г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А21-1753/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей Л.В. Зотеевой, О.В. Фуркало,
при ведении протокола судебного заседания: Д.С.Кроликовой,
от заявителя: не явились, извещены;
от заинтересованного лица: Симонова В.Л. - доверенность от 19.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32667/2022) общества с ограниченной ответственностью "Балтийская Медицинская Компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.08.2022 по делу N А21-1753/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балтийская Медицинская Компания" об оспаривании требования, решения,
заинтересованное лицо - Калининградская областная таможня,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания" (далее также - заявитель, ООО "Балтийская Медицинская Компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (далее также - заинтересованное лицо, Таможня, таможенный орган) об оспаривании требования от 16.07.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации N 10012020/150721/0084320, решения в форме уведомления от 17.07.2021 об отказе в выпуске товара и решения от 19.11.2021 по жалобе заявителя на действия таможенного органа.
Решением арбитражного суда от 24.08.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Испрашивая отмену решения, Общество, в том числе отмечает, что регистрационное удостоверение предназначено исключительно для подтверждения факта отнесения товара к медицинским изделиям, позволяющего допускать его к обращению на территории Российской Федерации, и не является основополагающим документов для его классификации по Общероссийскому классификатору продукции.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо отмечает законность и обоснованность решения суда.
Таможня, в том числе обращает внимание на необоснованность доводов заявителя, наличие оснований для отказа в предоставлении заявленной льготы - несоблюдение декларантом условий для освобождения от обложения НДС.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил оставить жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ)).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.07.2021 декларантом ООО "Балтийская Медицинская Компания" на Калининградский на таможенный пост (центр электронного декларирования) Калининградской областной таможни была подана ДТ N 10012020/150721/0084320 на товар:
"Картридж медицинский, бикарбонатный DIACART 650 гр., код ОКПД2 32.50.21.130: предназначен для разового использования при процедуре гемодиализа, является частью аппарата (сменной принадлежностью), производитель Serumwerk Bernberg Vertriebs GMBH", артикул 1565, в количестве 3 100 шт.
Декларантом в ДТ N 10012020/150721/0084320 товары заявлены как медицинские изделия, указан код ТН ВЭД ЕАЭС товара - 9018903000.
В отношении вышеуказанных товаров ООО "Балтийская Медицинская Компания" заявило в декларации на товары сведения о предоставлении льготы по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) в размере 209 355,60 руб.
В графе 47 ДТ "Исчисление платежей" произведено условное исчисление НДС, в элементе 4 графы 36 ДТ "Преференции" указан буквенный код "ХТ".
В графе 44 ДТ "Дополнительная информация/предоставленные документы" под кодом "07011" в отношении НДС указаны ссылки на подпункт 2 статьи 150 НК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
Под кодом "07012" указано регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСЗ 2008/01600 от 22.05.2008.
Под кодом "01191" заявлены сведения о декларации о соответствии РОСС RU Д-DE.AД37.В.23496/20 от 14.01.2020.
В ходе проведения таможенного контроля в отношении товара и сведений, заявленных в ДТ N 10012020/150721/0084320, таможенным постом выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, в связи с чем в предоставлении заявленной льготы по уплате НДС в отношении товаров, задекларированных по указанной декларации на товары отказано.
В соответствии с пунктом 2 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 16.07.2021 таможенным постом декларанту выставлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ до выпуска товара, согласно которого надлежало внести изменения в сведения, заявленные в ДТ в графы 36, 44, 47 и В.
В связи с тем, что требование таможенного поста декларантом не было исполнено, 17.07.2021 таможенным постом принято решение (уведомление) об отказе в выпуске товара.
С учетом рекомендаций таможенного органа, указанных в решении от 17.07.2021, Общество повторно подало декларацию на тот же товар, и, оплатив НДС по ставке 20%, получило разрешение таможенного органа о выпуске товара. 13.10.2021.
Общество направило в Таможню жалобу о признании требования от 16.07.2021 и решения от 17.07.2021 незаконными.
Решением Таможни от 19.11.2021 жалоба ООО "Балтийская Медицинская Компания" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Таможни от 19.11.2021, а также с требованием от 16.07.2021 и решением от 17.07.2021, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых требования и решений, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал, учел при этом также пропуск срока на обжалование требования от 16.07.2021 и решения от 17.07.2021.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 104 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
В декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей (статья 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (статья 108 ТК ЕАЭС).
