г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А42-4447/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40466/2022) рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.11.2022 по делу N А42-4447/2022, принятое
по иску муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство"
к 1. федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации;
2. Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: 1. межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия;
2. федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ОСК Северного флота)
о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - истец, Предприятие, МУП "ВКХ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение) о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в отношении жилых помещений, расположенных по адресу:
ул. Нагорная, д. 125 (квартиры с 1 по 75), ж/д ст. Пинозеро, Кандалакшский район, Мурманская область;
ул. Нагорная, д. 126 (квартиры с 1 по 76), ж/д ст. Пинозеро, Кандалакшский район, Мурманская область, за общий период с 01.04.2019 по 31.03.2022, в сумме 4 637 348,85 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - МТУ Росимущества), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ОСК Северного флота) (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
В ходе судебного разбирательства истцом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства. Указанное ходатайство мотивировано тем, что МУП "ВКХ" вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - Учреждению и Министерству, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. Поскольку учредителем и, соответственно, главным распорядителем денежных средств Учреждения является Министерство, то в случае удовлетворения иска в резолютивной части судебного акта истец считает необходимым указать на взыскание суммы задолженности с Учреждения, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства.
Определением от 08.09.2022 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство, исключив его из числа третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 02.11.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено отсутствие акта о выявлении бездоговорного потребления и отсутствие договорных отношений между сторонами. Кроме того, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, так как лицом, обязанным обеспечивать коммунальными ресурсами объекты, находящиеся в ведении министерства обороны, является ФГБУ "ЦЖКУ МО". Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "ВКХ" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги на территории н.п. Пинозеро Кандалакшского района Мурманской области.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах 125 (квартиры с 1 по 75) и 126 (квартиры с 1 по 76) по ул.Нагорная на ж/д ст. Пинозеро Кандалакшского района Мурманской области принадлежали на праве оперативного управления Федеральному государственному учреждению Кандалакшская квартирно-эксплуатационная часть района (далее - ФГУ Кандалакшская КЭЧ района). Впоследствии ФГУ Кандалакшская КЭЧ района реорганизовано в форме присоединения к ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России (ГРН записи в ЕГРЮЛ 8117847316733 от 14.10.2011).
Согласно сведениям, представленным МТУ Росимущества, с 22.03.2016 право оперативного управления на спорные помещения зарегистрировано за Учреждением
В период с 01.04.2019 по 31.03.2022 Предприятие предоставляло в отношении многоквартирных домов, в которых расположены рассматриваемые жилые помещения, коммунальные услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению.
Услуги, оказанные управляющей организацией, Учреждение не оплачивало, в результате чего образовалась задолженность в размере 4 637 348,85 рублей.
Направленная истцом в адрес Учреждения претензия осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения МУП "ВКХ" с соответствующим иском в Арбитражный суд Мурманской области.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам стороны в силу следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент оплачивает фактически принятое и потребленное количество энергии в соответствии с данными учета.
На основании пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под бездоговорным потреблением понимается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения).
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо (приобретатель), которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество (в том числе денежные средства) за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Обязанность по возмещению поставщику тепловой энергии стоимости потребленного ресурса для собственников и иных титульных правообладателей жилых помещений установлена нормами 210 ГК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
МУП "ВКХ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги на территории н.п. Пинозеро Кандалакшского района Мурманской области, в том числе в отношении домов 125 и 126 по ул.Нагорная, в подтверждение иска представило ведомости начисления платы за тепловую энергию, холодное водоснабжение, поставленные в указанные дома, за водоотведение, а также счета, в которых указаны объем и стоимость потребленных коммунальных ресурсов. Ответчики разногласий по объему и стоимости отпущенных коммунальных ресурсов не представили.
Доказательства, подтверждающие потребление коммунального ресурса в меньшем объеме, либо указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных истцом счетах, в деле отсутствуют.
Таким образом, факт потребления тепловой энергии, равно как объем потребленного в жилых помещениях ресурса ответчиками по существу не оспаривается и принимается судом как признанное обстоятельство в порядке части 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части доказанности размера задолженности.
Поскольку факт потребления тепловой энергии без заключения договора материалами дела подтвержден, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика неосновательного обогащения и неустойки.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения (казенного предприятия) в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет учреждению правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на него обязанности по его содержанию, независимо от целей его деятельности, с момента возникновения такого права.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования части 3 статьи 30, статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Доказательств того, что дома переданы в управление в спорном периоде ФГБУ "ЦЖКУ МО" также не имеется. Данный довод о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, подлежит отклонению.
Факт нахождения спорных жилых помещений в оперативном управлении Учреждения не опровергнут доказательствами в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно сведениям, представленным Федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, помещения, расположенные по адресу: Мурманская область, Кандалакшский район, ж/д ст. Пинозеро, ул. Нагорная, д. 125, кв. 52 и ул.Нагорная, д. 126, кв. 65, в найм не сданы.
Соответственно, фактические обстоятельства дела в совокупности в нормами материального права позволяют сделать вывод о правомерности принятого по делу решения.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.11.2022 по делу N А42-4447/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4447/2022
Истец: МУП "ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