г. Челябинск |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А07-34299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2023 по делу N А07-34299/2022.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" - Лукманова З.Р. (паспорт, доверенность от 01.01.2024, диплом).
Государственное унитарное предприятие "Региональные электрические сети" Республики Башкортостан (ИНН 0264006823, ОГРН 1020201880819, далее - ГУП "РЭС" РБ, заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным представления N 17 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 002/04/9.21-1730/2022 от 06.10.2022, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, антимонопольный орган, Управление).
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Шайнуров Р.Ф., ООО "Башкирэнерго" (ОГРН: 1050204504558, ИНН: 0277071467), ООО "Энергоинжиниринг" (ОГРН: 1130280013434, ИНН: 0274174295).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2023 заявленные требования удовлетворены: представление N 17 от 06.10.2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N 002/04/9.21- 1730/2022, вынесенное УФАС по РБ, признано недействительными. С УФАС по РБ в пользу решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2023 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей
Антимонопольный орган (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии исследования Управлением вопроса нахождения объекта подключения на наименьшем расстоянии от объектов электросетевого хозяйства ГУП РЭС. Ссылается на сроки рассмотрения заявки Шайнурова Р.Ф., установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). При отсутствии решения о приостановлении рассмотрения заявки в установленные сроки, заявка считается поданной с соблюдением Правил N 861, в связи с чем начинает течь срок выдачи условий типового договора, технических условий на технологическое присоединение. На потребителя не возложена обязанность по определению надлежащей (ближайшей) сетевой организации, в которую необходимо ему обратиться. Вопросы правомерности обращения потребителя в сетевую организацию устанавливаются последней в рамках рассмотрения заявки в течение трех рабочих дней.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу ООО "Башкирэнерго" просит апелляционную жалобу удовлетворить, ГУП "РЭС" РБ возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.03.2022, 26.05.2022 Шайнуров Р.Ф. подал в ГУП РЭС заявки на технологическое присоединение (л.д. 96-97).
30.03.2022 ГУП РЭС в адрес Шайнурова Р.Ф. направлен ответ на заявку от 27.03.2022 с указанием, что в оперативном управлении ГУП "РЭС" РБ электрические сети, расположенные по адресу: РБ, Уфимский район, с/п. Булгаковский сельсовет, с. Булгаково, кв-л 22 отсутствуют, разъяснено право на обращение к собственнику сетей (л.д.11).
31.05.2022 ГУП РЭС в адрес Шайнурова Р.Ф. направлен ответ на заявку от 26.05.2022 N 562н/22 с указанием, что объекты электросетевого хозяйства ГУП РЭС не находятся на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, разъяснено право на обращение в ближайшую сетевую организацию ООО "Энергоинжиниринг" (л.д. 72).
ГУП РЭС заявки Шайнурова Р.Ф. аннулированы.
08.06.2022 в антимонопольный орган поступило обращение Шайнурова Р.Ф. (вх.N 102260-ЭП/22) с жалобой на действия ГУП РЭС, где указано, что сетевая организация ГУП РЭС отклонила заявку на технологическое присоединение от 26.05.2022 N 562н/22 со ссылкой на пункт 8 (1) Правил N 861, вместе с тем, на расстоянии менее 300 метров от границ участка находятся две сетевые организации, одна из них ГУП "РЭС" РБ (л.д. 72).
Управление по результатам рассмотрения обращения Шайнурова Р.Ф. пришло к выводу о нарушении ГУП РЭС сроков рассмотрения заявок Шайнурова Р.Ф., вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 002/049/9.21-1730/2022 от 06.10.2022 в отношении должностного лица ГУП РЭС Закирова Д.Р., признанного виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 33-38).
06.10.2022 Управлением в адрес ГУП РЭС вынесено представление N 17 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N 002/04/9.21-1730/2022, согласно которому ГУП РЭС необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, для чего следует направить в адрес Шайнурова Р.Ф. по заявке от 27.03.2022 N271н/22, от 25.05.2022 N562н/22 условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; технические условия; счет (л.д. 9).