Освобождение от налогообложения в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий применяется при предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 (согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, действующему до 01.01.2017) также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз и реализация в Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации при условии предоставления регистрационного удостоверения, подтверждающего факт государственной регистрации медицинского изделия и выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из положений статей 149, 150 НК РФ следует, что для освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства необходимо соблюдение двух условий: - представление регистрационного удостоверения медицинского изделия; - включение медицинского изделия в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Регистрация медицинских изделий на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий).
Согласно пункту 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий в регистрационном удостоверении, в том числе, указываются сведения о наименовании медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению); в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе, фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя; место производства медицинского изделия, код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042.
В соответствии с примечанием 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК "005-93" (далее - ОКП ОК 005-93) или по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034- 2014 (далее - ОКПД 2) при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при их ввозе в Российскую Федерацию, который содержит: Раздел I. "лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции"; Раздел II. "медицинские изделия".
Как следует из подхода, приведенного в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119, для целей применения ставки НДС в размере 10 % имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП, установленным в Перечне.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП или ОКПД 2 в рамках одного пункта Перечня.
Как установлено судом, по ДТ N 10012020/150721/0084320 Обществом задекларирован товар: Картридж медицинский, бикарбонатный DIACART 650 гр., DIABOX 650 гр., код ОКПД2 32.50.21.130, код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 300 0.
В отношении указанного товара заявлено регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/01600 от 22.05.2008 с указанием в нем кода ОКП "93 9800".
Указанное регистрационное удостоверение выдано до 01.01.2017, следовательно, в отношении ввозимых товаров применяется код ОКП.
Вместе с тем, несмотря на то обстоятельство, что заявленный обществом код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 включен в пункт 14 раздела 1 Перечня, данному коду соответствует код ОКП - 94 4400, а не код ОКП 93 9800, указанный в представленных декларантом регистрационных удостоверениях.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации, декларантом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения ввезенного товара от уплаты НДС.
Судом правомерно отклонен довод Общества о том, что Правилами государственной регистрации медицинских изделий не предусмотрена возможность изменения кода ОКП.
Общество могло воспользоваться правом на получение нового регистрационного удостоверения на спорный товар с кодом ОКПД2 в целях соблюдения условий предоставления освобождения от уплаты НДС, установленных налоговым законодательством, однако не воспользовалась таким правом.
Также суд обоснованно не согласился с доводами Общества о том, что товару на основании представленных таможенному органу декларации о соответствии и сертификата соответствия присвоен код ОКПД2, который должен учитываться таможенным органом при предоставлении преференций.
Ввезенные медицинские изделия зарегистрированы до 01.01.2017, и, соответственно, в рассматриваемой ситуации подлежит учету код по ОКП ОК 005-93, содержащийся в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, что прямо следует из сноски к Перечню.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Закон о техническом регулировании) декларация о соответствии и сертификат соответствия представляют собой документы, удостоверяющие соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Указанные документы не могут служить документами, подтверждающими право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС, подменяя собой по назначению регистрационное удостоверение.
Пунктом 2 Закона о техническом регулировании установлены права и обязанности органа по сертификации, в том числе на выдачу сертификатов соответствия, на оценку заявителя на соответствие положениям технического регламента, определяющим круг заявителей для конкретного объекта подтверждения соответствия.
Определять код ОКП ОК 005-93, ОКПД2 034-2014 в соответствии с законодательством Российской Федерации органы по сертификации не уполномочены.
Общество указывает, что Декларацией о соответствии РОСС RU ДDE.AД37.В.23496/20 от 14.01.2020 уточнен код задекларированного медицинского изделия "Картридж медицинский бикарбонатный" в соответствии с изменившимися требованиями ОКПД2.
Представленный декларантом сертификат соответствия РОСС DE.HB61.H19684 от 10.02.2021 выдан в системе добровольной сертификации, порядок осуществления которой определен статьей 21 Закона о техническом регулировании.
