г. Красноярск |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А74-1583/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" февраля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от административного органа (Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия):
Демкиной В.Л., представителя на основании доверенности от 15.02.2022 N 5 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от третьего лица (общества с ограниченной ответственностью Диагностического центра "Абакан"): Руденко Н.В., представителя на основании доверенности от 30.12.2022 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кузнецовой Галины Николаевны
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "03" ноября 2022 года по делу N А74-1583/2022,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова Галина Николаевна (далее - заявитель, Кузнецова Г.Н.) обратилась в Абаканский городской суд с жалобой, в которой просила отменить определение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (ИНН 1901066489, ОГРН 1051901007421, далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по РХ, Управление) от 09.09.2021 N 26 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15.02.2022 жалоба Кузнецовой Г.Н. передана на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05.03.2022 по делу N А74-1583/2022 заявление Кузнецовой Г.Н. принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Диагностический Центр "Абакан" (ИНН 1901110441, ОГРН 1121901005380, далее - третье лицо, ООО ДЦ "Абакан").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" ноября 2022 года по делу N А74-1583/2022 отказано в удовлетворении заявления Кузнецовой Г.Н.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Кузнецова Г.Н. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе заявитель приводит следующие доводы:
- Управление не проверило, соответствовали ли действия ООО ДЦ "Абакан" Порядку и срокам предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них, утвержденному Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 789н; данный Порядок обязывает медицинскую организацию уточнять у пациента желаемый способ получения документов;
- ООО ДЦ "Абакан" навязывало заявителю способ получения документов - "при личном обращении", тогда как право выбора способа их получения принадлежит потребителю;
- у ООО ДЦ "Абакан" отсутствуют документы, которые третье лицо обязано было составлять в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006; медицинские документы не выданы Кузнецовой Г.Н.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с изложенными в жалобе доводами, просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Управления и третьего лица изложили возражения на апелляционную жалобу.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явился, своего уполномоченного представителя не направил. 28.01.2023 от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя заявителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие заявителя (его представителя).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
13.08.2021 в Управление Роспотребнадзора по РХ поступило заявление Кузнецовой Г.Н. о привлечении ООО ДЦ "Абакан" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Согласно заявлению, Кузнецова Г.Н. обратилась в ООО ДЦ "Абакан" с целью проведения видеоколоноскопии. В результате проведения данной процедуры здоровью Кузнецовой Г.Н. был причинен вред, после чего гражданка попала в больницу. При этом ООО ДЦ "Абакан" не выдало ей медицинские документы, отражающие состояние здоровья после ненадлежащего оказания медицинской услуги "видеоколоноскопия". Не были выданы документы и по письменному заявлению Кузнецовой Г.Н. от 21.06.2021.
08.09.2021 специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Шипановым В.Ю. составлено представление N 704 об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
09.09.2021 руководителем Управления Романовой Т.Г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Полагая, что оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении не имелось, Кузнецова Г.Н. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19.2 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд; порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое в рамках настоящего дела определение вынесено уполномоченным должностным лицом компетентного органа. Данный вывод суда первой инстанции не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Отказывая в удовлетворении заявления Кузнецовой Г.Н., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 Кодекса).
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 названной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
ООО ДЦ "Абакан" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии ЛО-19-01-001063 от 13.06.2018.
Как следует из материалов дела, 13.08.2021 в Управление поступило заявление Кузнецовой Г.Н. о привлечении ООО ДЦ "Абакан" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. В своем заявлении Кузнецова Г.Н. указала, что 22.06.2018 в ООО ДЦ "Абакан" ей была проведена видеоколоноскопия, однако документы о состоянии ее здоровья ей не были выданы ни в день проведения процедуры, ни после по ее заявлению от 21.06.2021. Бездействие, выразившееся в невыдаче документов, по мнению заявителя, образует состав административного правонарушения.
Письмом от 26.08.2021 Управление просило ООО ДЦ "Абакан" представить в срок до 06.09.2021 письменные пояснения по существу обращения Кузнецовой Г.Н.
Письмом от 06.09.2021 третье лицо представило в административный орган испрашиваемые документы.
Из представленных документов следует, что заявитель обращалась к третьему лицу письмом от 07.11.2018, в котором просила компенсировать ей моральный вред, вызванный проведенной процедурой видеоколоноскопии.
Ответным письмом от 15.01.2019 третье лицо отказало в удовлетворении требования Кузнецовой Г.Н. о компенсации морального вреда.
25.06.2021 в адрес ООО ДЦ "Абакан" поступила копия искового заявления Кузнецовой Г.Н., из которого следует, что третье лицо не выдало потребителю медицинские документы, отражающие состояние здоровья после ненадлежащего оказания услуги видеоколоноскопия 22.06.2018.
В письме от 02.07.2021 диагностический центр указал, что услуга была оказана Кузнецовой Г.Н. надлежащим образом, а копия заключения по проведенной услуге "видеоколоноскопия" была передана главным врачом ООО ДЦ "Абакан" при обращении потребителя в 2019 году. Также в данном письме указано, что потребитель может повторно получить медицинские документы лично либо через представителя по доверенности в регистратуре ООО ДЦ "Абакан".
Обращаясь в суд апелляционной инстанции, Кузнецова Г.Н. указала, что Управление не проверило, соответствовали ли действия ООО ДЦ "Абакан" Порядку и срокам предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них, утвержденному Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 789н (далее - Порядок N 789н), который обязывает медицинскую организацию уточнять у пациента желаемый способ получения документов. ООО ДЦ "Абакан" навязывало заявителю способ получения документов, отметив возможность их получения исключительно при личном обращении. Более того, медицинские документы на момент подготовки апелляционной жалобы не выданы диагностическим центром Кузнецовой Г.Н.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 84 Закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила N 1006), в соответствии с пунктом 25 которых исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
Пунктом 29 Правил N 1006 установлено, что Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:
- о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;
- об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.
Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления (пункт 30 Правил N 1006).
Из материалов дела следует, что Кузнецовой Г.Н. 22.06.2018 было проведено эндоскопическое вмешательство (видеоколоноскопия).
Приказом Минздрава России от 06.12.2017 N 974н утверждены Правила проведения эндоскопических исследований (далее - Правила N 974н), устанавливающие порядок организации и проведения эндоскопических исследований в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по эндоскопии.
В силу пункта 3 Правил N 974н к эндоскопическим исследованиям отнесен такой вид исследования как колоноскопия.
По результатам эндоскопического исследования в день его проведения составляется протокол эндоскопического исследования. Протокол оформляется на бумажном носителе, заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью врача-эндоскописта, проводившего эндоскопическое исследование, и (или) с согласия пациента или его законного представителя оформляется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача-эндоскописта, проводившего эндоскопическое исследование (пункт 15 Правил N 974н).
К Протоколу прилагаются эндоскопические изображения (в том числе цифровые фотографии, видеофильмы на электронном носителе), полученные при проведении эндоскопического исследования (пункт 18 Правил N 974н).
Копия Протокола по запросу пациента либо его законного представителя, направленному, в том числе в электронной форме, выдается указанному лицу медицинской организацией, проводившей эндоскопическое исследование (пункт 23 Правил N 974н).
В пункте 1 Порядка N 789н закреплено, что он устанавливает правила и условия выдачи медицинскими организациями пациенту либо его законному представителю медицинских документов, отражающих состояние здоровья пациента, в том числе медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, результатов лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, иных медицинских документов, копий медицинских документов и выписок из медицинских документов, если иной порядок предоставления (выдачи) медицинского документа определенной формы, копии медицинского документа либо выписки из медицинского документа не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка N 789н для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент либо его законный представитель представляет запрос о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них на бумажном носителе (при личном обращении или по почте) либо запрос, сформированный в форме электронного документа, подписанного пациентом, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", единой системы идентификации и аутентификации, федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций и иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, который составляется в свободной форме и содержит указанную в названном пункте информацию.
В случае отсутствия в запросе сведений, указанных в пункте 2 Порядка, и (или) документа, подтверждающего статус законного представителя, медицинская организация в письменной или электронной форме информирует об этом пациента либо его законного представителя в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней со дня регистрации в медицинской организации запроса (пункт 5 Порядка N 789н).
22.06.2018 между ООО ДЦ "Абакан" (исполнитель) и Кузнецовой Г.Н. (заказчик) заключен договор на оказание платных медицинских услуг, по условиям которого исполнитель обязуется оказать потребителю (заказчику) медицинские услуги, перечень которых определяется в заказе, являющемся неотъемлемой частью договора, в соответствии с медицинскими показаниями и требованиями, установленными законодательством об охране здоровья, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги (пункт 1.1).
Пунктом 1.5. договора предусмотрено, что исполнитель после исполнения договора выдает потребителю медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов) отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
Согласно пункту 5.6 договора оказанная исполнителем услуга считается исполненной с надлежащим качеством после выдачи пациенту необходимой медицинской документации (выписной эпикриз, справки, заключения, результаты исследований и т.д.) и в случае, если пациент не заявил претензий в письменной форме.
В материалы дела представлен протокол видеоколоноскопии от 22.06.2018, в котором содержится описание исследования, выполненного пациентке видеоколоноскопом, а также отражено, что пациентка в срочном порядке транспортирована в республиканскую больницу.
19.12.2018 в ООО ДЦ "Абакан" поступило заявление пациентки о компенсации морального вреда, в котором она не просила предоставить ей какие-либо документы, а просила компенсировать моральный вред, причиненный при проведении процедуры.
21.06.2021 Кузнецова Г.Н. обратилась в ООО ДЦ "Абакан" с заявлением, в котором просила вернуть денежную сумму, уплаченную за ненадлежащим образом оказанную услугу, а также выдать медицинские документы, отражающие состояние здоровья после ненадлежащего оказания 22.06.2018 услуги "видеоколоноскопия", обязанность предоставления которых медицинскими организациями предусмотрена пунктом 25 Правил N 1006.
Заявление Кузнецовой Г.Н. было рассмотрено третьим лицом, на него письмом от 02.07.2021 N 122 дан ответ, в котором пациентке предложено расторгнуть договор от 22.06.2018, после чего ООО ДЦ "Абакан" осуществит возврат денежных средств. Также указано, что повторно получить медицинские документы пациентка может лично, либо через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, в регистратуре ООО ДЦ "Абакан" с 08:00 до 17:00.
Из содержания пункта 2 Порядка N 789н следует, что для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент представляет запрос об их представлении, который составляется в свободной форме и содержит, в том числе сведения о способе получения пациентом запрашиваемых медицинских документов (их копий) или выписок из них (для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них на бумажном носителе - при личном обращении или по почте, для получения медицинских документов и выписок из них в форме электронных документов - посредством направления в личный кабинет пациента (его законного представителя) на Едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения или посредством информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Закона N 323-ФЗ.
В заявлении от 21.06.2021 Кузнецова Г.Н. не указала желаемый способ получения документов.
Согласно пункту 5 Порядка N 789н в случае отсутствия в запросе сведений, указанных в пункте 2 Порядка, и (или) документа, подтверждающего статус законного представителя, медицинская организация в письменной или электронной форме информирует об этом пациента либо его законного представителя в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней со дня регистрации в медицинской организации запроса.
Действительно, в письме от 02.07.2021 N 122 ООО ДЦ "Абакан" указало возможный способ получения заявителем документов: лично или через представителя при явке в регистратуру диагностического центра. Однако данный ответ не свидетельствует о навязывании пациентке способа получения документов. Кузнецова Г.Н., получив ответ диагностического центра, была вправе направить уточняющие данные о том, какой способ получения документов предпочтителен для нее.
Частью 4 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не усматривается нарушений, допущенных третьим лицом, выразившихся в непредставлении медицинских документов по запросу заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае события административного правонарушения (отсутствует факт нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность).
Довод заявителя об отсутствии у ООО ДЦ "Абакан" документов, которые третье лицо обязано было составлять в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, является документально не подтвержденным. Из материалов дела следует, что третье лицо предлагало заявителю получить документы, явившись в регистратуру диагностического центра. Более того, в материалы дела представлен протокол проведения видеоколоноскопии Кузнецовой Г.Н., содержащий сведения о результатах обследования.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции и подлежат отклонению.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" ноября 2022 года по делу N А74-1583/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1583/2022
Истец: Кузнецова Галина Николаевна
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия
Третье лицо: ООО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "АБАКАН", Кадочников Дмитрий Витальевич