г. Вологда |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А05-4284/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Офтальмологическая Лазерная Клиника" Ершова Д.Л., руководителя, а также Скачковой О.А. по доверенности от 16.03.2022, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Недорезовой И.Б. по доверенности от 04.04.2022 N 16,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Офтальмологическая Лазерная Клиника" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2022 года по делу N А05-4284/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Офтальмологическая Лазерная Клиника" (ОГРН 1072900000326, ИНН 2901160243; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 9, корпус 2; далее - общество, ООО "ОЛК", клиника) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области (адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - комиссия), Правительству Архангельской области (ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - правительство) о признании недействительным решения от 25.01.2022 N 1 в части выделения объемов и их финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара для общества, о возложении на ответчиков обязанности внести корректирующие изменения в решение от 25.01.2022 N 1 о распределении объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара для ООО "ОЛК" на 2021 год до 1005 случаев оказания медицинской помощи и их финансового обеспечения в размере 50 285 787 руб. 76 коп. с учетом правовых возможностей ответчиков и их обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ, Закон об ОМС), приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (ред. 21.02.2022) "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", а также Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд, ТФОМС), министерство здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303 адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2022 года по делу N А05-4284/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ОЛК" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что комиссией при вынесении оспариваемого решения не учтены должным образом критерии распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями. Кроме того ссылается на наличие неизрасходованных средств ОМС за 2021 год в сумме более 251 млн. руб.
Комиссия, правительство, министерство в отзывах, ТФОМС в своих пояснениях просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Комиссия, правительство и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и ТФОМС, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "ОЛК" на основании уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования от 31.08.2020 включено в реестр медицинских организаций на 2021 год (N 292515).
Обращение общества от 23.12.2021 N 2/12 о корректировке плановых показателей объемов и стоимости медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2021 год (увеличение случаев операций на органе зрения (КСГ 21.002-006) с планового объема 862 до 2000) рассмотрено на комиссии по разработке территориальной программы 27.12.2021 и решением комиссии от 25.01.2022 указанный объем оставлен без изменений.
Не согласившись с таким решением комиссии от 25.01.2022 N 1 (к протоколу N 1), общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
На территории Архангельской области постановлением правительства Архангельской области от 22.12.2020 N 911-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Территориальная программа).
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 108н, Правила ОМС) и Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение N 108н).
Несмотря на то, что распределение объемов медицинской помощи осуществляется указанной комиссией, медицинские организации не лишены права направлять предложения по формированию объемов предоставления медицинской помощи указанными организациями, а также о возможном участии медицинской организации в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в части заявленных объемов оказания медицинской помощи с учетом показателей эффективности такой организации.
Между тем наличие у медицинских организации такого права не означает, что в обязанность комиссии вменено удовлетворение полностью или в части представленных ими предложений по формированию объемов предоставления медицинской помощи.
Порядок распределения и корректировки объемов медицинской помощи и обстоятельства, подлежащие учету при их проведении, установлены в пунктах 8 и 9 Положения N 108н.
Критерии распределения и перераспределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи комиссией определены частью 10 статьи 36 Закона 326-ФЗ, пунктом 11 Положения N 108н, а также пунктом 9 Порядка предоставления информации членами комиссии, утвержденным решением комиссии от 30.09.2019 N 6.
В частности, в силу пункта 8 названного Положения распределение и перераспределение объемов медицинской помощи осуществляется:
1) по видам и условиям предоставления медицинской помощи, а также применяемым способам оплаты медицинской помощи;
2) в разрезе профилей медицинской помощи, и при решении Комиссии в разрезе заболеваний и состояний (групп заболеваний и состояний), групп и видов высокотехнологичной медицинской помощи;
3) в разрезе медицинских услуг (групп медицинских услуг) в случае установления в тарифном соглашении по отдельным видам медицинских услуг (групп медицинских услуг) возможности использования только способа оплаты медицинской помощи "за единицу объема медицинской помощи";
4) с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Как указано в пункте 9 этого же Положения, при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи учитываются:
1) порядок организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, климатических и географических особенностей региона, а также сроков ожидания оказания медицинской помощи;
2) сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования;
3) соответствие заявленных медицинскими организациями объемов медицинской помощи перечню работ и услуг, включенных в лицензию на осуществление медицинской деятельности;
4) соответствие объемов медицинской помощи, заявленных медицинскими организациями при подаче уведомлений об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, мощности коечного фонда, наличию соответствующего медицинского оборудования, медицинских работников соответствующих специальностей и других;
5) соответствие деятельности медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи;
6) сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных лиц, их потребности в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты.
