г. Самара |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А55-10482/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ерохина Максима Владимировича на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2023 года по делу N А55-10482/2023 (судья Медведев А.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ерохина Максима Владимировича, г.Тольятти
к Администрации г.о. Тольятти
о признании незаконным решения,
с участием в судебном заседании:
от ИП Ерохина Максима Владимировича - представителя Блюзиной Л.В. (доверенность от 11.10.2022, представлен паспорт),
от Администрации г.о. Тольятти - представителя Растегаевой Т.В. (доверенность от 28.11.2023),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ерохин Максим Владимирович (далее - ИП Ерохин М.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации г.о. Тольятти об отказе во внесении изменений в схему размещения НТО, выраженного в письме от 22.02.2023 N 271/17 и обязании повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 19.01.2023 вх. N 44-вх/1.7 с учетом выводов, изложенных в решении суда по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2023 по делу N А55-10482/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Ерохин М.В. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению предпринимателя, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по её рассмотрению назначено на 22.02.2024.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Администрации г.о. Тольятти апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Представитель ИП Ерохина М.В. в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Администрации г.о. Тольятти в судебном заседании отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.01.2023 предприниматель обратился в Администрацию г.о. Тольятти (далее - Администрация) с заявлением вх. N 44-вх/1.7 о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти (далее - Схема), утвержденную постановлением Администрации г.о. Тольятти от 14.05.2021 N 1859-п/1.
По результатам рассмотрения данного заявления Администрация письмом от 22.02.2023 N 271/17 сообщила о том, что предложения заявителя были рассмотрены членами Комиссии, действующей на основании постановления Администрации от 19.01.2023 N 212-п/1 и принято решение об отказе в изменении координатных характеристик и изменении площади места размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по представленным в таблице местам размещения НТО.
Кроме того в письме было указано, что изменение площади места размещения НТО, а также изменения координатных характеристик места расположения НТО в Схеме возможно в случае расторжения договоров аренды земельных участков заключенных органом местного самоуправления с предпринимателем.
ИП Ерохин М.В. считает, что какого-либо обоснования принятия такого решения со ссылками на нормы права, запрещающие вносить изменения в Схему при наличии заключенных договоров на размещение НТО, учитывая, что инициатором таких изменений является пользователь этих мест, в указанном письме не приводится.
Кроме того, предприниматель считает, что предложения, изложенные в заявлении от 19.01.2023, рассмотрены и решение по ним принято органом, не имеющим на это полномочий.
Полагая, что указанный отказ нарушает его права и охраняемые законом интересы предприниматель обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти утверждена постановлением администрации г.о. Тольятти от 14.05.2021 N 1859-п/1.
Пункт 819 Схемы содержит информацию о размещении на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0301155:536, площадью 271 кв.м., с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Мира, квартал 72, несезонного павильона с универсальной специализацией.
Пункт 1148 Схемы содержит информацию о размещении на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0201059:610 площадью 80 кв.м., и местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Матросова, напротив дома N 46, несезонного павильона с универсальной специализацией.
Указанные места размещения НТО используются ИП Ерохиным М.В. на основании договоров на размещение НТО N 311-БА/2021 от 06.07.2021 и N 312-БА/2021 от 06.07.2021 соответственно.
Приказом Министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N 87-п утвержден Порядок разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области (далее - Порядок), который определяет также правила внесения изменений в ранее утвержденные Схемы.
В соответствии с п. 1.4 Порядка Схема, равно как и внесение в нее изменений, утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления, типовая форма которого установлена приложением 1 к настоящему Порядку.
В силу п. 1.7 Порядка в случаях поступления информации о фактических изменениях, касающихся нестационарных торговых объектов, включенных в Схему, органами местного самоуправления вносятся в Схему соответствующие изменения. Внесение указанных изменений осуществляется не реже одного раза в три месяца.
Согласно п. 3.1 Порядка инициаторами изменения Схемы могут быть в числе прочих лиц и индивидуальные предприниматели.
Обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением об изменении Схемы, предприниматель вносил следующие предложения:
1. Внести изменения в п. 819 Схемы размещения НТО на территории г.о. Тольятти, указав вместо кадастрового номера земельного участка (КН 63:09:0301155:536) координаты характерных точек границ места размещения НТО (согласно приложенной схемы от 22.12.2022), а также изменить площадь места размещения НТО с 271 кв.м на 199 кв.м.;
2. Внести изменения в п. 1148 Схемы размещения НТО на территории г.о. Тольятти, указав вместо кадастрового номера земельного участка (КН 63:09:0201059:610) координаты характерных точек границ места размещения НТО (согласно приложенной схеме от 26.12.2022), а также изменить площадь места размещения НТО с 80 кв.м, на 129 кв.м.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Таким образом, действующее земельного законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Закону N 381-ФЗ, в соответствии с положениями которого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках данного закона должны быть определены условия и порядок размещения нестационарных торговых объектов.
В целях реализации положений Закона N 381-ФЗ Самарской Губернской Думой 29.06.2010 принят Закон Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД).
Частью 4 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров аренды земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 11, абзацем вторым части 12, частями 13 и 14 настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
На основании ч. 13 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 01.01.2018 договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта, имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в границах арендованного земельного участка без проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 12 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности" утвержден Порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута (далее - Порядок от 02.08.2016 N 426).
Подпунктом 1 пункта 2.1 Порядка от 02.08.2016 N 426 предусмотрено, что договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона заключается в следующих случаях, если соискателем является арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 01.01.2018 договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта. При этом размещение нестационарного торгового объекта на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в границах арендованного ранее земельного участка.
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на территории Самарской области возможно на основании договора аренды земельного участка или на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной уполномоченным органом, при этом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 01.01.2018 договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта, имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в границах арендованного земельного участка без проведения аукциона.
Как установлено судом первой инстанции, между Администрацией и ИП Ерохиным М.В. был заключен договор аренды от 20.04.2010 N 2171 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Мира, квартал 72, площадью 271 кв.м., для эксплуатации объекта временного использования - модульного павильона.
В соответствии с пп.1 п. 2.1 Порядка от 02.08.2016 N 426, договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона заключается в случае если соискателем является арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязанности по заключенному до 1 марта 2015 года договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта. При этом размещение нестационарного торгового объекта на основании договора на размещение нестационарного торгового осуществляется в границах арендованного ранее земельного участка.
При действующем договоре аренды земельного участка от 20.04.2010 N 2171 ИП Ерохин М.В. не обращался в Администрацию за изменением площади в части уменьшения.
В соответствии с пунктом 1.2.3 Договора аренды от 20.04.2010 N 2171, общая площадь земельного участка 271 кв.м., в том числе: 151 кв.м. - под объект временного использования - модульный павильон.
Таким образом, с ИП Ерохиным М.В. заключен договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона от 06.07.2021 N 311-БА/2021, в соответствии с пунктом 1.1 которого площадь под НТО составляет 151 кв.м., общая площадь составляет 271 кв.м.
Судом также установлено, что между Администрацией и ИП Ерохиным М.В. был заключен договор аренды от 21.05.2001 N 1098 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Матросова, напротив дома N 46, площадью 80 кв.м., под установку модульного павильона.
При действующем договоре аренды земельного участка от 21.05.2001 N 1098 ИП Ерохин М.В. не обращался в Администрацию за изменением площади в части увеличения.
В соответствии с пунктом 1.2.3 Договора аренды от 21.05.2001 N 1098, общая площадь земельного участка: 80 кв.м., в том числе: 51 кв.м. - под зданиями и сооружениями, 29 кв.м. - для санитарного содержания и территория, необходимая для обслуживания зданий и сооружений.
Таким образом, с ИП Ерохиным заключен договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона от 06.07.2021 N 312-БА/2021, в соответствии с пунктом 1.1 которого площадь под НТО составляет 51 кв.м., площадь под санитарное содержание и обслуживание объекта - 29 кв.м.
Судом установлено, что специалистами отдела контрольных мероприятий управления административной практики и контроля Администрации городского округа Тольятти проведено обследование и выявлен факт грубого нарушения ИП Ерохиным М.В. условий Договора от 06.07.2021 N 312-БА/2021, а именно нарушение п. 1.1 (превышение площади нестационарного торгового объекта на 59 кв.м., а также установление с восточной стороны павильона навеса площадью 7 кв.м.).
В адрес предпринимателя направлялись уведомления от 20.07.2022 N 1511/1.7, от 20.09.2022 N 1994/1.7 и от 18.01.2023 N 56/1.7 об обязании оплатить штраф и устранить указанные нарушения.
Штрафы были предпринимателем уплачены, однако выявленные в ходе контроля нарушения устранены не были.
19.01.2023 N 212-п/2 утверждено Постановление "О комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти".
Приказом Министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N 87-п утвержден Порядок разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, а также правила внесения изменений в ранее утвержденные Схемы.
22.02.2023 Комиссией по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, ИП Ерохину М.В. отказано во внесении изменений в схему размещения НТО.
Так согласно п. 1.2. Положения о комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти изменения, вносимые в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти в отношении отдельных характеристик включенного в Схему места размещения НТО (вид договора, заключенного (заключение которого возможно) в целях расположения НТО; статус места расположения НТО; срок расположения НТО; форма собственности на землю или земельный участок, здание, строение, сооружение, где расположен или возможно расположить НТО, а также наименование органа, уполномоченного на распоряжение соответствующим имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности), не являются предметом рассмотрения Комиссии.
В соответствии с п. 2.1.3 Комиссия подготавливает рекомендации по включению (исключению) мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти.
Итоги каждого заседания Комиссии оформляются протоколом, подписанным Председателем комиссии, а также могут прилагаться копии материалов, рассмотренных на заседании Комиссии.
Как следует из материалов дела, рассмотрев обращение ИП Ерохина М.В. от 19.01.2023 N 44-вх/1.7 Комиссией 22.02.2023 принято решение об отказе во внесении изменений.
Вышеуказанное решение оформлено протоколом N 16-прт/1 от 22.02.2023 и подписано председателем комиссии.
Протокол заседания Комиссии подлежит направлению в уполномоченный орган Администрации для принятия решения о внесении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти.
Распоряжением от 14.06.2022 N 4222-р/1 утверждено "Положение об управлении потребительского рынка администрации городского округа Тольятти".
Согласно п. 3.4.2 вышеуказанного Положения управление потребительского рынка формирует схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти и направляет на утверждении главе городского округа Тольятти.
Согласно п. 5.2 раздела V Распоряжения от 14.06.2022 N 4222-р/1 руководство управления потребительского рынка администрации г.о. Тольятти визирует проекты нормативных правовых актов, подписывает документы в пределах своей компетенции.
22.02.2023 N 271/1.7 Администрацией в адрес ИП Ерохина М.В. направлен ответ на обращение о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, подписанный Руководителем управления потребительского рынка.
Таким образом, вышеуказанный ответ послужил решением об отказе в изменении схемы.
ИП Ерохин М.В. считает, что обратился в орган местного самоуправления с заявлением об изменении Схемы в целях реализации предоставленного законом права, а также приведения документального оформления использования мест размещения НТО в соответствие с фактическим использованием.
Наличие такого права заявитель мотивирует ссылкой на пп. 1.7 и 3.1 Порядка.
В силу п. 1.7 Порядка в случаях поступления информации о фактических изменениях, касающихся нестационарных торговых объектов, включенных в Схему, органами местного самоуправления вносятся в Схему соответствующие изменения. Внесение указанных изменений осуществляется не реже одного раза в три месяца.
Согласно п. 3.1 Порядка инициаторами изменения Схемы могут быть в числе прочих лиц и индивидуальные предприниматели.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, указанные правовые нормы не определяют содержание основания внесения изменения в Схему.
В рассматриваемом случае ИП Ерохин М.В. считает, что Администрация обязана внести изменения в Схему в части п. 1148 Схемы, указав вместо кадастрового номера земельного участка (КН 63:09:0201059:610) координаты характерных точек границ места размещения НТО (согласно приложенной схеме от 26.12.2022), а также изменить площадь места размещения НТО с 80 кв.м, на 129 кв.м.
В качестве основания заявитель приводит фактическое использование участка, которое заключается в грубом нарушении ИП Ерохиным М.В. условий Договора на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона от 06.07.2021 N 312-БА/2021, а именно нарушение п.1.1 (превышение площади нестационарного торгового объекта на 59 кв.м., а также установление с восточной стороны павильона навеса площадью 7 кв.м.).
Также ИП Ерохин М.В. считает, что Администрация обязана внести изменения в Схему в части п. 819 Схемы, указав вместо кадастрового номера земельного участка (КН 63:09:0301155:536) координаты характерных точек границ места размещения НТО (согласно приложенной схемы от 22.12.2022), а также изменить площадь места размещения НТО с 271 кв.м. на 199 кв.м.
В качестве основания заявитель приводит предполагаемое им уменьшение площади места размещения НТО, определенной Договором на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона от 06.07.2021 N 311-БА/2021.
