г. Хабаровск |
|
07 февраля 2023 г. |
А16-2554/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Пичининой И.Е., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доскачинской Т.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис": Голуб Е.М., представитель по доверенности от 12.09.2022;
от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Лощилов П.Г., представитель по доверенности от 01.01.2023 N ДЭК-71-15/12;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис"
на решение от 10.10.2022
по делу N А16-2554/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис"
о взыскании 827 514,22 руб.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - ПАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковый заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис" (ОГРН 1127901001227, ИНН 7901540205, далее - ООО "УК "ДомСтройСервис") задолженности за апрель - июнь 2019 года в размере 1 082 858,40 руб., неустойки за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 21.05.2019 по 17.08.2019 в размере 151 708, 94 руб., с 02.01.2021 по 31.03.2022 в размере 358 467, 78 руб. (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 10.10.2022 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "УК "ДомСтройСервис" просит решение суда 10.10.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обосновании жалобы приводит доводы о том, что в суд первой инстанции предоставлен контррасчет исковых требований, из которого следует возражение в отношении применения в расчете показаний индивидуальных приборов учета с истекшим сроком поверки. Полагает, что при расчете ОДН по указанным квартирам необходимо применять норматив. Ссылается на то, что истечение срока проверки не требует специального доказывания какими-либо особыми актами и документами (паспортами, извещениями), следовательно, по ранее указанным квартирам в пояснениях и контррасчете ответчика, необходимо определить объем расчетным способом. Обращает внимание, что ПАО "ДЭК" в течение длительного времени не осуществлял проверку состояния приборов учета электроэнергии в МКД, принимал от абонентов без замечания показания приборов учета по истечении МПИ, то есть не проявил как профессиональный участник отношений по энергоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушения учета со стороны своих абонентов. Указывает на то, что в рассматриваемом случае расчет производился по их показаниям, а не в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил N 354.
Также ООО "УК "ДомСтройСервис" представлены дополнения к жалобе.
ПАО "ДЭК" в отзыве на жалобу просит решение суда от 10.10.2022 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 13.12.2022, объявлялся перерыв до 20.12.2022, затем в порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось до 24.01.2023, далее в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 31.01.2023.
В судебном заседании, состоявшимся 31.01.2023, представитель ООО "УК "ДомСтройСервис", принимавший участие посредством онлайн связи в режиме веб-конференции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, дав по ним пояснения.
Присутствовавший 31.01.2023 в судебном заседании представитель ПАО "ДЭК" выразил несогласие с доводами жалобы по основания, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав присутствовавших в судебном заседании представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что между ПАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и ООО "УК "ДомСтройСервис" (покупатель) с протоколом разногласий заключен договор энергоснабжения от 18.04.2014 N 4303.
Согласно пункту 1.1 договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), через привлеченных третьих лиц (далее - сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - потребители) коммунальной услуги электроснабжения и коммунальной услуги электроснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведение энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении покупателя, согласован в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью договора.
В силу пункта 5.4 договора оплата за электрическую энергию (мощность), потребленную в расчетном периоде, осуществляется путем уступки покупателем гарантирующему поставщику своих прав кредитора на получение денежных средств по оплате коммунальных услуг с потребителей в объеме, который не превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативного потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
ПАО "ДЭК" в связи с изменениями в действующем законодательстве 13.01.2017 направило в адрес ООО "УК "ДомСтройСервис" дополнительное соглашение к договору N 19 от 10.01.2017, согласно которому гарантирующий поставщик предложил внести изменения в пункт 2.1.4 договора, а именно определять размер платы за предоставленные потребителям покупателя коммунальные услуги на основании показаний коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также приборов учета, установленных в нежилых помещениях и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Также дополнительным соглашением N 19 к договору энергоснабжения от 18.04.2014 N 4303 предложено внести изменение в пункт 5.4 договора, согласно которому оплата стоимости электрической энергии (мощности), потребленной в расчетном периоде, осуществляется путем уступки покупателем гарантирующему поставщику своих прав кредитора на получение денежных средств по оплате коммунальных услуг с потребителей в объеме, определенном на основании показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных, приборов учета или по нормативу потребления коммунальной услуги и перечислением покупателем денежных средств гарантирующему поставщику до 20 числа, месяца, следующего за расчетным.
Однако, ООО "УК "ДомСтройСервис", получив дополнительное соглашение, не подписало его.
Так, ПАО "ДЭК" в период с апреля по май 2019 года во исполнение условий договора произвело отпуск на объекты, находящиеся в управлении ответчика, электрической энергии, в том числе на ОДН, что подтверждается расчетами объемов, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг, реестром показаний приборов учета за расчетный период.
Далее, ПАО "ДЭК" для оплаты в адрес ООО "УК "ДомСтройСервис" выставлен счет за апрель 2019 года на сумму 424 899,04 руб., за май 2019 года на сумму 802 127,64 руб., за июнь 2019 года на сумму 455 100,14 руб. за электрическую энергию, определенную как разница между объемом электроэнергии, поставляемой в многоквартирный дом за вычетом объема поставки коммунального ресурса собственникам жилых и нежилых помещений.
Вместе с тем, ООО "УК "ДомСтройСервис" оплата поставленного коммунального ресурса произведена частично: за апрель 2019 года в сумме 199 756,23 руб., за май 2019 года в сумме 199 756,23 руб., за июнь 2019 года в сумме 199 756,23 руб.
Таким образом, у покупателя перед поставщиком образовалась задолженность в размере 1 082 858,40 руб.
В связи с чем, ПАО "ДЭК" направило в адрес ООО "УК "ДомСтройСервис" претензию 21.05.2019 N 655 об оплате образовавшейся задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "ДЭК" в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суд первой инстанции, рассматривая уточненные требования, пришел к следующему.
На основании пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 названного Кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что содержание общего имущества включает в себя приобретение холодной, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведение сточных бытовых вод в целях содержания общего имущества.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, последняя становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Установлено, что спорные МКД находятся в управлении ООО "УК "ДомСтройСервис", следовательно, как верно указано судом первой инстанции, исполнителем коммунальных услуг в отношении МКД является ООО "УК "ДомСтройСервис".
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД (непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией).
Обязанность управляющих организаций как исполнителей коммунальных услуг оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленную жилым домом электрическую энергию (в том числе на общедомовые нужды), вне зависимости от наличия между ними надлежащим образом оформленного договора энергоснабжения, является законодательно установленной.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2016 N 301- ЭС16-805.
В силу пункта 40 Правил N 354 собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды, ОДН).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, положениями пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, в том числе управляющими организациями в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении такой управляющей организации.
На основании Постановления N 1498 объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Так, порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21 (1) Правил N 124, пунктах 40, 44, 45 Правил N354.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, действующее нормативное регулирование отношений по поставке коммунальных ресурсов допускает учет фактического потребления энергии одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента непосредственно на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг и применения установленного тарифа, на соответствующий вид коммунальных ресурсов.
В силу подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Установлено, что ПАО "ДЭК" в подтверждение объемов индивидуального потребления в материалы дела представлен расчет объемов в спорный период, реестры показаний поквартирных приборов учета.
При этом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В данном случае, доказательств того, что общим собранием собственников многоквартирных жилых домов приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения в материалы дела не представлено.
В связи с чем, как верно указано судом первой инстанции, взыскание сверхнормативного ОДН должно осуществляться с управляющей компании, которая в дальнейшем (при наличии или отсутствии решения собственников о порядке распределения сверхнормативного ОДН) имеет право либо распределить его между всеми собственниками, либо отнести себе на финансовый результат.
При этом, факт поставки ПАО "ДЭК" на объекты, находящиеся в управлении ООО "УК "ДомСтройСервис" электрической энергии, ее объем и стоимость в спорный период подтвержден материалами дела.
Далее, как следует из расчета, объем электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, определен как разница между объемом потребленной электрической энергии многоквартирного дома по коллективным приборам учета и электрической энергией, потребленной жилыми и нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирном доме.
В силу пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
В силу пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
На основании Правил N 124 осуществляется определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом.
Согласно пунктам 137 и 138 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Из подпункта "д" пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Использование таких приборов в расчетах не допускается.
В случае выхода прибора учета по названному основанию расчет объема потребленной электроэнергии производится согласно пункту 59 Правил N 354.
Подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 предусмотрено, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
В силу пункта 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
В соответствии с пунктом 11.4 ГОСТ 8.259-2004 оформление отрицательных результатов поверки осуществляется путем составления извещения о непригодности прибора учета; клеймо и свидетельство предыдущей поверки гасят и вносят запись в паспорт о непригодности прибора учета с указанием причин.
В связи с чем, как верно указано судом первой инстанции, надлежащим документом, подтверждающим факт несоответствия прибора учета метрологическим требованиям к средствам измерений и, как следствие, подтверждающим непригодность такого прибора учета к эксплуатации и использованию в расчетах, является извещение, оформленное в соответствии с требованиями названного ГОСТа, или запись в паспорте прибора учета.
Вместе с тем, ООО "УК "ДомСтройСервис" такие документы в материалы дела не представлены.
При этом, что также верно указано судом первой инстанции, факт нарушения срока предоставления прибора учета на периодическую поверку, сам по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии.
Таким образом, данный факт не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 59 Правил N 354.
В силу пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
Так, содержание пункта 21(1) Правил N 124 предполагает превышение объёма электроэнергии, зафиксированного ОДПУ, над объёмом индивидуального потребления, относя бремя оплаты образовавшейся разницы на управляющую компанию.
