г. Москва |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А41-37213/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протоколу судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2022 по делу N А41-37213/21, принятое судьей А.В. Гриневой, по иску ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840) к ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" (ОГРН: 1085020002572, ИНН: 5020055303) третьи лица, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468); ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1097746296977, ИНН: 7716642273); ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561, ИНН: 7727270299,) УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ (ОГРН: 1107746501829, ИНН: 7734638569), СНТ "Радости Парк 1" (ОГРН: 1127746200669, ИНН: 7728802299) МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1035009552654, ИНН: 5000001469), Генеральная прокуратура РФ, Прокуратура Московской области (ОГРН: 1027700524169, ИНН: 7702151927), Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1037739275617; ИНН 7733012419) об истребовании из чужого незаконного владения части земельных участков с КН 50:03:0060280:394, с КН 50:03:0060480:216, с КН 50:03:0060280:391, с КН 50:03:0060480:210,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ,:
- Истребовать из чужого незаконного владения ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:210, площадью 219184 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в координатах поворотных точек.
- Истребовать из чужого незаконного владения ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:210, площадью 6648 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в координатах поворотных точек.
- исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:210;
- установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:210 за вычетом площади наложения на границы участков в составе земель лесного фонда в координатах поворотных точек.
- истребовать из чужого незаконного владения ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:216, площадью 351785 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в координатах поворотных точек.
- исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:216;
- истребовать из чужого незаконного владения ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060280:394, площадью 129353 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в координатах поворотных точек:
- Истребовать из чужого незаконного владения ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060280:394, площадью 7806 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в координатах поворотных точек.
- исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060280:394;
- истребовать из чужого незаконного владения ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060280:391, площадью 2080924 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в координатах поворотных точек.
- истребовать из чужого незаконного владения ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060280:391, площадью 37216 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в координатах поворотных точек.
- исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060280:391;
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2022 по делу N А41-37213/21 заявленные требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
31.01.2023 в материалы дела от Федерального агентства лесного хозяйства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ, МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель КОМИТЕТА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель СНТ "Радости Парк 1" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных пояснениях, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель Генеральной прокуратуры РФ и Прокуратуры Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Судом апелляционной так же приобщены представленные ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА документы, а именно: акт административного обследования объекта земельных отношений от 01.06.2021 года N 08-06з/2021, акт административного обследования объекта земельных отношений от 01.06.2021 года N 08-04з/2021, акт планового (рейдового) осмотра, обследований от 23.03.2021 года N 27, акт планового (рейдового) осмотра, обследований от 06.04.2021 года N 28, выданные Россельхознадзором.
В удовлетворении ходатайства ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" об истребовании дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции отказано, поскольку в материалы дела представлено достаточно доказательств для правильного и всестороннего рассмотрения настоящего спора.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" от 14.05.2021 N 1, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060280:394 пересекаются с землями лесного фонда выдела 1 квартала 52, выделов 13,16 квартала 42, выделов 1, 17-20 квартала 13 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области (участок АОЗТ Нудольское). Площадь пересечения -142905 кв. м.
В соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" от 14.05.2021 N 7, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:216 пересекаются с землями лесного фонда выделов 2-5,7,10,27 квартала 29, выделов 13,14,19-22, 24-27 квартала 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области (участок АОЗТ Нудольское). Площадь пересечения - 354277 кв. м.
В соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" от 14.05.2021 N 2, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060280:391 пересекаются с землями лесного фонда выдела 9 квартала 4, выделов 2-5 квартала 5, выделов 1-3 квартала 6 Нудольского участкового лесничества, выделов 8, 9, 11, 13 квартала 54 Усагинского участкового лесничества, выделов 1-25 квартала 7, выделов 1-8, 10-24, 26-28 квартала 4 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области (участок АОЗТ Нудольское). Площадь пересечения - 2027593 кв. м.
В соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" от 14.05.2021 N 4, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:210 пересекаются с землями лесного фонда выделов 1, 2, 6 квартала 80 Теряевского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области, выдела 34 квартала 19 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области (участок АОЗТ Елгозинское), выделов 13-20 квартала 2 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области (участок АОЗТ Нудольское). Площадь пересечения - 223640 кв. м.
Границы Клинского лесничества Московской области установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.02.2019 N 177 "Об установлении границ Клинского лесничества в Московской области".
Границы Волоколамского лесничества Московской области установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019 N 124 "Об установлении границ Волоколамского лесничества в Московской области".