Несогласие с указанным представлением явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольным органом при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ГУП РЭС, явившихся основанием для выдачи представления ГУП РЭС, не был исследован вопрос о наличии у предприятия обязанности по заключению договора на технологическое присоединение по заявке потребителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статья 29.13 КоАП РФ предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Возможность вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения при прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также возможность его внесения не только лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, следует из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", определений Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2020 N308-ЭС20-13343, от 30.09.2020 N 307-ЭС20-5995.
В абзаце 4 пункта 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Нормы, изложенные в данных Правилах N 861, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Как следует из пункта 7 Правил N 861, для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение подает соответствующую заявку в сетевую организацию во исполнение процедуры, описанной в Правилах технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Как следует из представления, ГУП РЭС вменено нарушение срока рассмотрения заявки потребителя, в связи с чем антимонопольным органом указано, что предприятию необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение требований Правил N 861, для чего следует направить в адрес Шайнурова Р.Ф. по заявке N271н/22 от 27.03.2022 и N562н/22 от 25.05.2022 условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия, счет.
Следовательно, антимонопольный орган указал на обязанность заявителя заключить договор на технологическое присоединение по заявке Шайнурова Р.Ф.
Заявитель указывает на отсутствие у него обязанности по заключению договора на технологическое присоединение по заявке Шайнурова Р.Ф. ввиду удаленности его объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил N 861.
Для целей Правил N 861 под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпункт "б" пункта 16 Правил N 861, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно пункту 8(1) Правил N 861 если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что при наличии нескольких сетевых организаций выбор сетевой организации осуществляется потребителем по правилам, закрепленным в пунктах 8 и 8(1) Правил N 861, а именно, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
В остальных случаях обязанность по технологическому присоединению лежит на сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, под которым понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети, имеющего указанный в заявке класс напряжения.
Заявитель указывает, что его объекты электросетевого хозяйства находятся 315 м от границы земельного участка Шайнурова Р.Ф., при этом на расстоянии менее 300 м имеются объекты электросетевого хозяйства ООО "Башкирэнерго" (расположен на расстоянии 280 м), ООО "Энергоинжиниринг" (расположен на расстоянии 220 м), о чем заявитель сообщил Управлению при проведении последним проверки по сообщению потребителя, рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д. 65).
Основанием для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения либо обеспечивших его совершение.
При этом под причинами понимаются факторы, следствием которых явилось совершение административного правонарушение, под условиями - факторы, способствующие его совершению. Действия по выяснению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, направлены на предупреждение совершения лицом новых правонарушений.
Как указывалось, в соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Между тем, антимонопольным органом вопрос о нахождении объектов электросетевого хозяйства на расстоянии менее 300 метров от границ земельного участка потребителя какой из сетевых организаций ГУП РЭС, ООО "Башкирэнерго", ООО "Энергоинжиниринг" не исследовался, что было необходимо для определения сетевой организации, обязанной осуществить технологическое присоединение по заявке потребителя.
Равно отсутствуют доказательства того, что Шайнуров Р.Ф относится к какому-либо субъекту, перечисленному в пунктах 12(1), 14, 34 Правил, заключение договора с которым в силу п. 3 Правил осуществляется в независимости от наличия или отсутствия технологической возможности.
Вопреки позиции Управления, пункт 15 Правил N 861 устанавливает право на приостановление рассмотрения заявки только в случае необходимости запроса дополнительных документов и сведений, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, при этом возможность запроса сведений относительно соблюдения пунктов 8, 8(1) Правил N 861 не предусмотрена.
Как верно указано судом первой инстанции, резолютивная часть представления, обязывающая ГУП РЭС к заключению договора с потребителем, не соотносится с его мотивировочной частью, содержащей только выводы о нарушении ГУП РЭС сроков рассмотрения заявки.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявление ГУП РЭС.
Поскольку иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2023 по делу N А07-34299/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34299/2022
Истец: ГУП "Региональные Электрические Сети РБ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, УФАС по РБ
Третье лицо: ООО Башкирэнерго, Шайнуров Р.Ф., ООО "ЭНЕРГОИНЖИНИРИНГ", ООО БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