Распределение объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой, между медицинскими организациями в субъекте Российской Федерации осуществляется без учета объемов медицинской помощи застрахованным лицам субъекта Российской Федерации, оказываемой за его пределами.
Распределение объемов медицинской помощи медицинской организации осуществляется комиссией в объемах, не превышающих предложения медицинской организации, представленные в уведомлении в соответствии с подпунктом 18 пункта 105 настоящих Правил, после оценки объемов медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Положения N 108н в целях распределения объемов между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями в рамках территориальной программы до 1 января года, на который осуществляется распределение, секретарю комиссии не позднее трех рабочих дней после утверждения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляются следующая информация и предложения, в том числе медицинскими организациями:
штатная численность в разрезе профилей (отделений) и врачей-специалистов (штатные, занятые должности и физические лица) по состоянию на 1 сентября текущего года;
численность прикрепившихся застрахованных лиц, выбравших медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в разрезе половозрастных групп и их списочный состав (в электронном виде);
фактически выполненные объемы медицинской помощи за предыдущий год и первое полугодие текущего года по видам и условиям предоставления медицинской помощи в разрезе профилей, врачей-специалистов, КПГ/КСГ по детскому и взрослому населению, количеству диагностических и (или) консультативных услуг, а также объемы их финансирования (за исключением медицинских организаций, вновь включенных в реестр медицинских организаций);
предложения о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый год по видам и условиям оказания медицинской помощи, диагностических услуг, в разрезе профилей, врачей-специалистов, КПГ/КСГ по детскому и взрослому населению.
Согласно пункту 11 этого Положения распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией по следующим критериям:
1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей;
2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц;
3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг;
4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации;
5) необходимость и возможность внедрения новых медицинских услуг или технологий;
6) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи;
7) достаточность мощности медицинской организации для выполнения объемов медицинской помощи, заявленных медицинской организацией в уведомлении об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
При распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями критерии рассматриваются комиссией комплексно.
С учетом приведенных выше норм следует, что оценка критериев производится комиссией комплексно и решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи обусловлено, в том числе, показателями, применимыми к конкретной медицинской организации. Принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Финансирование территориальной программы ОМС носит некоммерческий характер, а положения Закона N 326-ФЗ не содержат норм, обязывающих комиссию распределять объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, в строгом соответствии с предложениями всех медицинских организаций по формированию объемов предоставления медицинской помощи и с учетом экономических потребностей данных организаций. Приведенными нормативно-правовыми актами не установлена обязанность комиссии распределять объемы предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС с целью обеспечения финансовой деятельности коммерческих организаций, учитывая, что целью ОМС в силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ является обеспечение гарантией бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.2023 по делу N А56-22822/2022.
Применительно к рассматриваемой ситуации суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На территории Архангельской области медицинскую помощь в условиях дневного стационара оказывает 63 медицинских организаций, из них 7 оказывают услуги по офтальмологии, из которых 4 медицинских организации - на территории города Архангельск, объемы которым распределены согласно приложению N 3 к решению Комиссии N 1 от 25.01.2022.
Наибольшие объемы по дневному стационару распределены решением комиссии ГБУЗ АО "Архангельская областная клиническая больница", ГБУЗ АО "Архангельский клинический онкологический диспансер", ГБУЗ АО "Северодвинская городская клиническая больница N 2 СМП", ГБУЗ АО "Котласская центральная городская больница имени святителя Луки".
При распределении объемов предоставления и финансового обеспечения учтена потребность населения по профилям и клинико-статистическим группам медицинской помощи.
Наиболее востребованными и приоритетными услугами в медицинской помощи в амбулаторных условиях являются: диспансеризация взрослого населения (в том числе углубленная диспансеризация лиц, перенесших COVID-19), профилактически осмотры, диспансерное наблюдение лиц с заболеваниями сердечнососудистой системы, злокачественными новообразованиями, ЭКО, нефрология.
Вышеуказанные организации оказывают услуги, которые соответствуют потребности населения Архангельской области.
Потребность в диспансеризации, профилактических осмотрах, диспансерном наблюдении лиц с заболеваниями сердечнососудистой системы, злокачественными новообразованиями определяется структурой заболеваемости, приоритетными направлениями по нацпроектам.
Таким образом, общие объемы медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, распределены с учетом необходимости населения Архангельской области в медицинских услугах, которые заявителем не выполняются.