В соответствии с выписками из ЕГРН на объекты недвижимости собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0060280:394, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391 и 50:03:0060480:210, расположенных по адресу: Московская область, р-н Клинский, АОЗТ "Нудольское" площадью 144967, 365995, 2183544 и 257630 кв. м соответственно; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, является ООО "Поля Подмосковья" (свидетельство о праве собственности от 26.12.2008 N 50-50-03/068/2008-072; от 26.12.2008 N 50-50-03/068/2008-080, от 26.12.2008 N 50-50-03/068/2008-070, от 26.12.2008 N 50-50-03/068/2008-077).
Считая, что спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находятся в собственности ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ", Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник (титульный владелец) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхоз представил в материалы дела заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 1,7,2,4, выкопировку из планшета лесных участков Клинского сельского участкового лесничества, таксационное описание лесных участков Клинского сельского участкового лесничества.
Для подтверждения факта пересечения границ определением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2022 года назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ Московской области "МОБТИ" Романцовой О.В., Травинкину Е.А.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1). Определить имеются ли пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0060280:394, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391 и 50:03:0060480:210 по сведениям ЕГРН с границами участков в составе земель лесного фонда согласно имеющейся лесоустроительной документации. Если пересечение границ имеется, указать площадь и координаты наложения с приложением графического материала.
2). Установить, соответствует ли площадь и границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0060280:394, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391 и 50:03:0060480:210 по сведениям ЕГРН, границам, установленным землеотводными (правоустанавливающими) документами.
3). В случае положительного ответа на первый вопрос, установить границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0060280:394, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391 и 50:03:0060480:210 за вычетом площади наложения на границы участков в составе земель лесного фонда.
В материалы дела поступило экспертное заключение N А-01-6937/04-22, содержащее следующие выводы:
1) Границы исследуемых земельных участков с КН 50:03:0060480:210, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391, 50:03:0060280:394 установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства РФ.
Земельные участки с КН 50:03:0060480:210, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391, 50:03:0060280:394 на основании Решения единственного участника ООО "Поля Подмосковья" от 20.11.2008 года и акта приема-передачи имущества в Уставной капитал ООО "Поля Подмосковья" от 20.11.2008, образованы как объект недвижимости в 2008 году и передан от ООО "Нудольское" в собственность ООО "Поля Подмосковья".
В материалах дела имеются документы, в которых имеются все необходимые данные для сопоставления сведений ЕГРН на спорные земельные участки с данными Гослесфонда и смежным СНТ "Радости парк 1".
В связи с тем, что на зарамочном оформлении Планшетов N 100, N 102 и N 104 имеются выходы сетки координат масштаба 1:10000, экспертом произведена векторизация растрового изображения путем привязки к координатной сетке, а также с контрольной привязкой к установленным и утвержденным границам городского округа Клин (Закон Московской области от 11 октября 2017 года N 170/2017-03 "О границе городского округа Клин")
Из приложения 1а видно, что земельный участок 50:03:0060480:210 по сведениям ЕГРН располагается на территории Клинского сельского лесничества в 140 квартале южнее деревни Горицы и на территории Волоколамского лесничества в 80 квартале. Данная территория граничит с севера, запада и юга с Волоколамским лесничеством, расположенном на территории Волоколамского района. Северная, западная и южная границы проходят по границе Клинского района. По восточной и южной (внутри участка) границам смежниками являются земли СНТ "Север" и СНТ "Восток" соответственно. На территории, с которой пересекается исследуемый земельный участок 50:03:0060480:210 отсутствует информация, что эта часть территории относится к АОЗТ "Нудольское" или к ООО "Поля Подмосковья".
Описание местоположения границ площади пересечения земельного участка 50:03:0060480:210 по сведениям ЕГРН с землями лесного фонда представлено в системе координат МСК-50 в таблицах N 2.1.1. - с Клинским сельским лесничеством, N 2.1.2 - с Волоколамским лесничеством.
Из приложения 16 видно, что земельный участок 50:03:0060480:216 по сведениям ЕГРН располагается на территории Клинского сельского лесничества в 146 квартале в районе деревни Волосово. Данная территория граничит с востока и юга с Нудольским участковым лесничеством. Западная граница земельного участка 50:03:0060480:216 проходит по границе СНТ "Радости парк 1". На территории, с которой пересекается исследуемый земельный участок 50:03:0060480:216 отсутствует информация, что эта часть территории относится к АОЗТ "Нудольское" или к ООО "Поля Подмосковья".
