г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А56-11920/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Коротков А.А. по доверенности от 25.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42324/2022) государственного унитарного предприятия "Топливно-Энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2022 по делу N А56-11920/2022, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-Энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Товариществу собственников жилья жилого комплекса "Ладога"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (истец, Предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья ЖК "Ладога" (ответчик, ТСЖ "Ладога") о взыскании 824 247, 50 рублей задолженности за потребленную тепловую энергию за период с апреля 2021 по сентябрь 2021 года, 37 002,73 рублей неустойки по закону за период с 14.05.2021 по 29.11.2021 и неустойки до фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2022 в иске отказано.
В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании, истец, ссылаясь на то, что судом неверно принята во внимание методика расчета, осуществленного ответчиком, кроме того, расчет противоречит условиям договора и нормам материального права, просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения, полагая, что Истец в нарушение действующего жилищного законодательства определил объем поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения МКД исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета в гигакалориях, используя для расчета стоимости коммунального ресурса для целей горячего водоснабжения тариф в рублях за гигакалорию. Между сторонами имели место споры, данный вопрос был предметом исследования и разрешен в пользу ответчика.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Товарищество (абонент) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 05.04.2011 N 1535.34.038.1, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на нужды МКД по адресу: пр. Косыгина, д. 17, корп. 1, лит. А, а абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Ссылаясь на то, что в апреле 2021 - сентябре 2021 Предприятие поставило по Договору тепловую энергию, которую Товарищество в полном объеме не оплатило, в том числе и в претензионном порядке, ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
В удовлетворении требований суд первой инстанции отказал, придя к выводу о том, что абонент как исполнитель услуг в МКД, не имеет своего интереса в правоотношениях, методика расчета, примененная истцом противоречит материальным нормам права.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам Предприятия.
Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются параграфом 6 главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, следовательно, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В этом случае в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N520, определено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Аналогичное требование об установлении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения для теплоснабжающих организаций содержит пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды или куб. м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении горячей воды используются показатели: куб. м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб. м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб. м горячей воды. Товарищество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
С учетом статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Товарищество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Как следует из материалов дела спорный многоквартирный дом, находящиеся в управлении ответчика, и в который была осуществлена поставка тепловой энергии по спорному договору для удовлетворения нужд граждан в коммунальной услуге горячего водоснабжения оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (отчеты (акты) о потреблении тепловой энергии и теплоносителя приведены в приложении к настоящему отзыву).
Данный коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии фиксируют поставляемый коммунальный ресурс для удовлетворения нужд граждан в коммунальной услуге горячего водоснабжения в двух единицах измерения: в Гкал и в кубических метрах.
Истец при определении требований по настоящему иску в целях оказания услуги по горячему водоснабжению использовал показания коллективных приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в теплоносителе. То есть использовал единицу изменения в Гкал, которая отражает фактическое потребление тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.
Данная позиция не соответствует требованиям действующего законодательства и сложившейся судебной практики.
однокомпонентный тариф на горячее водоснабжение в рублях за кубический метр утвержден с учетом норматива расхода тепловой энергии, необходимого для подогрева 1 куб. м горячей воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Довод подателя жалобы о том, что объем тепловой энергии подлежит определению на основании условий заключенного договора подлежит отклонению, поскольку данный договор является публичным, соответственно, все условия договора, не соответствующие требованиям жилищного законодательства, являются ничтожными и применению не подлежат.
Ссылка истца на то, что ответчик принимал счета-фактуры, выставляемые истцом исходя из показаний ОДПУ на основании условий договора теплоснабжения и действующего законодательства, без замечаний, и не оспаривал их в последующем, не влечет потерю права ответчика на заявление разногласий в суде и указание на завышение сумм, предъявленных к оплате.
Абзацем пятым пункта 42(1) Правил N 354 установлено, что при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Однако как следует из материалов дела и установлено судом коллективные (общедомовые) приборы учета учитывают не только общий объем тепловой энергии потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, но и отдельно определяют объем коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения в ДВУХ единицах измерения в Гкал и в метрах кубических.
Таким образом, правовых оснований для применения абзаца 5 пункта 42(1) Правил N 354 в данном случае не имеется.
Из имеющихся в материалах дела отчетов о теплопотреблении по приборам УУТЭ за спорный период следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые многоквартирные дома, осуществляют раздельный учет двух ресурсов на отопление и горячее водоснабжение (в вышеупомянутых отчетах о теплопотреблении имеются отдельный раздел "Учет (ТВ-1)" и "Контроль ГВС (ТВ-2)".
В разделе "Контроль ГВС (ТВ-2)" отражаются показания измерительных датчиков (температуры, масс и объема) в системе ГВС - Т3, Т4, М3, М4, V3, V4, в ходящих в состав прибора УУТЭ.
Согласно отчетам о теплопотреблении до ноября 2018 года включительно имеются столбцы О.ГВС общ., с информацией об объеме тепловой энергии поставленной на нужды ГВС в Гкал.
Таким образом, коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии осуществляют раздельный учет двух коммунальных ресурсов на отопление и горячее водоснабжение.
Однако письмом от 29.11.2018 года N 58-18/47737 ГУП "ТЭК СПб" (копия приведена в приложении к настоящей позиции) обязал исполнителей коммунальных услуг исключить из отчетов о теплопотреблении информацию об объеме тепловой энергии, зафиксированной коллективными (общедомовыми) приборами учета, в части, приходящейся на ГВС в Гкал (столбец О.ГВС общ.).
Данное обстоятельство не свидетельствует о том, что с декабря 2018 года коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии не осуществляю раздельный учет тепловой энергии, приходящийся на ГВС в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) "прибор учета" - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.
"Узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объем) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
То есть на трубопроводах устанавливаются водосчетчики, расходомеры, датчики температуры и давления, которые фиксируют массу (объем) воды, протекающей через сечение, перпендикулярно направлению скорости потока, расход теплоносителя, температуру и давление теплоносителя.
Информацию о показаниях датчиков и расходомеров принимает вычислитель, который обеспечивает расчет количества тепловой энергии и накапливает данные о параметрах теплоносителя.
Вычислитель является составной частью "прибора учета", который отображает информацию о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.
В силу пункта 94 Правил N 1034 коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежит количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
Согласно подпункту "д" пункта 95, подпункту "а" пункта 100 Правил N 1034 в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения. В открытых системах теплопотребления дополнительно определяется масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения.
Пунктом 97 Правил N 1034 установлено, что в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются: а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются: а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения; б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Таким образом, из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что в отопительный период для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета конкретно горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета: это расходомеры, учитывающие объем теплоносителя, приборы, учитывающие гигакалории, либо преобразователи расхода электромагнитные ПРЭМы, учитывающие как расход, так и гигакалории теплоносителя.
Установленная Методика предусматривает определение количества тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в зависимости от температуры и объема поставленной и возвращенной воды. Данные выводы также отражены в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2017 г. N 58291-ОГ/04.
Таким образом, ответчик доказал наличие раздельного учета коммунального ресурса для целей горячего водоснабжения, а также размер тепловой энергии, затраченной МКД на нужды ГВС.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.1.2022 по делу N А56-11920/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11920/2022
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ТСЖ жилого комплекса "Ладога"
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33808/2023
08.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42324/2022
06.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11920/2022