Применение при расчетах с гарантирующим поставщиком нормативного метода индивидуального потребления по сути завышает фактический объем электрической энергии, потребленной собственниками помещений МКД, искажая действительный объем энергии, потребленной на общедомовые нужды.
Тем самым, уменьшая сверхнорматив, и, как следствие, освобождая управляющую компанию от обязанности по проведению мероприятий по повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что управляющая компания для расчетов с потребителями за электрическую энергию, потребленную на ОДН, исходила из нормативов потребления коммунальной услуги, а не руководствовалась объемами ресурса, предъявленными к оплате гарантирующим поставщиком.
Кроме того, исходя из положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, применение нормативного метода расчёта индивидуального употребления является специальным видом ответственности потребителя за уклонение от приборной фиксации потребляемых им коммунальных ресурсов.
Вместе с тем, возложение подобной ответственности на потребителя не может вести к освобождению управляющей компании от обязанности по оплате всего объема электроэнергии, потребленной на ОДН.
Более того, уменьшение объема электроэнергии, израсходованной на ОДН, в связи с применением расчетного метода определения индивидуального потребления приведет к возникновению на стороне управляющей компании неосновательного обогащения в виде разницы собранных с населения денежных средств и оплаченного гарантирующему поставщику.
Таким образом, суд первой инстанции, отклоняя доводы ООО "УК "Наш дом", правомерно указал о том, что отсутствие доказательств, подтверждающих факты снятия показаний ИПУ на 3-5 дней ранее установленных сроков, ПАО "ДЭК" правомерно использовало в расчетах показания ИПУ.
Более того, применение ПАО "ДЭК" при расчете нулевых значений не противоречит положениям Правил N 354 и обусловлено тем, что заявленные потребителями показания индивидуального прибора учета в конкретном периоде равны последним выставленным истцом показаниям за предыдущий период, или показания приборов учета потребителями не передавались.
В случае, когда собственники (наниматели) и пользователи жилых/нежилых помещений в течение нескольких расчетных периодов предоставляют истцу сведения об отсутствии расхода электроэнергии, то есть показания индивидуальных приборов учета не изменены по сравнению с предыдущим периодом, то объем электроэнергии по индивидуальному потреблению в жилом помещении выставляется как нулевое значение в соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, принимая во внимание, что ООО "УК "ДомСтройСервис" в ходе рассмотрения дела не представило доказательств, подтверждающих оплату образовавшейся перед ПАО "ДЭК" задолженности, пришел к правомерному выводу о взыскании с покупателя за период апрель, май, июнь 2019 года задолженности в размере 1 082 858,40 руб.
Также ПАО "ДЭК" заявлено требование о взыскании с ООО "УК "ДомСтройСервис" неустойки за период 151 708, 94 руб., с 02.01.2021 по 31.03.2022 в размере 358 467, 78 руб.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Положениями абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, поскольку факт просрочки оплаты поставленного коммунального ресурса за заявленный период подтвержден материалами дела, требование ПАО "ДЭК" о взыскании неустойки за вышеуказанный период заявлено правомерно.
Так, по расчету ПАО "ДЭК" размер неустойки за период 151 708, 94 руб., с 02.01.2021 по 31.03.2022 в размере 358 467, 78 руб.
Данный расчет проверен судом первой инстанции и признан арифметически верны, в связи с чем, требования ПАО "ДЭК" о взыскании с ООО "УК "ДомСтройСервис" неустойки правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы жалобы том, что истечение срока поверки не требует специального доказывания какими-либо особыми актами и документами (паспортами, извещения), следовательно, по ранее указанным квартирам в пояснениях и контррасчете ответчика, необходимо определить объем расчетным способом, ссылаясь на отсутствие действующей поверки приборов, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств того, что истечение срока межповерочного интервала приборов учета привело к искажению данных об объеме потребления электроэнергии заявителем жалобы не представлено.
Доводы жалобы о том, что ПАО "ДЭК" в течение длительного времени не осуществлял проверку состояния приборов учета электроэнергии в МКД, принимал от абонентов без замечания показания приборов учета по истечении МПИ, то есть не проявил как профессиональный участник отношений по энергоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушения учета со стороны своих абонентов, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку истечение межпроверочного интервала автоматически не приводит к неисправности прибора учета и искажению его показаний.
Иные доводы, изложенные в жалобе, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, так как свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, принятого с правильным применением норм материального права.
При этом, несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в данном деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в рамках его рассмотрения, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть возникший спор.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, основания для отмены определения суда 10.10.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10.10.2022 по делу N А16-2554/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-2554/2019
Истец: ПАО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "ДомСтройСервис"
Третье лицо: Арбитражный суд Еврейской автономной области