Отношения между органом по сертификации и заявителем носят договорный характер, а сведения, указанные в сертификате соответствия, выданного в рамках системы добровольной сертификации, могут различаться в зависимости органа по сертификации.
Так, в сертификате соответствия содержится графа код ОК.
В графу мог быть внесен как код ОКП ОК 005-93, так и код ОКПД2 034-2014.
Вместе с тем, органом по сертификации в соответствующей графе указан произвольный код ОКПД2, не соответствующий коду, присвоенному Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Письмо ФТС России от 02.02.2009 N 05-17/4210, на которое ссылается Общество в подтверждении своей позиции, не применяется в связи с утратой актуальности.
Общество в заявлении приводит подробное описание ввезенных медицинских изделий, включая их функциональное назначение и технологические особенности, с целью подтверждения соответствия задекларированного товара коду ОКП 94 4400 "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма", делая вывод, что с учетом товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС и кода группы продукции ОКП 94 4400, товар относится к пункту 14 раздела 1 "Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия" Перечня медицинских товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС.
При этом, Общество указывает, что код 94 4400 ОКП ОК 005-93 наиболее точно соответствует назначению товара кровопроводящие магистрали для гемодиализа как на части аппарата искусственной почки, в том числе в связи с наличием технической совокупности и технологической взаимосвязи между товаром, как одноразовым изделием, и аппаратом искусственной почки, отношением "главная вещь - одноразовая сменная принадлежность".
Вместе с тем, соответствие задекларированных по ДТ товаров коду ОКП 94 4400 документально не подтверждено.
Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/01600 от 22.05.2008 содержит код ОКП 93 9800, произвольное изменение данного кода "по желанию" декларанта на код ОКП 94 4400 с целью приведения товара в соответствие с пунктом 14 раздела 1 Перечня, является необоснованным.
Освобождение от налогообложения НДС медицинских изделий производится согласно Перечню.
В разделе I Перечня поименовано медицинское изделие - устройства для замещения функций органов и систем организма код ОКП 944400, код ОКПД 2 32.50.21.130, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 9018.
Из примечания 1 к Перечню следует, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Примечанию код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005- 93.
Учитывая изложенное, при ввозе на территорию Евразийского экономического союза медицинского изделия, на которое выдано регистрационное удостоверение с указанием кода ОКП, не включенного в раздел I Перечня, освобождение от налога на добавленную стоимость не применяется.
Представленное при таможенном декларировании регистрационное удостоверение от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 выдано на медицинское изделие "Картридж медицинский бикарбонатный: DiaCart DiaBox, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия 93 9800, указанный код ОКП не включен в раздел I Перечня.
Таким образом, в отношении товара, задекларированного по ДТ, Декларантом неправомерно заявлена льгота по уплате НДС.
Доводы ООО "Балтийская Медицинская Компания" о том, что достаточно соответствия товара Перечню только по коду ТН ВЭД ЕАЭС и указанному в декларации о соответствии на товар коду ОКПД2, не основаны на тексте примечания 1 к Перечню.
Также правомерно отклонены доводы Общества о том, что в декларации о соответствии указан код ОКПД2 32.50.21.130, имеющийся в Перечне, поскольку для целей применения Перечня в отношении медицинских изделий, в регистрационных удостоверениях на которые указан код ОКП, учитывается именно код ОКП, что прямо следует из сноски к Перечню.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, приведенных норм, документов, имевшихся в распоряжении таможенного органа, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что Калининградской областной таможней правомерно приняты требование от 16.07.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10012020/150721/0084320, а также решение в форме уведомления от 17.07.2021 об отказе в выпуске товара и решение от 19.11.2021 по жалобе заявителя на действия таможенного органа.
Оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции также не находит.
Общество не представило доказательств, опровергающих выводы таможенного органа.
Каких-либо процедурных нарушений, влекущих недействительность спорных решений, не установлено.
Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, учтя при этом также истечение срока на обжалование требования и решения.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены за необоснованностью, как основанные преимущественно на иных оценке обстоятельств дела и толковании норм права, отличных от судебных, что само по себе не свидетельствует о незаконности и необоснованности вынесенного решения.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта.
Нарушения норм материального, процессуального права, влекущие отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.08.2022 по делу N А21-1753/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1753/2022
Истец: ООО "БАЛТИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