город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2023 г. |
дело N А32-26969/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством веб-конференции: Петросян Р.Л. по доверенности от 03.08.2022;
от ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор": Хорошавина Д.С. по доверенности от 10.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 по делу N А32-26969/2022
по заявлению государственного бюджетного научно - творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор"
(ИНН 2309066787, ОГРН 1032304932659)
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
при участии третьего лица: министерства культуры Краснодарского края
(ИНН 2308060599, ОГРН 1022301228949)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное научно-творческое учреждение культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор" (далее - учреждение, ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор") с заявлением обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) об изменении постановления от 17.05.2022 N 22-008/ЮЛ/4 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 422 607,57 руб., путем уменьшения размера до суммы 40 214,86 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство культуры Краснодарского края.
Решением суда первой инстанции от 12.12.2022 постановление департамента от 17.05.2022 N 22-008/ЮЛ/4 признано незаконным, изменено в части назначения административного наказания. Суд назначил ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ в размере 211 303,78 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что размера административного штрафа незаконно снижен. Совершенное правонарушение, привело к негативным последствиям для публично-правового образования Краснодарского края, а именно средства краевого бюджета в значительной сумме 4 226 075,66 руб. использованы не по целевому назначению. Правонарушение посягает на особо охраняемую законом сферу публичных отношений, привело к материальным последствиям для бюджета Краснодарского края, выражается нецелевом расходовании бюджетных средств в значительном размере, что соответствующим образом влияет на квалификацию характера правонарушения, в том числе при избрании вида и конкретной меры административного наказания. Назначение учреждению наказания в виде штрафа в размере 422 607,57 руб. соответствует характеру совершенного правонарушения, соразмерно его тяжести, в том числе сумме ущерба, причиненного Краснодарскому краю, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 19.01.2023 удовлетворено ходатайство департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о проведении веб-конференции.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между министерством культуры Краснодарского края и учреждением заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2020 N 1 (в ред. от 06.05.2020 N 1, от 30.06.2020 N 2, от 27.11.2020 N 3).
В соответствии с пунктом 2.3.1 соглашения N 1 учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании. Средства субсидии в размере 293 873 720 руб. перечислены платежными поручениями министерством учреждению в полном объеме.
Департамент в соответствии с приказом от 11.01.2022 N 2 "О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края "Кубанский казачий хор" проведена плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля учреждения за период с 1 января 2020 года по истекший период 2022 года.
По результатам проверки составлен акт от 21.03.2022, содержащий данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившиеся в нецелевом использовании ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" средств краевого бюджета, что выразилось в необоснованном начислении и неправомерной выплате заработной платы отдельным работникам учреждения в 2020 году.
По результатам административного расследования департаментом установлено, что учреждением в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения N 1 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 4 226 075,66 руб., выделенных в 2020 году в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, выразившееся в том числе:
- необоснованном начислении и неправомерной выплате заработной платы отдельным работникам учреждения на общую сумму 2 902 703,61 рублей (включая НДФЛ, профессиональные взносы) в результате необоснованного установления базовых окладов с нарушением пункта 2.5 Приложения N 1, 2 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2008 N 1152 (с последующими дополнениями и изменениями) введена отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края (далее - Постановление N 1152), а также в уплате страховых взносов в сумме 876 616,49 рублей на необоснованно начисленную и неправомерно выплаченную заработную плату;
- неправомерной выплате заработной платы отдельным работникам учреждения, не участвующим в выполнении государственного задания, в сумме 343 130,24 рублей (включая НДФЛ, профессиональные взносы), а также в уплате страховых взносов - 103 625,32 рублей суммы неправомерно выплаченной заработной платы.
Административным органом 04.05.2022 в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 22-008/ЮЛ/4 по ст. 15.14 КоАП РФ.
Департаментом 17.05.2022 вынесено постановление N 22-008/ЮЛ/4 о привлечении ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 422 607,57 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, учреждение оспорило его в судебном порядке, просило уменьшить размер административного штрафа до суммы 40 214,86 руб.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края N 1572-КЗ) установлено, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2008 N 1152 (с последующими дополнениями и изменениями) введена отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2008 N 1180 (с последующими дополнениями и изменениями) введена отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений культуры, искусства, кинематографии, подведомственных министерству культуры Краснодарского края (далее - Постановление N 1180).
Оплата труда работников учреждения согласно постановлению N 1152 и Постановлению N 1180 должна состоять из месячного должностного оклада, ежемесячных и дополнительных выплат и иных выплат, предусмотренных положением об оплате труда, в порядке, установленном коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с требованиями постановления N 1152, постановления N1180 определение размера должностного оклада руководителя учреждения производится в зависимости от размера средней заработной платы по учреждению. Определение размера должностных окладов заместителя руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера производится в зависимости от должностного оклада руководителя.
Контролирующий орган установил, что учреждением, в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.3.1 соглашения N 1 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 4 226 075,66 руб., выделенных в 2020 году в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, выразившееся: в необоснованном начислении и неправомерной выплате заработной платы отдельным работникам учреждения на общую сумму 2 902 703,61 рублей (включая НДФЛ, профессиональные взносы) в результате необоснованного установления базовых окладов с нарушением пункта 2.5 Приложения N 1 Постановления N 1152 и Приложения N 2 Постановления N 1152, а также в уплате страховых взносов в сумме 876 616,49 рублей на необоснованно начисленную и неправомерно выплаченную заработную плату, в неправомерной выплате заработной платы отдельным работникам учреждения, не участвующим в выполнении государственного задания, в сумме 343 130,24 рублей (включая НДФЛ, профессиональные взносы), а также в уплате страховых взносов - 103 625,32 рублей с суммы неправомерно выплаченной заработной платы.
Учреждение не опровергает факта установленного нарушения, просило уменишить размер штрафа.
Событие, вменяемого учреждению административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: платежными документами, пояснениями учреждения, штатным расписанием, приказами о поощрении, об оплате труда, расходными кассовыми ордерами (т. 5), протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения учреждения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что учреждение предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Административный орган при рассмотрении материалов административного дела постановил учреждению штраф в размере 10 % от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, что составило 422 607,57 руб.
Вместе с тем, санкция статьи 15.14 КоАП РФ закрепляет, что на юридических лиц размер штрафа устанавливается от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, управлением не обоснован определенный штраф в размере 10 % от указанной суммы.
В апелляционной жалобе управление ссылается на то, что правонарушение, привело к негативным последствиям для публично-правового образования Краснодарского края, а именно средства краевого бюджета в значительной сумме использованы не по целевому назначению, правонарушение посягает на особо охраняемую законом сферу публичных отношений.
Судебная коллегия отмечает, что действительно допущенное административное правонарушение посягает на установленный порядок управления, в том числе функционирование органов государственной власти, вместе с тем, указанное не является обстоятельством, отягчающими административную ответственность. Административный орган не может безосновательно увеличивать размер штрафа, закрепленного санкцией статьи.
Судом первой инстанции при изменении размера штрафа отмечено, что в настоящем случае подлежит назначению административное наказание в виде штрафа в размере 211 303,78 руб. (5% от суммы средств, использованных не по целевому назначению), что соответствует минимальному размеру санкции статьи 15.14 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение учреждения к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" административного правонарушения, при том, что учреждение не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждают позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 по делу N А32-26969/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26969/2022
Истец: Государственное бюджетное научно-творческое учреждение культуры КК "Кубанский казачий хор", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Министерство культуры Краснодарского края, Департамент финансово-бюджетного надзора администрации КК