Кроме того, через спорный земельный участок 50:03:0060480:216, находящийся в частной собственности, протекает ручей без названия (водные объекты общего пользования), что нарушает ч.З п. 5 и п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ. (Земельные участки, на которых расположены водные объекты, не могут предоставляться в частную собственность, так как они являются ограниченными в обороте)
Описание местоположения границ площадей пересечения земельного участка 50:03:0060480:216 по сведениям ЕГРН с землями лесного фонда представлено в системе координат МСК-50 в таблице N 2.1.4
Из приложения 1в видно, что земельный участок 50:03:0060280:394 по сведениям ЕГРН располагается на территории Клинского сельского лесничества в 150 квартале и на территории Нудольского участкового лесничества в 42 квартале. Данная территория граничит с юга граничит с землями общего пользования (автомобильная дорога) с запада, севера и востока с землями Нудольского участкового лесничества, расположенном на территории Волоколамского района. На территории, с которой пересекается исследуемый земельный участок 50:03:0060280:394 отсутствует информация, что эта часть территории относится к АОЗТ "Нудольское" или к ООО "Поля Подмосковья".
Описание местоположения границ площади пересечения земельного участка 50:03:0060280:394 по сведениям ЕГРН с землями лесного фонда представлено в системе координат МСК-50 в таблицах N 2.1.5. - с Клинским сельским лесничеством, N 2.1.6 - с Нудольским участковым лесничеством.
Из приложения 1 г видно, что земельный участок 50:03:0060280:391 по сведениям ЕГРН располагается на территории Клинского сельского лесничества в 142 и 145 квартале и на территории Усогинского участкового лесничества в 54 квартале восточнее деревни Ногово. Данная территория граничит с юга с землями Нудольского участкового лесничества с севера и востока с землями Усогинского участкового лесничества. На территории, с которой пересекается исследуемый земельный участок 50:03:0060280:391 отсутствует информация, что эта часть территории относится к АОЗТ "Нудольское" или к ООО "Поля Подмосковья".
Описание местоположения границ площади пересечения земельного участка 50:03:0060280:391 по сведениям ЕГРН с землями лесного фонда представлено в системе координат МСК-50 в таблицах N 2.1.7. - с Клинским сельским лесничеством, N 2.1.8 - с Усогинским участковым лесничеством.
Согласно актам осмотра земельные участки 50:03:0060480:210, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391 и 50:03:0060280:394 не огорожены, на них местами производится вырубка, имеются лесные насаждения возрастом 60-70 лет. Наличие лесного массива на территории исследуемых земельных участков подтверждается спутниковым (космическим) аэрофотоснимком, являющимся геоподосновой публичной кадастровой карты, (см. рис.1, 2, 3, 4).
Согласно данным Генерального плана г.о. Клин спорный земельные участки пересекают земли ГЛФ и находится в границах Клинского лесничества.
Земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ); земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Так же при проведении исследований эксперт проанализировал Правила землепользования и застройки г.о. Клин Московской области, утвержденные 27.07.2020 N 5/67, в соответствии с которыми на спорной территории занятой земельными участками 50:03:0060480:210, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391, 50:03:0060280:394 имеется двойной учет данных.
2) Установить дату, правильность установления границ, а также соответствие площади и границ земельных участков 50:03:0060480:210, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391 и 50:03:0060280:394 по сведениям ЕГРН и по гемлеотводным (правоустанавливающим) документам не представляется возможным.
3) Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что земельный участок 50:03:0060480:210 частично пересекает земли лесного фонда по данным планшетов Лесоустройства 2019 года.
Площадь пересечения составила:
- с Клинским сельским лесничеством 219184 кв. м.
- с Волоколамским лесничеством 6648 кв. м (ЗУА - 3460 кв. м; ЗУБ - 3188 кв. м) Площадь земельного участка 50:03:0060480:210 по сведениям ЕГРН составляет 257630 кв. м. То есть свободная от пересечений с землями лесного фонда площадь составляет 31798 кв. м. При этом это будет совокупная площадь отдельных фрагментов от оставшейся площади земельного участка 50:03:0060480:210. Площадь оставшейся часть (ЗУ1) земельного участка 50:03:0060480:210 пригодная для дальнейшего использования составляет 24684 кв. м, остальная площадь (7114 кв. м распределена на маленькие фрагменты не пригодные для использования.
