г. Чита |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А78-6192/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А. (до перерыва), секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А. (после перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 октября 2022 года по делу N А78-6192/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Емельянова Андрея Владимировича (ОГРНИП 304753421000146, ИНН 753504538115) к Межрегиональному управлению Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1202700006354, ИНН 2724239580) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 09-92/22/7 от 27 мая 2022 года,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501153349, ИНН 7536047300),
при участии в судебном заседании представителя заявителя Глухарева А.А. по доверенности от 12.06.2022, представителя третьего лица Царева С.В. по доверенности от 09.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Емельянов Андрей Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 09-92/22/7 от 27 мая 2022 года.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - третье лицо, ФСБ России).
Решением суда от 25 октября 2022 года требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке, указав на возбуждение дела об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ и неприменимость положений постановления Правительства Российской Федерации о 10.03.2022 N 336.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего по делу судьи Сидоренко В.А. на судью Будаеву Е.А.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель третьего лица оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Емельянов А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28 июля 2004 года с присвоением ЕГРИП 304753421000146.
Предприниматель состоит на специальном учете юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, по месту нахождения объекта недвижимости: г.Чита, ул. Бутина, д. 59, магазин "Золото партии" (уведомление о постановке на специальный учет, карта специального учета N ИП7509002851 от 18 августа 2021 года).
На основании постановления от 11 апреля 2022 года сотрудником УФСБ России по Забайкальскому краю с привлечением должностных лиц административного органа проведено гласное оперативно-профилактическое мероприятие (далее - ОРМ) "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств" по адресу: г. Чита, ул. Бутина, д. 59, помещение ювелирного магазина "Золото партии", в ходе которого 14 апреля 2022 года установлено, что в нарушение требований абзаца 2 пункта 41 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция N 231н), в помещении для продажи ювелирных изделий сейфы по окончанию работы не пломбируются (не опечатываются).
Результаты ОРМ отражены в протоколе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 14 апреля 2022 года.
14 апреля 2022 года сотрудниками административного органа составлена справка.
Письмом УФСБ России по Забайкальскому краю от 26 апреля 2022 года N 130/3-8748 материалы ОРМ направлены в административный орган.
Выявленные нарушения Инструкции N 231н послужили основанием для возбуждения в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении, о чем 11 мая 2022 года составлен протокол N 09-02/22/49.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 09-02/22/7 от 27 мая 2022 года предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление оспорено заявителем в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы, приведенные участвующими в деле лицами, не установил оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 2 статьи 15.47 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие при добыче, производстве, использовании и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, нарушение правил хранения драгоценных металлов и продукции из них.
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в области обращения (гражданского оборота) и использования драгоценных металлов и драгоценных камней, определены Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование отношений в указанной сфере осуществляется посредством установления требований к учету, хранению, перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731).
Правилами N 731 установлено, что хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях и индивидуальными предпринимателями таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке (пункт 17).
Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 18).
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
На основании инструкций Министерства финансов Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают и утверждают соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (пункт 20).
Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, положения которой распространяются на организации (в том числе воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также используют ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее - организации).
В пункте 41 Инструкции N 231н определено, что хранение драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке.
Помещения, где осуществляется хранение ценностей, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться, опломбироваться (опечатываться) и сдаваться под охрану.
По итогам правильной оценки документально подтвержденных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении предпринимателем требований законодательства в области хранения драгоценных металлов и продукции из них, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.47 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает аргументированный вывод суда первой инстанции о нарушении административным органом процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, основанный на правильном толковании следующих правовых норм.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 24.07.2022) установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) с 10 марта 2022 года введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 248-ФЗ и Закон N 294-ФЗ).
Основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок установлены в пункте 3 данного Постановления.
Согласно пункту 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В письме Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 также разъяснено, что указанное положение Постановления N 336 распространяется на выявление признаков любых нарушений обязательных требований, в отношении которых при подтверждении достоверности и достаточности сведений контрольный (надзорный) орган вправе выдать как предписание в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, так и принять меры по привлечению к административной ответственности.
Указанные положения распространяются, в том числе, на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.
С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 10.1 Постановления N 336.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с 10 марта 2022 года не допускается без проведения соответствующих контрольных (надзорных) мероприятий.
Административный орган, возбуждая в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении по части 2 статьи 15.47 КоАП Российской Федерации, в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной пробирной палате, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 N 307, действовало как орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней (за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней).
Согласно статье 26.1 Закона N 41-ФЗ предметом федерального государственного пробирного надзора являются, в том числе, соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней (подпункт 1 пункта 2).
Организация и осуществление федерального государственного пробирного надзора регулируются Законом N 248-ФЗ (пункт 3).
Аналогичные требования установлены Положением о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1015.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии у административного органа полномочий возбуждать дела об административном правонарушении по части 2 статьи 15.47 КоАП РФ без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Законом N 248-ФЗ, и оформления их результатов, является правомерным, в связи с чем доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
В ходе пересмотра судебного акта в апелляционном порядке судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 октября 2022 года по делу N А78-6192/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6192/2022
Истец: ИП Емельянов Андрей Владимирович
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОБИРНОЙ ПАЛАТЫ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по ДФО
Третье лицо: ОСП МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОБИРНОЙ ПАЛАТЫ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю, ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД