г. Москва |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А40-181078/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Д.В. Пирожкова, Е.А. Птанской,
при ведении протокола помощником судьи Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-181078/22,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН:
1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН:
7704252261),
о взыскании.
при участии в судебном заседании:
от истца - Самарина Е.С. по доверенности от 25.11.2020,
от ответчика - Кисиль А.А. по доверенности от 12.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Истец) обратилось с исковым заявлением к Министерству обороны российской федерации (далее - Ответчик) о взыскании денежных средств в размере 21 493,90 руб., в том числе затраты по устранению неисправности в размере 16 603,20 руб., сбора за подачу и оборку вагонов в размере 4 890,70 руб., а также госпошлины в размере 2 000 руб.
Решением суда от 09.11.2022 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены.
С Министерства обороны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскана сумма долга в размере 21 493, 90 руб.
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, выводы суда первой инстанции о том, что он некачественно подготовил груз к перевозке, а также нарушил требования п. 4.18 гл. 1, п. 1.5 гл. 5 ТУ, не обоснованы. Вина воинского грузоотправителя не усматривается, выявлен факт нарушения оформления нормативных документов при приеме груза к перевозке, а также при выявлении коммерческой неисправности.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, в рамках заключённого договора перевозки, подтверждённого накладной N XI67900, ОАО "РЖД" 27.12.2021 года приняло для перевозки от "Войсковой части 39995" вагон N 43405612 с грузом - автомобили грузовые, не поименованные в алфавите.
Согласно данной накладной, погрузка осуществлялась грузоотправителем.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), грузоотправители обязаны подготавливать грузы, для перевозок в Соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Статьей 23 Устава установлено, что размещение и крепление грузов, грузобагажа в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждёнными МПС РФ от 27.05.2003 г. N ЦМ-943 (далее ТУ), установлен порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации.
Пунктом 5.1 ТУ предусмотрено, что предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. С этой целью грузоотправителем должны быть обеспечены прочность узлов и деталей груза, предназначенных для установки средств крепления. При необходимости груз должен быть оборудован приспособлениями для его крепления.
В соответствии с п. 8 Главы 1 ТУ обеспечение соблюдения условий размещения и крепления груза грузоотправитель удостоверяет записью на оборотной стороне накладной в графе 1. В накладной должна содержать перечень примененных средств крепления (наименование и количество) и подпись грузоотправителя (с указанием должности и фамилии), заверенную печатью грузоотправителя.
Согласно накладной N XI67900 погрузка производилась грузоотправителем без участия перевозчика. В накладной указано, что "грузоотправитель, производящий погрузку и крепления груза несет ответственность за соблюдение технических условий погрузки и крепления грузов". Следовательно, ответчик гарантировал безопасную перевозку груза на всем пути следования до станции назначения.
В целях обеспечения безопасности движения перевозчик вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.
В пути следования 30.12.2021 г. вагон N 43405612 отцеплен для устранения неисправности, угрожающей безопасности движения.
При комиссионном осмотре вагона N 43405612 обнаружено - 4 проволочные растяжки слабые, 1 колесо спущено, 3 приспущены, опоры наклонены на 20 градусов, 8 упорных брусков не плотно прибиты, 4 упорных бруса не плотно прилегают к грузу, 6 упорных брусков треснуты, в связи с чем произошло смещение груза.
Таким образом, в нарушение требований разд. 5 гл. 1 ТУ грузоотправитель некачественно подготовил груз к перевозке. Также грузоотправителем нарушены требования п. 4.18 гл. 1, п. 1.5 гл. 7 ТУ.
Вагон подан локомотивом перевозчика в ДМ (Уфимской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ) для устранения неисправности.
По данному факту составлены акты общей формы N 65000-1-3/15632 от 30.12.2021 г. (на отцепку вагона для устранения коммерческой неисправности), N11045 от 30.12.2021 г. (на устранение коммерческой неисправности).
В результате в вагоне N 43405612 устранили неисправности: устранили сдвиг груза, подтянули крепление, часть брусков заменили, установили правильно бруски.
Сумма затрат перевозчика по устранению неисправности составила 16 603,20 руб. с учетом НДС, которая подлежит возмещению в соответствии со ст. 15 ГК РФ.
Кроме того, ст. 39 УЖТ РФ предусмотрено возмещение перевозчику всех затрат, связанных с нахождением вагонов на путях общего пользования, в том числе платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. В данном случае к данным расходам также относится сбор за подачу и уборку вагонов.
Факт нахождения вагона N 43405612 на путях общего пользования, подачи и уборки вагонов к месту устранения неисправности, подтверждается памятками приёмосдатчика N 6236,40 соответственно.
На основании Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на Федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), (утверждены Постановлением ФЭК РФ от 19.06.02г. N35/15, зарегистрированы в Минюсте РФ 12 августа 2002 г. N 3681) сбор за подачу и уборку вагона за расстояние 0,4 км составил 4075,58 руб. без НДС, 4890,70 руб. с НДС.
Общая сумма затрат составила: 16603,20 + 4890,70 = 21 493,90 с НДС.
В соответствии со ст. 19 Устава железнодорожного транспорта РФ, грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы инфраструктуры несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, в том числе возмещают в соответствии с законодательством РФ расходы на ликвидацию таких ситуаций.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 16.06.2022 г. N 10679/КБШ ТЦФТО с требованием в добровольном порядке возместить убытки. Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Доводы Ответчика суд первой инстанции не принял, поскольку они противоречили представленным в материалы дела доказательствам.
Факт нахождения вагона N 43405612 на путях общего пользования, подачи и уборки вагонов к месту устранения неисправности, подтверждается памятками приёмосдатчика N 6236,40 соответственно.
Перевозчиком также составлены акты общей формы, которые не опровергнуты ответчиком иными доказательствами.
В соответствии со ст. 19 Устава железнодорожного транспорта РФ, грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы инфраструктуры несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, в том числе возмещают в соответствии с законодательством РФ расходы на ликвидацию таких ситуаций.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и с требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Стороны согласно ст. ст. 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Учитывая, что на момент рассмотрения спора ответчиком не были представлены доказательства оплаты задолженности по Договору, Арбитражный суд Москвы посчитал требование заявленным обоснованно и подлежащим удовлетворению в заявленном размере 21 493,90 руб. в соответствии со ст. ст. 307, 309 ГК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Довод Ответчика о том, что его вина отсутствует, не состоятелен и опровергается представленными в материалы дела документами.
Статья 18 Устав железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ) обязывает грузоотправителей (отправителей) подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
В силу положений статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" грузоотправители и грузополучатели при перевозках опасных и специализированных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок на всем пути следования.
Статьей 21 Устава установлено, что погрузка грузов обеспечивается грузоотправителями (отправителями).
В соответствии со ст. 20 Устава пригодность в коммерческом отношении вагонов, для перевозки груза определяется грузоотправителями.
Статьей 23 Устава установлено, что размещение и крепление грузов, грузобагажа в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждёнными МПС РФ от 27.05.2003 г. N ЦМ-943 (далее ТУ), установлен порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации.
Пунктом 5.1 ТУ предусмотрено, что предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. С этой целью грузоотправителем должны быть обеспечены прочность узлов и деталей груза, предназначенных для установки средств крепления. При необходимости груз должен быть оборудован приспособлениями для его крепления.
В соответствии с п. 8 Главы 1 ТУ обеспечение соблюдения условий размещения и крепления груза грузоотправитель удостоверяет записью на оборотной стороне накладной. В накладной содержится перечень примененных средств крепления (наименование и количество) и подпись грузоотправителя (с указанием должности и фамилии), заверенную печатью грузоотправителя.
Согласно накладной N Х167900 погрузка производилась грузоотправителем без участи перевозчика. В накладной указано, что "грузоотправитель, производящий погрузку и крепления груза несет ответственность за соблюдение технических условий погрузки и крепления грузов". Следовательно, ответчик гарантировал безопасную перевозку груза на всем пути следования до станции назначения.
Пунктом 80.2. Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), установлено, что прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов.
Ответчик ссылается на принятие перевозчиком груза к перевозке без замечаний. Однако доводы ответчика не могут быть приняты судом, поскольку нормативно правовыми актами не предусмотрена обязанность перевозчика при приемке груза проверять надежность крепления груза.
Таким образом, именно грузоотправитель, производящий погрузку и крепление груза, несет ответственность за несоблюдение Технических условий погрузки.
В Постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 21.07.2021 по делу N А07-10232/2020, Арбитражного суда Московского округа от 17.12.2021 по делу N А40-16153/2021, Арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2022 по делу N А12-31760/2021 указано, что на грузоотправителе лежит обязанность по подготовке груза к перевозке и обеспечению его сохранности до станции назначения.
В соответствии со ст.68 Наставления по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, утв. Приказом Министра обороны СССР от 06.06.1983 N 180 установлено, что при обнаружении в пути следования смещения или нарушения крепления груза эшелон (транспорт) должен быть задержан для устранения неисправностей.
В целях обеспечения безопасности движения перевозчик вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.
В пути следования 30.12.2021 г. на станции Дема при проверке вагона N 43405612 было установлено, что грузоотправителем нарушены требований разд. 5 гл. 1, п. 4.18 гл. 1, п. 1.5 гл. 7 ТУ.
Материалами дела установлена вина грузоотправителя в возникшей коммерческой неисправности, что подтверждается актами общей формы N 65000-1-3/15632 от 30.12.2021, N11045 от 30.12.2021, N10/16373 от 30.12.2021,63 от 03.01.2022.
Грузоотправитель был уведомлен о коммерческой неисправности, что подтверждается актом общей формы N 10/16373 от 30.12.2021.
Согласно п. 6 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 указано, что дополнительно к плате за перевозку груза перевозчику компенсируются затраты на устранение коммерческой неисправностей.
Таким образом, ответчиком нарушены требования ТУ и УЖТ РФ, в части некачественной подготовки вагона к перевозке, что привело к угрозе безопасности движения и коммерческой неисправности.
Довод ответчика о возможности повреждения крепления в связи с маневровой работой, необоснован, в нарушение ст.65 АПК РФ, документально не подтвержден.
Ст.65 Наставления по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом установлено, что воинские поезда движутся по железным дорогам со скоростями, установленными в графиках движения поездов, и пользуются первоочередностью движения перед другими поездами. Следовательно, поезд шел без остановок, и маневровая работа не производилась.
Таким образом, ответственность за размещение и крепления груза в вагоне, обеспечивающего доставку груза до станции назначения без возникновений с ним аварийных ситуаций, несет исключительно грузоотправитель.
Судом первой инстанции в полном объёме исследованы доводы сторон и имеющиеся в материалах дела документы, и им дана надлежащая и объективная оценка.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-181078/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181078/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