г. Самара |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А65-10868/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года по делу N А65-10868/2022 (судья Хамидуллина Л.В.),
по заявлению Акционерного общества "Сетевая компания", г. Казань, в лице филиала Казанские электрические сети, г. Казань (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111)
к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани", г. Казань (ОГРН 1061655001440, ИНН 1655065681),
третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Ремстроймонтаж",
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сетевая компания" в лице филиала Казанские электрические сети (далее - заявитель, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани"(далее - ответчик, Управление),
о признании действия, выразившегося в отказе в согласовании трассы электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4кВ с реконструкцией КЛ-0,4 кВ ТП-2608, Реконструкции АИИС УЭ СРЭС установка от ТП-2608 (ООО "Ремстроймонтаж") 2021/КЭС/520/Т203 по ул. Адоратского", а также отказа в представлении информации со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ незаконными,
об обязании МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" согласовать трассу электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4кВ с реконструкцией КЛ-0,4 кВ ТП-2608, Реконструкции АИИС УЭ СРЭС установка от ТП-2608 (ООО "Ремстроймонтаж") 2021/КЭС/520/Т203 по ул. Адоратского", а также предоставить в АО "Сетевая компания" информацию со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Ремстроймонтаж" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года по делу N А65-10868/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Определением суда апелляционной инстанции от 31.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 30.11.2022.
Определением суда апелляционной инстанции от 30.11.2022 судебное разбирательство по делу было отложено на 11.01.2023.
Определением суда апелляционной инстанции от 11.01.2023 судебное разбирательство по делу было отложено на 01.02.2023.
В суд от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03.06.2021 между АО "Сетевая компания" и ООО "Ремстроймонтаж" заключен Договор N 2021/КЭС/520/Т203 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
В соответствии с п.1 Договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заинтересованного лица, объекта - магазин, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Адоратского (вблизи дома N 76б, реестровый номер НС-2), а заинтересованное лицо обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение.
В рамках заключенного Договора АО "Сетевая компания" разработаны мероприятия по технологическому присоединению (Технические условия, Приложение N 1 к Договору), где пунктом 10 на сетевую организацию была возложена обязанность по строительству КЛ-0,4 кВ длинною 320 м от РУ-0,4 кВ ТП-2608 до ВЩУ на фасаде заявителя, разработке проектной документации.
В ходе проведения проектной проработки трассы электрокабеля АО "Сетевая компания" учтены все ландшафтные особенности местности, минимальное число пересечений с различными коммуникациями, кратчайшая, с целью экономичности строительства, трасса кабельной линии.
27.12.2021 заявитель обратился к ответчику с заявлением (исх. N 112-18/8140) о согласовании трассы электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4кВ с реконструкцией КЛ 0,4 кВ ТП-2608, Реконструкции АИИС УЭ СРЭС установка от ТП-2608 (ООО "Ремстроймонтаж") 2021/КЭС/520/Т203 по ул. Адоратского", а также предоставлении списка заинтересованных лиц при производстве земляных работ.
Письмом от 26.01.2022 N 15/09-05-10-370 ответчик сообщил заявителю, что не возражает против представленного направления трассы электрокабеля, однако ввиду того, что не согласован внешний облик объекта, для которого необходимо подключение к сетям электроснабжения, он готов вернуться к рассмотрению трассы при условии согласования внешнего архитектурно-градостроительного облика и генплана Объекта в соответствии с пунктом 2.8.8 Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 26.02.2021 N 491 "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений".
Не согласившись с действиями ответчика по отказу в согласовании трассы электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4кВ с реконструкцией КЛ-0,4 кВ ТП-2608, Реконструкции АИИС УЭ СРЭС установка от ТП-2608 (ООО "Ремстроймонтаж") 2021/КЭС/520/Т203 по ул. Адоратского", а также предоставлении списка заинтересованных лиц при производстве земляных работ, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани принято постановление от 25.02.2011 N 782, которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами Исполнительного комитета г. Казани.
Из представленного ответчиком отзыва следует, что в согласовании трассы заявителю отказано, поскольку на дату рассмотрения проекта не согласован в установленном порядке внешний облик объекта, для которого необходимо подключение к сетям электроснабжения в отделе городского дизайна Управления.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 26.02.2021 N 491 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений (далее - Административный регламент N 491 от 26.02.2021).
Настоящий Регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений (далее - муниципальная услуга, услуга).
Согласно пункту 1.2 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 получателями муниципальной услуги являются физические или юридические лица, а также самозанятые граждане, являющиеся правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства, к которым осуществляется строительство инженерных коммуникаций; лица, земельные участки которым предоставлены в установленном порядке для строительства инженерных коммуникаций; эксплуатирующие организации или правообладатели инженерных коммуникаций; лица, которым предоставлено право пользования земельными участками для строительства инженерных коммуникаций без их предоставления и установления сервитута; а также уполномоченные ими лица (далее - заявители).
