г. Чита |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А19-11384/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей: Бушуевой Е.М., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурулёвой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Усть-Кутского муниципального образования в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2022 года по делу N А19-11384/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН: 1023802085053, ИНН: 3818009263) о взыскании основного долга в сумме 601 919 руб. 28 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (далее - истец, ООО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской Области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности в размере 601 919 руб. 28 коп., стоимости электрической энергии, потерянной в электрических сетях ответчика, за период марта 2022 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2022 года исковые требования удовлетворены. С Администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" взыскано 601 919 руб. 28 коп., основного долга за март 2022 года, судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что размер убытков, заявленных истцом к взысканию с ответчика, определен как стоимость потерь электрической энергии в марте 2022 г., возникших в электрических сетях п. Верхнемаркове Усть-Кутского района. Полагает, что Администрация УКМО не является сетевой организацией, а является собственником сетей, в этой связи, у Администрации УКМО отсутствует обязанность по оплате истцу стоимости фактических потерь электрической энергии. Истец считает, что фактический объем потерь, с учетом их протяженности и ветхости, принимая во внимание отнесение неправильно учтенной энергии в объемы полезного отпуска, не определен. Считает, что истцом не доказаны объемы полезного отпуска бытовым потребителям, в том числе, с учетом указания в расчетах истца нулевых начислений в отношении индивидуального потребления, минусовых значений индивидуального потребления (доказательства фактического осуществления корректировки и причин корректировки начислений с обоснованием первичной документацией отсутствуют). Ответчик полагает, что истцом доказательств фактического состояния спорных объектов электросетевого хозяйства, технические характеристики и параметры сетей, указывающие о возможности образования заявляемого объема, не представлено. В этой связи, ответчик не согласен не только в части факта образования потерь в спорном объекте имущества, но и в части объема потерь электроэнергии. Также, заявитель полагает, что должен быть освобожден от взыскания расходов по уплате государственной пошлины, поскольку его участие в арбитражном процессе по настоящему делу связано непосредственно с исполнением государственных функций, с целью обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий государственных органов.
Истец в письменных пояснениях просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать решение суда первой инстанции оставить без изменений.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Иркутскэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком, осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на территории Иркутской области в границах зоны деятельности (постановление Правления Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 N 46-П "О смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика", Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 29.12.2009 N 140-спр "О лишении статуса гарантирующего поставщика").
В собственности Усть-Кутского муниципального образования находятся объекты электросетевого хозяйства, расположенные в Усть-Кутском районе Иркутской области, п. Верхнемарково. Объекты электросетевого хозяйства Усть-Кутского муниципального образования п. Верхнемарково с одной стороны присоединены к объектам электросетевого хозяйства Северных электрических сетей, через которые потребители ООО "Иркутскэнергосбыт" как энергоснабжающей организации (гарантирующий поставщик) получают электрическую энергию.
Как следует из материалов дела, в марте 2022 года истцом осуществлена поставка электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собственности Усть-Кутского муниципального образования, на энергоустановки потребителей на территории Усть-Кутского района п. Верхнемарково.
Истец, ссылаясь на то, что у него возникли потери электрической энергии в сетях, владельцем которых в марте 2022 года являлся ответчик, выставил счет-фактуру N 6199- 2093 от 31.03.2022 на сумму 601 919 руб. 28 коп.
ООО "Иркутскэнергосбыт" в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора направило в адрес ответчика претензию от 19.04.2022 N 1554 с требованием о погашении задолженности.
Объем электрической энергии, поступившей в электрическую сеть потребителей, определен гарантирующим поставщиком по данным коммерческих приборов учета электрической энергии, подключенным к Северным электрическим сетям - филиал ОАО "ИЭСК".
Согласно показаниям приборов учета потребителей физических и юридических лиц, составил: 225 285 кВт/ч по юридическим лицам и 1 004 030 кВт/ч по физическими лицам. Согласно расчету истца, всего на объекты электросетевого хозяйства, расположенные в Усть-Кутском районе п. Верхнемарково, поставлено в марте 2022 года - 1 402 552 кВт/ч, технологические потери составили 6 197 кВт/ч, с учетом технологических потерь поставлено 1 396 355 кВт/ч.