С учетом данного факта установить границы земельного участка 50:03:0060480:210 за вычетом площади занятой землями лесного фонда возможно только ЗУ1, так как остальные фрагменты ЗУ50:03:0060480:210 будут нецелесообразными в использовании из-за малого размера каждого из них.
Описание местоположения границ оставшейся части (ЗУ1) земельного участка 50:03:0060480:210 по сведениям ЕГРН за вычетом земель лесного фонда представлено в системе координат МСК-50 в таблице N 2.1.3.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что земельный участок 50:03:0060480:216 пересекает земли лесного фонда по данным планшетов Лесоустройства 2019 года.
Общая площадь пересечения составила 351785 кв. м. Площадь земельного участка 50:03:0060480:216 по сведениям ЕГРН составляет 365995 кв. м. То есть свободная от пересечений с землями лесного фонда площадь составляет 14210 кв. м. При этом это будет совокупная площадь отдельных фрагментов от оставшейся площади земельного участка 50:03:0060480:216.
С учетом данного факта установить границы земельного участка 50:03:0060480:216 за вычетом площади занятой землями лесного фонда не представляется возможным, так как отдельные фрагменты ЗУ50:03:0060480:216 будут нецелесообразными в использовании из-за малого размера каждого из них.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что земельный участок 50:03:0060280:394 частично пересекает земли лесного фонда по данным планшетов Лесоустройства 2019 года.
Площадь пересечения составила:
- с Клинским сельским лесничеством 129353 кв. м.
- с Нудольским участковым лесничеством 7806 кв. м.
Площадь земельного участка 50:03:0060280:394 по сведениям ЕГРН составляет 144967 кв. м. То есть свободная от пересечений с землями лесного фонда площадь составляет 7808 кв. м. При этом это будет совокупная площадь отдельных фрагментов от оставшейся площади земельного участка 50:03:0060280:394.
С учетом данного факта установить границы земельного участка 50:03:0060280:394 за вычетом площади занятой землями лесного фонда не представляется возможным, так как остальные фрагменты ЗУ50:03:0060280:394 будут нецелесообразными в использовании из-за малого размера каждого из них.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что земельный участок 50:03:0060280:391 частично пересекает земли лесного фонда по данным планшетов Лесоустройства 2019 года.
Площадь пересечения составила:
- с Клинским сельским лесничеством 2080924 кв. м.
- с Усогинским участковым лесничеством 37216 кв. м.
Площадь земельного участка 50:03:0060280:391 по сведениям ЕГРН составляет 2183544 кв. м. То есть свободная от пересечений с землями лесного фонда площадь составляет 65404 кв. м. При этом это будет совокупная площадь отдельных фрагментов от оставшейся площади земельного участка 50:03:0060280:391.
С учетом данного факта установить границы земельного участка 50:03:0060280:391 за вычетом площади занятой землями лесного фонда не представляется возможным, так как остальные фрагменты ЗУ50:03:0060280:391 будут нецелесообразными в использовании из-за малого размера каждого из них.
Указанное экспертное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ правомерно признано судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
- иные сведения в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В соответствии со ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Требования к содержанию заключения эксперта установлены статьей 25 Закона N 73-ФЗ, согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
С учетом требований изложенных выше норм права надлежащим образом выполненное экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что экспертное заключение соответствует указанным выше нормам. У суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности и объективности выводов экспертов.
Сторонами в материалы дела не представлены какие-либо бесспорные доказательства, свидетельствующие о недостоверности заключения экспертов, и которые исключают использование его в качестве допустимого доказательства по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе несогласие ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" с результатом экспертизы не свидетельствует о его недостоверности и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Ответчиком на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 ГК РФ составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Пунктом 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в реестре. При этом сама по себе запись в реестре о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в реестр лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
В письменных пояснениях истец указывает, что ему стало известно о нарушении своего права из письма Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.02.2021 года.
Согласно сведениям из ЕГРН право собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель: лесной участок, общей площадью 14731 га, в т.ч. в части описания земель АОЗТ "Нудольское", кадастровый номер 50:03:0000000:216, о чем в ЕГРН была сделана запись от 10.04.2009 N 50-50-98/009-2009-427, Почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Клинский, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество.
При этом в графе Особые отметки содержится запись: Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения необходимые для заполнения раздела 3 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 3.1 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 3.2 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 4 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 4.1 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 4.2 отсутствуют.
Поскольку в ЕГРН сведения относительно плана (чертежа, схемы) земельного участка, а также координат точек не содержится, то истец мог узнать о пересечениях границ спорных земельных участков с государственным лесным реестром не ранее письма Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.02.2021 года и последующих составленных заключений о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" от 14.05.2021 (из которых истец узнал о имеющемся факте пересечения границ спорных земельных участков с землями лесного фонда).
Каких-либо актов согласований границ спорных земельных участков, а также земельного участка, из которого они были выделены, с участием Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства в материалы дела не представлено.
Поскольку исковое заявление подано в Арбитражный суд Московской области 21.05.2021, срок исковой давности в данном случае не применяется.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств спора, и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, включая выводы судебной экспертизы, подтвердившие факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:210, 50:03:0060480:216, 50:03:0060280:391 и 50:03:0060280:394 с землями лесного фонда, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод заявителя о необходимости применения ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Положения ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" о приоритете сведений из ЕГРН перед сведениями из государственного лесного реестра не подлежат применению в силу следующего.
В соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795- О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН.
При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Согласно материалам лесоустройства на спорном земельном участке КН 50:03:0060480:216 произрастает лес, средний возраст которого 60-90 лет. Наличие на участке таких насаждений не позволяет отнести участок к сельскохозяйственным угодьям.
В материалы дела так же представлены:
- ответ Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от 02.06.2021 N 06/3811 в июне 2021 г., в котором отмечено, что проведено административное обследование земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0060480:211, 50:03:0060480:215, 50:03:0060480:216, 50:03:0060480:217, 50:03:0060280:391, 50:03:0060280:394 и в ходе осмотра установлено, что на земельных участках по всей площади произрастают деревья смешанных пород, высотой более 10 метров. Признаков использования земельных участков для сельскохозяйственного производства не установлено.
- ответ Управления Росреестра по Московской области от 08.04.2021 N 23а-1303/21, в котором сообщается, что ООО "Поля Подмосковья" привлекалось к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.8. КоАП РФ "Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению".
- акт планового осмотра/обследования N 27 от 23.03.2021 проведенный Россельхознадзор, в котором указано, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с КН 50:03:0060280:391 находится лес (в основном ель) на площади 188.0 га, часть леса вырублена на площади 9.8 га.
- акт планового осмотра/обследования N 28 от 06.04.2021 проведенный Россельхознадзор, в котором указано, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с КН 50:03:0060280:394 залесен (смешанный лес, высота деревьев от 10 до 20 м) на всей площади участка, что составляет - 14.5 га.
- акт административного обследования объекта земельных отношений N 08.06з/2021 от 01.06.2021 Управления Россельхознадзора по городу Москве, в котором указано, что земельный участков сельскохозяйственного назначения с КН 50:03:0060480:2016 с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства полностью зарос (залесен) деревьями и кустарниками, деятельность на участке не ведется. Правообладателем объекта земельных отношений не проводятся обязательные мероприятия по защите угодий от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительности, кроме того не проводятся обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесно-курстарниковой растительности, кроме того не проводятся обязательные мероприятия направленные на сохранение почв и их плодородие, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
- акт административного обследования объекта земельных отношений N 08.04з/2021 от 01.06.2021 Управления Россельхознадзора по городу Москве, в котором указано, что земельный участков сельскохозяйственного назначения с КН 50:03:0060480:210 с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства полностью зарос (залесен) деревьями и кустарниками, деятельность на участке не ведется. Правообладателем объекта земельных отношений не проводятся обязательные мероприятия по защите угодий от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительности, кроме того не проводятся обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесно-курстарниковой растительности, кроме того не проводятся обязательные мероприятия направленные на сохранение почв и их плодородие, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что ООО "Поля Подмосковья" использует спорные земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению, положения п. 3 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в настоящем случае применению не подлежат.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:03:0060480:216 не может находиться на праве частной собственности ввиду нахождения на нем притока реки Землеройка.
Как установлено в Заключении эксперта N А-01-6937/04-22, подготовленного экспертами ГБУ Московской области "МОБТИ" Романцовой О.В. и Травинкиным Е.А., через спорный земельный участок с кадастровым номером 50:03:0060480:216, находящийся в частной собственности (ООО "Поля Подмосковья"), протекает ручей без названия (водные объекты общего пользования), что нарушает ч. 3 п. 5 и п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ (Земельные участки, на которых располагаются водные объекты, не могут предоставляться в частную собственность, так как они являются ограниченными в обороте).