Такие услуги предоставляются названными выше государственными медицинскими организациями, имеющими прикрепленное население, в пользу которых и осуществлено увеличение объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в 2021 году.
Влияние указанных показателей и критериев, значимых для распределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, не имеет формульного и (или) числового выражения и учитывается комплексно, в том числе в рамках остаточного расчетного механизма: распределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи по приоритетным профилям медицинской помощи, в дальнейшем - распределение по приоритетным медицинским услугам (группам медицинских услуг), в дальнейшем - распределение среди медицинских организация, реализующих приоритетными профили медицинской помощи и приоритетные медицинские услуги, в дальнейшем - распределение в пределах общего объема территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области.
Необходимость установления формульного и (или) числового выражения влияния показателей и критериев распределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Требования, содержащиеся в обращениях заявителя в части увеличения в основном объемов по КСГ ds 21.006 Операции на органе зрения (уровень 5), а также показатель фактического выполнения объемов при перераспределении между вышеуказанными КСГ рассмотрены комиссией с учетом высокого выполнения плановых показателей по дневному стационару всеми медицинскими организациями (в целом по итогам 2021 года: выполнение объемов по всем МО составило 79 %, стоимости 100 % (с учетом сверхобъемов: выполнение объемов 85,5 %, стоимости 107,4 %); по частным МО за 2021 год: выполнение объемов 95 %, стоимости 100 % (с учетом сверхобъемов: выполнение объемов 105,9 %, стоимости 105,6 %).
Кроме того, фактическое выполнение объемов по профилю "офтальмология" в дневном стационаре показывает, что на долю заявителя приходится всего 17,5 %, в то время как на ГАУЗ АО "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" - 49,7 %.
При распределении объемов предоставления и финансового обеспечения учтены количество прикрепленных застрахованных лиц и половозрастной состав, что соответствует требованиям пунктов 9, 10 и 11 Положения N 108н.
Все медицинские организации, которым распределено наибольшее количество объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях на 2021 год, в отличие от общества, имеют прикрепленное население.
В городе Архангельск в условиях дневного стационара услуги по офтальмологии, помимо заявителя, оказывают ГАУЗ АО "Архангельская клиническая офтальмологическая больница", ООО "Ленс" и ЧУЗ "Клиническая поликлиника "РЖД-Медицина" города Архангельск".
Согласно сведениям, предоставленным заявителем в уведомлении, в медицинской организации заявителя фактически заняты 5 штатных должностей в дневном стационаре, в то время как в ГАУЗ АО "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" было 6,75 фактически занятых штатных должностей. ГАУЗ АО "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" оказывает также медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.
Также при распределении объемов медицинской помощи и ее финансового обеспечения комиссией учитывалось фактическое выполнение объемов медицинской помощи в предыдущие периоды.
В соответствии с данными фонда, медицинские организации выполнили план 2021 года по дневному стационару по объемам на 85,5 %, по стоимости на 107,4 %. По частным медицинским организациям выполнение объемов составило 105,9 %, стоимости 105,6 %.
ООО "Офтальмологическая лазерная клиника" в дневном стационаре выполнила план по объемам на 116,6 %, по стоимости на 125,8 %.
ГАУЗ АО "Архангельская клиническая офтальмологическая больница", ООО "Ленс", ООО "Северные медицинские технологии" выполнили план в большем объеме, чем заявитель.
В связи с этим следует признать, что при распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями предусмотренные статьей 36 Закона N 326-ФЗ и Положением N 108н критерии рассмотрены и применены комиссией комплексно. Иного заявителем не доказано. Заявитель не обосновал свою позицию относительно обязанности ответчика учесть в полном объеме его предложения по объемам медицинской помощи и финансовому обеспечению в системе ОМС.
Кроме того следует отметить, что ООО "ОЛК" в течение 2021 года обращалось в комиссию с предложениями о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи при превышении таковых объемов. В течение 2021 года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара для ООО "ОЛК" увеличены по результатам заседания комиссии 30.11.2022 - до 862 случая с суммой финансового обеспечения 39 980 178,18 руб.
Объемы медицинской помощи, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы исключительно при наличии оснований, установленных Законом N 326-ФЗ, Правилами ОМС, однако применительно к рассматриваемому спору обществом доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, по настоящему делу не представлено.
Увеличение объема медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования должно производиться с учетом критериев распределения объемов медицинской помощи и фактической ситуации оказания услуг другими участниками территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции верно отметил, что само по себе несогласие заявителя с применением сведений, учитываемых при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи (пункт 9 Положения N 108н, пункт 9 Порядка предоставления информации членами комиссии), и критериев распределения объемов медицинской помощи (пункт 11 Положения N 108н) не свидетельствует о том, что решение от 25.01.2022 не соответствует нормативным требованиям, изложенных в приведенных выше правовых актах.
По данному делу надлежащих и достоверных доказательств нарушения комиссией при принятии решения от 25.01.2022 N 1 (к протоколу N 1) в части выделения объемов медицинской помощи для заявителя, приведенных в пункте 11 Положений N 108н критериев, по которым осуществляется распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, обществом также не представлено.
Согласно правовой позиции, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2020 N 302-ЭС20-2873 по делу N А33-35920/2018, от 19.09.2019 N 308-ЭС19-16645 по делу N А63-13791/2018 и от 04.06.2019 N 302-ЭС19-9406 по делу N А19-4819/2018, действующее законодательство в сфере обязательного медицинского страхования, носящее императивный характер, не содержит положений, обязывающих органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, помимо имеющегося регулирования, разработать и реализовать механизм (систему) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, предусматривающий обязательные для комиссии объективные критерии распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Общество отмечает также, что Законом Архангельской области от 22.12.2021 N 521-31-ОЗ (ред. от 31.10.2022) "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" указано, что источником финансирования дефицита являются остатки средств на счетах в размере 251 175, 1 тыс. Данный факт, по его мнению, свидетельствует о наличии возможности выделения для него большего объема медицинской помощи.
Вместе с тем, такая позиция является ошибочной, сформированной без учета приведенных выше положений требования Закона N 326-ФЗ, Территориальной программы, а также установленных Положением N 108н критериев распределения объемов медицинской помощи, а также порядка распределения и корректировки объемов медицинской помощи.
Кроме того, обществом не принято во внимание, что вся стоимость Территориальной программы распределена между медицинскими организациями.
После оплаты счетов, выставленных, в том числе в рамках определения решением комиссии от 25.01.2022 окончательных объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, дополнительных средств для перераспределения не выявлено.
Следовательно, дополнительное выделение для ООО "ОЛК" объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи не представлялось возможным.
Размер бюджетных ассигнований бюджета территориального фонда на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Архангельской области на 2021 год определен законом Архангельской области от 21.12.2020 N 362-22-ОЗ "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Утвержденная стоимость территориальной программы на 2021 году установлена приложение N 6 к Территориальной программе.
Корректировка объемов медицинской помощи и объема финансового обеспечения осуществлялась комиссией исходя из реальных возможностей оплаты объемов медицинской помощи.
Довод общества о том, что в вследствие нераспределения ему комиссией объемов предоставления медицинской помощи соответствующие услуги, оказанные в этот период в сфере ОМС, остались без оплаты, не может быть принят, поскольку с учетом положений части 5 статьи 20 Закона N 326-ФЗ в сфере ОМС медицинские организации действуют на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, поэтому такая медицинская организация имеет право требовать оплаты не любой медицинской помощи, оказанной застрахованному по ОМС лицу, а только той, которая оказана в объеме, предусмотренном договором ОМС, заключаемому в соответствии с частью 2 статьи 39 названного Закона со страховой медицинской организацией, которая обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования в случае, если в медицинскую организацию обращается лицо, застрахованное конкретной страховой медицинской организацией.
При этом, исходя из положений части 5 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, медицинская организация не только должна быть включена в реестр медицинских организаций, участвующих в ОМС, но ей должен быть установлен объем предоставления медицинской помощи, предусмотренный решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
В силу части 4 статьи 15 Закона N 326-ФЗ общество имело право направить в фонд уведомление об исключении из реестра медицинских организаций, участвующих в ОМС, на основании которого оно подлежало исключению из указанного реестра на следующий рабочий день после получения фондом указанного уведомления, однако таких действий не совершило, чем принято на себя риск наступления последствий своего бездействия.
Поскольку по настоящему делу не установлено совокупности обстоятельств, позволяющих признать решение комиссии в оспариваемой части недействительным, то суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного им требования.
Все заявленные ООО "ОЛК" доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2022 года по делу N А05-4284/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Офтальмологическая Лазерная Клиника" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4284/2022
Истец: ООО "ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАЗЕРНАЯ КЛИНИКА"
Ответчик: Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области, Правительство Архангельской области
Третье лицо: министерство здравоохранения Архангельской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области