Разница между объемом электрической энергии, переданной сетевой организацией на присоединенную электроустановку потребителя в марте 2022 года, и объемом электрической энергии, поступившей в электрическую сеть покупателей, подключённых к объектам электросетевого хозяйства Усть-Кутского муниципального образования (фактические потери), по расчетам гарантирующего 6 поставщика составила 167 040 кВт/ч на сумму 601 919 руб. 28 коп. из расчета стоимости тарифа - 3,002870 руб.
Неоплата задолженности в размере 601 919 руб. 28 коп. послужила основанием обращения поставщика в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался положениями: статей 309, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, учел правовую позицию, сформулированную в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26, пунктом 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.
Порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь урегулированы Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Как указывалось ранее, ООО "Иркутскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, осуществляющим продажу электрической энергии на территории Иркутской области.
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права следует, что в собственности Усть-Кутского муниципального образования находятся следующие объекты электросетевого хозяйства (сооружения), расположенные в Усть-Кутском районе Иркутской области п. Верхнемарково:
линия электропередач протяженностью 1192 м, кадастровый номер 38:18:180401:225;
линия электропередач 8 протяженностью 2 114 м, кадастровый номер 38:18:180401:227;
трансформаторная подстанция площадью 12,2 кв.м., кадастровый номер 38:18:180401:228;
линия электропередач протяженностью 1993 м, кадастровый номер 38:18:180601:445;
трансформаторная подстанция площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 38:18:180601:447;
линия электропередач протяженностью 2 124 м, кадастровый номер 38:18:000000:1142;
линия электропередач протяженностью 4551 м, кадастровый номер 38:18:000000:1145;
линия электропередач протяженностью 3 925 м, кадастровый номер 38:18:000000:1147;
линия электропередач протяженностью 1826 м, кадастровый номер 38:18:000000:1148;
линия электропередач протяженностью 731 м, кадастровый номер 38:18:000000:1250;
линия электропередач протяженностью 1015 м, кадастровый номер 38:18:000000:1251;
линия электропередач протяженностью 1 493 м, кадастровый номер 38:18:000000:1254;
линия электропередач протяженностью 5 909 м, кадастровый номер 38:18:000000:1262;
линия электропередач протяженностью 1 570 м, кадастровый номер 38:18:000000:1268;
линия электропередач протяженностью 244 м, кадастровый номер 38:18:180101:1528;
линия электропередач протяженностью 1 213 м, кадастровый номер 38:18:180101:1529;
линия электропередач протяженностью 1 156 м, кадастровый номер 38:18:180101:1530;
линия электропередач протяженностью 1 051 м, кадастровый номер 38:18:180101:1531;
линия электропередач протяженностью 1 457 м, кадастровый номер 38:18:180101:1532;
линия электропередач протяженностью 381 м, кадастровый номер 38:18:180101:1533;
линия электропередач протяженностью 1 098 м, кадастровый номер 38:18:180101:1535;
линия электропередач протяженностью 788 м, кадастровый номер 38:18:180101:1536;
линия электропередач протяженностью 1 371 м, кадастровый номер 38:18:180101:1537;
линия электропередач протяженностью 891 м, кадастровый номер 38:18:180101:1538;
линия электропередач протяженностью 780 м, кадастровый номер 38:18:180101:1549;
трансформаторная подстанция площадью 9,3 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1551;
линия электропередач протяженностью 533 м, кадастровый номер 38:18:180101:1552;
сооружение: трансформаторная подстанция площадью 42,9 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1553;
трансформаторная подстанция площадью 9,3 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1554;
трансформаторная подстанция площадью 73,8 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1556;
трансформаторная подстанция площадью 6,3 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1557;
трансформаторная подстанция площадью 41,8 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1558;
трансформаторная подстанция площадью 46,7 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1559;
трансформаторная подстанция площадью 9,3 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1561;
трансформаторная подстанция площадью 52,8 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1562;
трансформаторная подстанция площадью 23,9 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1563;
трансформаторная подстанция площадью 53,9 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1564;
трансформаторная подстанция площадью 23,1 кв.м., кадастровый номер 38:18:180101:1565;
линия электропередач протяженностью 31 м, кадастровый номер 38:18:000003:1585;
линия электропередач протяженностью 1 012 м, кадастровый номер 38:18:000003:1586;
линия электропередач протяженностью 968 м, кадастровый номер 38:18:000003:1587;
трансформаторная подстанция площадью 30,1 кв.м., кадастровый номер 38:18:000003:1594;
трансформаторная подстанция площадью 36,7 кв.м., кадастровый номер 38:18: 000003:1595;
трансформаторная подстанция площадью 28 кв.м., кадастровый номер 38:18: 000003:1596;
трансформаторная подстанция площадью 28,9 кв.м., кадастровый номер 38:18: 000003:1597;
трансформаторная подстанция площадью 28 кв.м., кадастровый номер 38:18: 000003:1598;
линия электропередач протяженностью 1 223 м, кадастровый номер 38:18:000003:1600;
трансформаторная подстанция площадью 38,7 кв.м., кадастровый номер 38:18:000003:1602.
Следовательно, факт принадлежности спорного объекта электросетевого хозяйства Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) является доказанным.
Несмотря на то, что муниципальное образование не обладает признаками сетевой организации, оно является владельцем объектов электросетевого хозяйства.
Пунктами 129 и 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) установлено, что иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности); при этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом Х данного документа для сетевых организаций; при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2014 года N 1580-О, осуществляя правовое регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, федеральный законодатель в пункте 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" указал на наличие у сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства ряда обязанностей, связанных с характером находящихся в их собственности объектов и обусловленных спецификой их деятельности.
Истец как гарантирующий поставщик осуществлял поставку электрической энергии опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, в том числе объекты электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" и смежные с ними объекты электросетевого хозяйства муниципального образования, расположенные на территории муниципального образования потребителям, обозначенным на Схеме технологического присоединения ПС 110/6 кВ Верхнемарко.
Судом установлено, что контракт энергоснабжения бюджетного потребителя N 2093 между ООО "Иркутскэнергосбыт" и Администрацией УКМО, как это предусмотрено пунктом 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, со стороны Администрации, не подписан.
Вместе с тем частями 3 и 4 статьи 26 N 35-ФЗ, пунктом 130 Основных положений предусмотрено, что в случае отсутствия заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства иного владельца объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, Администрация Усть-Кутского муниципального образования в качестве иного владельца объектов электросетевого хозяйства, вне зависимости от наличия либо отсутствия договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии, обязано оплачивать гарантирующему поставщику стоимость фактических потерь электрической энергии, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства.
В этой связи доводы ответчика об отсутствии договора с истцом не имеют правового значения и не могут являться основанием для освобождения от установленной законом обязанности по оплате фактически возникших потерь в его электросетях.
В соответствии с пунктами 50, 51 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: - с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; - при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Объем потерь в объектах электросетевого хозяйства ответчика в марте 2022 года определен истцом на основании показаний приборов учета потребителей.
Согласно расчету истца, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях 167 040 кВт/ч.
Стоимостное выражение потерь электрической энергии рассчитано по установленным тарифам и составило 601 919 руб. 28 коп. Ответчиком контррасчет не представлен, расчет иными доказательствами не опровергнут.
Довод ответчика о том, что истцом не доказан объем потерь, возникших в сетях Усть-Кутского муниципального образования, противоречит имеющимся в материалах дела расчетам объема и актам расхода электроэнергии, основанных на показаниях приборов учета. Доказательств, опровергающих расчёты истца, ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представалено.
Для оплаты фактических потерь электрической энергии истец предъявил ответчику счет-фактуру N 6199- 2093 от 31.03.2022 на сумму 601 919 руб. 28 коп.
Разрешая вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по уточненным требованиям в размере 601 919 руб. 28 коп. составляет 15 038 руб. 39 коп.
Истцом при обращении в арбитражный суд произведена уплата государственной пошлины за рассмотрение дела в сумме 2 000 руб.
Ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаца 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании положений Налогового кодекса РФ не влечет освобождение их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение.
Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., понесенные истцом при обращении с иском, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, государственная пошлина в оставшейся части в бюджет Российской Федерации взысканию не подлежит.
При изложенных фактических обстоятельствах дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2022 года по делу N А19-11384/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11384/2022
Истец: ООО "Иркутская энергосбытовая компания"
Ответчик: Администрация Усть-Кутского муниципального образования