г. Хабаровск |
|
08 февраля 2023 г. |
А16-1461/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от ООО "Управляющая компания "ДомСтройСервис": не явились;
от Государственной жилищной инспекции ЕАО: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис"
на решение от 14.12.2022 по делу N А16-1461/2022
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис"
к Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области
о признании незаконным отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис" (далее - ООО "ДомСтройСервис", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (далее - инспекция, административный орган) от 02.06.2022 N 145-22 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Решением суда от 14.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву доказанности в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения его к административной ответственности.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, в связи с неполным выяснением всех обстоятельств спора.
По мнению апеллянта, управляющей компанией были приняты все необходимые меры к предотвращению негативных последствий, то есть соблюдались условия договора управления МКД в рамках того финансирования, которое определено собственники. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были созданы необходимые условия для реализации прав потерпевших и допущено существенное нарушение требований КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что общество осуществляет управление многоквартирными жилыми домами N 8а по ул. Невской, N 5 по ул. Леной, N 68 по ул. Советской в г. Биробиджане.
Ввиду поступления обращений граждан от 29.03.2022 N 253/22-ГЖИ, от 05.04.2022 N 273/22-ГЖИ, от 13.04.2022 N 297/22-ГЖИ, поживающих в указанных МКД, страшим государственным инспектором отдела контроля за жилищным фондом государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области подготовлены мотивированные представления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия - инспекционного визита в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД в отношении ООО "Управляющая компания "ДомСтройСервис".
Проведение внепланового инспекционного визита согласовано с Прокуратурой Еврейской автономной области 24.04.2022.
21.04.2022 в ходе проверочных мероприятий по адресам:
- дом N 5 по ул. Лесной в г. Биробиджане (далее - МКД N 5) установлено, что не обеспечено требуемое состояние лестничных клеток: полы загрязнены, наблюдаются множественные разводы, местами песок, слева от входа в подъезд N 1, а также на торцевой стене дома наблюдаются деформации в виде локализованного отсутствия отделочного слоя и утеплителя, справа от входа в подъезд N 1, а также справа от входа в подъезд N 2 наблюдаются трещины;
- дом N 8А по ул. Невской в г. Биробиджане (далее - МКД N 8а) наблюдается частичное отслоение штукатурных и окрасочных слоев, стены загрязнены, наблюдаются надписи. На лестничной клетке 1 этажа выявлено нарушение целостности оконного заполнения.
Результаты осмотров зафиксированы протоколами от 21.04.2022, оформлены актом от 21.04.2022.
20.05.2022 в отношении ООО "ДомСтройСервис" составлен протокол N 91 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и 02.06.2022 инспекцией вынесено постановление N 145-22 о привлечении управляющей компании к административной ответственности с учетом статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в заявленном требовании и признавая привлечение ООО "ДомСтройСервис" к административной ответственности законным, первая инстанция исходила из наличия в действиях управляющей компании состава административного правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данными выводами.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу частей 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" лицензионными требованиями к лицензиату, установленными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 39 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами содержание общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу подпункта "а" пункта 2 названных Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 2, 5 Правил N 290 в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, перечень услуг и работ из числа включенных в Перечень N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом.
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 23 Перечня N 290 работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме включают, в том числе, сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов, и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек.
В соответствии с пунктом 13 Перечня N 290 в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, производится проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда также предусмотрены Правилами N 170, в соответствии с положениями пунктов 3.2.2, 3.2.3, 3.2.8, 3.2.9, 4.7.1, 4.7.2 которых, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок; окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа; неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Из материалов дела следует, что в ходе проверочных мероприятий инспекция пришла к выводу о нарушении обществом вышеназванных требований законодательства, что подтверждается актом инспекционного визита, протоколами осмотра, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении, которые были предметом правовой оценки в порядке главы 7 АПК РФ.
Следовательно, вывод о том, что в действиях заявителя по делу усматривается наличие объективной стороны вмененного нарушения, признается верным.
В силу положений части статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию факта принятия всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной законодательством обязанности, однако доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
Ссылка апеллянта на то, что вина общества в спорном случае отсутствует, поскольку на счетах МКД не имеется достаточных денежных средств, отклоняется судебной коллегией, поскольку спорные дома находятся в управлении заявителя, оно взимает плату за содержание жилых помещений, включая плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, по установленным тарифам. Кроме того, доказательств обращения к собственникам МКД с предложением об изменении тарифов, о проведении ремонта, о дополнительном финансировании материалы настоящего дела не содержат.
Арбитражный суд, разрешая спор, пришел к правомерному выводу о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку у него имелась реальная возможность для соблюдения установленных требований жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись достаточные основания для привлечения ООО "ДомСтройСервис" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ.
Признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить апеллянта от административной ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ, не усматривается, и не установлено оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду того, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, также не установлено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Апелляционный довод о нарушении процедуры рассмотрения административного дела - в отсутствие потерпевших (подателей жалоб), также признается несостоятельным, поскольку граждане потерпевшими с учетом понятий, определенных КоАП РФ, не признавались.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 14.12.2022 по делу N А16-1461/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1461/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