Согласно ответу на запрос от 18.07.2022 N 08-27/4901 Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов согласно материалам публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 50:03:0060480:216, расположенном по адресу: Московская обл., р-н Клинский, АОЗТ "Нудольское" протекает ручей без названия - приток реки Землеройка.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:03:0060480:216 сформирован за счет земли водного фонда, береговой полосы, а также прибрежной защитной полосы водного объекта, что свидетельствует о незаконном формировании земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:216 и незаконной постановке его на учет - с нарушением требований земельного и водного законодательства.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.
Исходя из вышеуказанных требований закона, ручей, являющийся притоком реки, и его береговая полоса не могли предоставляться в собственность ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" и какие-либо предусмотренные законом основания для нахождения указанных объектов в собственности указанного лица не имеются.
Отсутствие в Государственном водном реестре и Едином государственном реестре недвижимости сведений о ручье, его береговой полосе не свидетельствует о фактическом отсутствии указанного объекта и не предоставляет государственным органам, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам права формирования в акваториях водных объектов земельных участков и не отменяет прямые запреты на приватизацию водных объектов общего пользования и их береговых полос, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, расположение на земельном участке с кадастровом номером 50:03:0060480:216 безымянного ручья - притока реки Землеройки, который находится в федеральной собственности, исключает возможность нахождения данного земельного участка в собственности ООО "Поля Подмосковье".
Довод заявителя жалобы о не привлечении администрации Клинского района Московской области в качестве третьего лица, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку процессуальных оснований для его привлечения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не усматривается, судебный акт по настоящему делу не влияет на права и обязанности указанного лица.
На основании пункта 37 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель). В то же время возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя.
Ответчик не представил доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать.
Согласно Определению СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 июня 2022 г. N 301-ЭС21-25438 не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Как указывает ответчик изначальный земельный участок, который в свою очередь предметом рассмотрения не являлся, был передан на основании Постановления Главы Администрации Клинского района Московской области N 1092/30-11 от 23.12.1992.
Между тем, вышеуказанное Постановление указания на границы не имеет, в свою очередь истец в данном случае оспаривает именно формирование земельного участка (в установленных граница) на землях лесного фонда.
Довод ответчика о нарушении предусмотренного частью 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" трехмесячного срока для обращения в суд, основан на неверном толковании норм права.
Как правомерно указывает истец, указанная норма распространяется на решение вопроса о возможности устранения, возникшей в силу противоречия сведений ЕГРН и ГЛР реестровой ошибки в пользу правообладателей нелесных участков. В таком случае Росреестр обязан уведомить Рослесхоз, а Рослесхоз вправе проверить наличие оснований для оспаривания возникшего права. Если в течение трех месяцев в Росреестр со стороны Рослесхоза не поступят документы, свидетельствующие об обращении в суд, или поступило сообщение Рослесхоза об отсутствии оснований для судебного оспаривания права, устранение реестровой ошибки осуществляется в общем порядке.
Если пересечение границ лесных участков и земельных участков, указанных в части 6 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ выявлено при осуществлении государственной регистрации прав на земельный участок, то государственным регистратором прав:
- принимается решение о приостановлении осуществлении государственной регистрации прав на основании пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ;
- в случае если в течение трех месяцев с момента направления в Рослесхоз решения о необходимости устранения реестровой ошибки в орган регистрации прав не поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, принимается решение об осуществлении государственной регистрации прав с одновременным изменением границ лесного участка на оснований решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН;
- в случае если в течение трех месяцев с момента направления в Рослесхоз решения о необходимости устранения реестровой ошибки в орган регистрации нрав поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, принимается решение об отказе в государственной регистрации прав.
В связи с тем, что в адрес Рослесхоза не поступало уведомление Росреестра о выявлении пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда, то нормы о трехмесячном сроке не применяются.
Приоритет сведений ЕГРН по отношению к сведениям ГЛР может быть распространен на подобный спор при соблюдении следующих условий: права ответчика либо предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016; участок не расположен в границах земельных участков, перечисленных в пункте 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ; а в случае расположения в данных границах сведения о выявленном наложении доведены Росреестром до Рослесхоза и в течение трех месяцев от Рослесхоза не поступило уведомление об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2022 года по делу N А41-37213/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37213/2021
Истец: ДНП "РАДОСТИ ПАРК 1", Управление ветеринарии МО, Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ"