г. Москва |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А41-31158/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протоколу судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альянс плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2022 по делу N А41- 31158/22, принятое судьей Таранец Ю.С., по иску ООО "Альянс плюс" (ОГРН 5157746073030, ИНН 7729482940) к Администрации городского округа Серпухов Московской области (ОГРН 1025005604865, ИНН 5043014695), Управлению архитектуры и строительства Администрации городского округа Серпухов третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, АО "Московская областная энергосетевая компания" (ИНН: 5032137342) о признании незаконным решения N Р001- 1211675195-56527129 об отказе в выдаче разрешения на право производства земляных работ, об обязании выдать разрешение,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альянс плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация), Управлению архитектуры и строительства Администрации городского округа Серпухов (далее - управление) с требованиями о признании незаконным решения N Р001-1211675195-56527129 об отказе в выдаче разрешения (ордера) на право производства земляных работ, об обязании выдать разрешение (ордер) на право производства земляных работ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.11.2022 по делу N А41-31158/22 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Альянс плюс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Альянс плюс", Администрации городского округа Серпухов Московской области, Управления архитектуры и строительства Администрации городского округа Серпухов, Министерства имущественных отношений Московской области, АО "Московская областная энергосетевая компания", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением от 11.02.2022 N P001-1211675195-56527129 о выдаче разрешения (ордера) на право производства земляных работ на земельном участке.
Уведомлением управления от 15.02.2022 N Р001-1211675195-56527129 в выдаче разрешения (ордера) на право производства земляных работ отказано. В обоснование отказа управление сослалось на наличие у заявителя, заказчика земляных работ или подрядчика земляных работ незакрытых ранее выданных ордеров, срок действия которых истек (ордеры N 10/2020, 19/2020, 24/2020), а также на отсутствие разрешения на размещение объектов, которые могут быть расположены на землях государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Считая отказа в выдаче разрешения (ордера) на право производства земляных работ незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В соответствии со статьей 4 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" земляные работы - производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
В соответствии с частью 7 статьи 43 названного Закона проведение любых видов земляных работ без разрешения (ордера) запрещается, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории городского округа Серпухов Московской области", регулируются Административного регламента предоставления администрацией городского округа Серпухов Московской области муниципальной услуги, утвержденного Постановление главы городского округа Серпухов Московской области от 30.12.2019 N 7051.
Согласно пункту 1.4 Административного регламента получение ордера на право производства земляных работ обязательно, в том числе при: строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании разрешения на строительство (1.4.2.); капитальном, текущем ремонте зданий, строений сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, объектов дорожного хозяйства, за исключением текущего ремонта дорог и тротуаров без изменения профиля и планировки дорог (1.4.4); размещении и установке объектов, в том числе некапитальных объектов, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов (1.4.5); использовании земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года; строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции (1.4.11).
Согласно разделу 2 Административного регламента лицами, имеющими право на получение Муниципальной услуги, являются физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, либо иное лицо, действующее в интересах заявителя на основании документа, удостоверяющего его полномочия, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации, обратившиеся в Администрацию с запросом о предоставлении Муниципальной услуги (далее - Заявители).
Категории заявителей:
а) собственники объекта недвижимости, расположенного на территории Московской области;
б) иные правообладатели объекта недвижимости, расположенного на территории Московской области, имеющие право проводить земляные работы или заключать договоры с исполнителями земляных работ;
в) уполномоченные от имени правообладателя объекта недвижимости заключать договоры на выполнение земляных работ или осуществлять проведение земляных работ на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области".
В соответствии с пунктами 5.1, 5.5 Административного регламента органом, ответственным за предоставление Муниципальной услуги, является администрация муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области".
Непосредственное предоставление Муниципальной услуги осуществляет Управление архитектуры и строительства администрации городского округа Серпухов (далее - структурное подразделение Администрации).
Согласно пунктами 6.1.1 - 6.1.5 Административного регламента заявитель обращается в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги в следующих случаях: получение ордера на право производства земляных работ на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области"; получение ордера на право производства аварийно-восстановительных работ на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области"; получение ордера на право производства работ по строительству газопровода с максимальным давлением не более 0,3 МПа включительно и протяженностью не более 30 м совместно с получением разрешения на размещение объекта на территории Московской области; переоформление (продление) ордера на право производства земляных работ на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области"; переоформление (продление) ордера на право производства работ осуществляется в случае увеличения объема работ и изменений технических решений, продления срока выполнения работ, смены исполнителя работ, а также в случае форс-мажорных обстоятельств, приведших к продлению срока выполнения работ; закрытие ордера на право производства земляных работ на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области";
В соответствии с пунктом 6.2 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги в зависимости от основания для обращения является: ордер на право производства земляных работ в случае обращения Заявителя по основаниям, указанным в пунктах 6.1.1 - 6.1.4 настоящего Административного регламента, оформляется в соответствии с формой в приложении 3 к настоящему Административному регламенту и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - ЭП) уполномоченного должностного лица Администрации; уведомление о закрытии ордера на право производства земляных работ в случае обращения Заявителя по основанию, указанному в пункте 6.1.5 настоящего Административного регламента, оформляется в соответствии с формой в приложении 4 к настоящему Административному регламенту и подписывается ЭП уполномоченного должностного лица Администрации; уведомление об отказе в предоставлении Муниципальной услуги оформляется в соответствии с формой приложения 5 к настоящему Административному регламенту и подписывается ЭП уполномоченного должностного лица Администрации.
Согласно пункту 10.2 Административного регламента, в случае обращения с заявлением о получении ордера на право производства земляных работ на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", к заявлению прикладываются следующие документы: а) заявление о предоставлении Муниципальной услуги в соответствии с требованиями, приведенными в приложении 7 к настоящему Административному регламенту. Заявление заполняется с использованием специальной интерактивной формы на РПГУ; б) проект производства работ (образец представлен в приложении 8 к настоящему Административному регламенту); в) календарный график производства работ (образец представлен в приложении 9 к настоящему Административному регламенту); г) выписка из реестра членов саморегулируемых организаций (в отношении разработчика графической части проекта производства работ); д) приказ о назначении работника, ответственного за производство земляных работ с указанием контактной информации (для юридических лиц, являющихся исполнителем работ); е) договор со специализированной подрядной организацией о проведении работ по восстановлению благоустройства территории, включая работы по восстановлению асфальтобетонного покрытия и нарушенного плодородного слоя земли, газонов, зеленых насаждений (в случае проведения работ по восстановлению благоустройства территории, включая работы по восстановлению асфальтобетонного покрытия и нарушенного плодородного слоя земли, газонов, зеленых насаждений сторонней организацией); ж) договор о подключении (технологическом присоединении) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения или технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения) (за исключением документов, которые выдала служба, отвечающая за эксплуатацию инженерных коммуникаций, с которой у ГКУ "АРКИ" заключено соглашение о взаимодействии); з) решение собственника (правообладателя) о сносе здания, сооружения, ликвидации сетей инженерно-технического обеспечения (при сносе зданий, сооружений, ликвидации сетей инженерно-технического обеспечения); и) проект рекультивации (в случае проведения земляных работ на землях сельскохозяйственного назначения); к) правоустанавливающие документы на объект недвижимости (в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
Пунктом 11.1 Административного регламента Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления Муниципальной услуги запрашивает:
г) разрешение на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях и земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (в случаях, установленных постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (запрашивается в Министерстве имущественных отношений Московской области, Администрации муниципального образования Московской области посредством доступа в ИСОГД Московской области (в случае если Заявитель не предоставил указанный документ по собственной инициативе) (запрашивается для подтверждения категории Заявителей, имеющих право на получение Муниципальной услуги);
д) разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации) (запрашивается в Министерстве имущественных отношений Московской области посредством доступа в ИСОГД Московской области, администрации муниципального образования Московской области (в случае если Заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе)) (запрашивается для подтверждения категории Заявителей, имеющих право на получение Муниципальной услуги).
Раздел 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении Муниципальной услуги, согласно пунктам 13.1.5, и 13.1.6 которого основаниями для отказа в предоставлении Муниципальной услуги являются: наличие у Заявителя, заказчика земляных работ или подрядчика земляных работ незакрытых ранее выданных ордеров, срок действия которых истек (за исключением основания, указанного в п. 6.1.2 настоящего Административного регламента, и повторного обращения на тот же объект); поступление в Администрацию ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения земляных работ в соответствии с подразделом 11 настоящего Административного регламента, если соответствующий документ не был представлен Заявителем (представителем Заявителя) по собственной инициативе.
Судом первой инстанции установлено, что между ООО "Мособлэнерго" и ООО "Альянс плюс" заключен рамочный договор аренды движимого имущества от 25.03.2021 N 129/03/21.
Согласно дополнению от 19.08.2021 N 3 к договору аренды для капитального ремонта опорной конструкции во временное владение и пользование ООО "Альянс плюс" передана опора по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, в районе д. 97 (54.931062 37.444210) опора N 12 ВЛ-0,4 кВ ТП-153, инф.N 50/002239 (Технические условия от 05.04.2021 N 04/КФ/СП/21).
Вместе с тем, при обращении в администрацию с заявлением о выдаче разрешения (ордера) на право производства земляных работ на земельном участке, общество не представило разрешение на размещение объектов, либо разрешение на использование земель.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, такими объектами являются линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства и (или) реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи.
В п. 27 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" определено, что сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
В п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утверждены Постановлением Правительства МО от 08.04.2015 N 229/13.
В соответствии с п. 2 данного Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размещение опорной конструкции на земельном участке возможно при наличии разрешения на размещение объекта.
Согласно представленным на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции АО "Московская областная энергосетевая компания" пояснениям спорная опора расположена на земельным участке с кадастровым номером 50:58:0000000:17650, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автомобильные дороги. Собственником данного земельного участка является Муниципальное образование "Городской округ Серпухов Московской области".
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Доказательства оформления ООО "Мособлэнерго" или ООО "Альянс плюс" прав на земельный участок/разрешения на размещение под спорной опорной конструкцией в материалы дела не представлены ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2022 года по делу N А41-31158/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31158/2022
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "АЛЬЯНС ПЛЮС"
Ответчик: Администрация городского округа Серпухов Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