произведены следующие виды работ:
демонтаж санитарно-технического оборудования;
демонтаж дверных полотен;
демонтаж декоративной обшивки стен;
зашивка дверного проема;
устройство перегородок с дверными проемами;
устройство декоративных коробов:
монтаж санитарно-технического оборудования;
демонтаж обшивки перегородок;
устройство оконного проема в перегородке;
частичная зашивка оконного проема;
устройство входной группы;
увеличение дверных проемов;
устройство дверных проемов;
устройство декоративной обшивки:
устройство декоративного короба;
устройство оконного проема в наружной стене;
устройство ограждающих конструкций.
В результате перепланировки площадь составила 961,3 кв.м, подвал, пом. I (ком. 7, 9, 10, 13, 13а, 14, 15, 15а, 16, 26а, 27, 27а, Б), пом. 1а (ком. 1-5, 17-24, 26, А); этаж 1, пом. I (1, 2, 2а, 4, 4а, 5, 5а, 6, 6а, 7, 8, 10-18, А); этаж 2, пом. I (ком. 1, 3, За, 4, 4а, 5, 5а, 6, 8-12, 12а, 13-15, 15а, 17, 17а, 18, 18а, 19-24, 26-29, 29а, А).
Технический план был подготовлен на основании проектной документации: "Технического заключения о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого здания, расположенного по адресу:
г.Москва, г. Зеленоград, пр-т Генерала Алексеева, д. 28", выполненной ГБУ МосгорБТИ.
Согласно разделу "Общие вывод и рекомендации" данной Проектной документации: Произведенные работы по переустройству и (или) перепланировке объекта, расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, пр-т Генерала Алексеева, д. 28, согласно Проектной документации выполнены в соответствии с требованиями ст. 51 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021), не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Техническое заключение соответствует требованиям действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил, других документов, содержащих установленные требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, Департаментом в Управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы на указанные объекты недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы в установленном законом порядке, путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости по адресу г. Москва, г. Зеленоград, пр-кт Генерала Алексеева, д.28.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.11.2022 по делу N А40-138215/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138215/2022
Истец: Депортамент городского имущества г. Москвы
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