Вместе с тем, суд правомерно указал, что ни противоправные действия, ни предполагаемые действия при использовании земельных участков не создают права ИП Ерохина М.В. и, соответственно, обязанности Администрации внесения изменений в нормативный правовой акт - Схему.
Фактически удовлетворение Администрацией требований заявителя привело бы к включению в нормативный правовой акт недостоверной информации, когда сведения о действующих договорах на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона противоречили бы сведениям о площади земельного участка и координатах характерных точек границ места размещения НТО, отсутствующих в действующих договорах.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый отказ, изложенный в письме от 22.02.2023 N 271/17 соответствует закону и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу ст. 201 АПК РФ является основанием для отказа в признании его незаконным.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования не являются обоснованными и правомерно оставлены без удовлетворения судом.
В апелляционной жалобе предприниматель указывает, что единственной причиной принятия решения об отказе во внесении изменений в Схему заинтересованным лицом было указано на то обстоятельство, что в отношении предложенных к изменению мест размещения НТО заключены договоры на размещение НТО. При этом, Администрация в своем ответе указала, что внести предложенные изменения в Схему возможно, но только после расторжения заключенных договоров. Вместе с тем, какого-либо обоснования принятия такого решения со ссылками на нормы права, запрещающие вносить изменения в Схему при наличии заключенных договоров на размещение НТО, учитывая, что инициатором таких изменений является пользователь этих мест, ни в указанном письме, ни в оспариваемом судебном акте, не приводится.
Вышеуказанное суждение ИП Ерохина М.В. не может быть принято во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку оно основано на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Комиссия по разработке схемы размещения НТО на территории городского округа Тольятти (Администрация городского округа Тольятти), как уполномоченный орган при внесении изменений в Схему размещения НТО при вынесении оспариваемого отказа действовала в соответствии с законодательством.
Как ранее было указано, между Администрацией и предпринимателем были заключены два договора на размещение НТО без проведения аукциона от 06.07.2021 N 311-БА/2021 и от 06.07.2021 N 312-БА/2021.
По условиям договора N 311-БА/2021 площадь под НТО составляет 151 кв.м, общая площадь составляет 271 кв.м., а по условиям договора N 312-БА/2021 площадь под НТО составляет 51 кв.м, общая площадь составляет 80 кв.м.
Оба договора на размещение были заключены с ИП Ерохиным М.В. на льготных условиях (без проведения аукциона) в соответствии с действовавшими ранее договорами аренды земельных участков N N 2171 и 1098, где площади под объекты временного использования также отражены были 151 кв.м. и 51 кв.м. соответственно.
Изменение площади размещения НТО по данным договорам не допускается, так как в соответствии с пп.2 п. 7.2 договоров на размещение НТО N N 311-БА/2021 и 312-БА/2021 следует, что Администрация имеет право досрочно в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случае нарушения стороной п. 1.1 (то есть площади размещения НТО).
В соответствии с п. 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Действующее законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Закону N 381-ФЗ, в соответствии с положениями которого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках данного закона должны быть определены условия и порядок размещения нестационарных торговых объектов.
Данная норма обязывает орган местного самоуправления не вносить изменения в Схему в части уже имеющихся и осуществляющих торговую деятельность нестационарных торговых объектов, которые являются действующими до ранее утвержденной Схемы размещения НТО.
Довод ИП Ерохина М.В. о том, что Администрация "необоснованно требует расторжение уже заключенных договоров", суд признает не обоснованным, противоречащими буквальному пониманию и изложению позиции Администрации.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ни приказ Министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N 87-п (приказ Министерства строительства и торговли Самарской области от 29.05.2023 N 49-п), ни Федеральный закон РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ни Закон Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" не предписывают органу местного самоуправления вносить изменения в Схему размещения НТО.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения не учел тот факт, что Схема размещения НТО не содержит информации о конкретных НТО или субъектах хозяйственной деятельности и не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в Схеме, основан на неправильном толковании приказа Министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N 87-п (приказ Министерства строительства и торговли Самарской области от 29.05.2023 N 49-п), а именно утвержденной формы Схемы НТО, где указывается договор на размещение НТО. Данный довод возможно применять в случае заключения новых договоров на размещение НТО.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие предпринимателя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2023 года по делу N А55-10482/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10482/2023
Истец: ИП Ерохин Максим Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