Непосредственный исполнитель муниципальной услуги - Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
В соответствии с пунктом 1.5 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 Регламент распространяется на сводные планы инженерных коммуникаций к объектам капитального строительства, инженерные коммуникации к проектируемым, реконструируемым и существующим объектам капитального строительства, инженерные коммуникации, сопутствующие объектам транспортной инфраструктуры, проектируемые магистральные инженерные коммуникации и инженерные коммуникации квартального значения, а также на их реконструкцию и капитальный ремонт, вынос инженерных коммуникаций из зоны строительства объектов.
Пунктом 2.8 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Подпунктом 8 пункта 2.8 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 установлен отказ в исполнении муниципальной услуги, если не согласован архитектурно-градостроительный облик рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13.10.2016 N 4130.
Доказательства согласования заявителем архитектурно-градостроительного облика рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13.10.2016 N 4130, в материалах дела отсутствуют и в ходе судебного заседания заявителем не представлены.
Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" входит в исчерпывающий перечень процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, применяемых в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления (раздел II).
Правила землепользования и застройки г. Казани, утвержденные Решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 N 5-8 содержат статью 7 "Проектирование".
Согласно статье 7 Правил землепользования и застройки г. Казани архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
До разработки проектной документации в целях получения решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта физическими и юридическими лицами разрабатываются эскизные предложения.
Получение решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта является обязательным для всех видов объектов капитального строительства, за исключением:
1) подземных линейных объектов;
2) инженерных сооружений, расположенных внутри складской или производственной территории, не выходящих на территории общего пользования;
3) индивидуальных жилых домов, садовых домов, расположенных (проектируемых) за пределами территории исторического поселения регионального значения города Казань, зон охраны объектов культурного наследия, а также индивидуальных жилых домов, садовых домов, земельные участки которых не выходят на улицы районного и общегородского значения, береговую полосу общего пользования.
Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта осуществляется Исполнительным комитетом в порядке оказания муниципальной услуги.
Состав сведений, подлежащих включению в эскизное предложение, определяется правовым актом Исполнительного комитета.
Постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 13.10.2016 N 4130 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта (проектируемых и реконструируемых объектов капитального строительства, входных групп и объектов благоустройства).
Согласно пункту 1.7 Административного регламента N 4130 под архитектурно-градостроительным обликом объекта понимается авторский замысел архитектурного объекта, выраженный его внешним архитектурным и художественным, объемно-пространственным, композиционным, функционально-планировочным решением, увязанный с окружающей градостроительной средой, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства и художественного оформления объекта, в том числе в виде эскизного предложения, реализованный для эксплуатации.
Пунктом 2.5 Административного регламента N 4130 предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги (в два этапа), подлежащих представлению заявителем.
На основании изложенного, суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришел к верному выводу о том, что при обращении в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" заявителем представлен не полный пакет документов, который перечислен в пункте 2.8 Административного регламента N 491 от 26.02.2021.
Заявителем при обращении в Управление за оказываемой муниципальной услугой не был согласован архитектурно-градостроительный облик рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13.10.2016 N 4130.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе не согласование архитектурно-градостроительного облика рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13.10.2016 N 4130 (подпункт 8).
Таким образом, суд, исследовав материалы дела и установив, что заявителем не представлен полный пакет документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом N 491 от 26.02.2021, пришел к правильному выводу о том, что действия МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выразившиеся в отказе в согласовании трассы электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4кВ с реконструкцией КЛ-0,4 кВ ТП-2608, Реконструкции АИИС УЭ СРЭС установка от ТП-2608 (ООО "Ремстроймонтаж") 2021/КЭС/520/Т203 по ул. Адоратского", а также отказе в представлении информации со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ, соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителя и не могут быть признаны судом незаконными, что исключает удовлетворение заявленных требований, в том числе об обязании ответчика согласовать трассу электрокабеля в отсутствие согласованного внешнего облика объекта в обход установленной процедуры.
При этом, заявитель не лишен возможности обратиться в Управление в надлежащем порядке за получением необходимой услуги, при соблюдении установленных законом требований.
Доводы заявителя о том, что требования Административного регламента являются неисполнимыми и адресованы ненадлежащему лицу, правомерно отклонены судом, поскольку положения Административного регламента не оспорены, не признаны в установленном порядке не соответствующими требованиям действующего законодательства. Правовых оснований для оценки требований нормативного акта - Административного регламента - на предмет их исполнимости и целесообразности в рассматриваемом случае у суда не имеется.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2023 по делу N А65-7991/2022.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года по делу N А65-10868/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 13954 от 13 октября 2022 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10868/2022
Истец: АО "Сетевая компания" Казанские электрические сети, г.Казань, АО "Сетевая компания", г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: ООО "Ремстроймонтаж", г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд