г. Самара |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А55-14018/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2022 года по делу N А55-14018/2022 (судья Медведев А.А.),
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Государственной жилищной инспекции Самарской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО УК "АТП Сервис", АО "ЭнергосбыТ Плюс",
об оспаривании предписания,
в судебное заседание явились:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель Сорокина Ю.П. (доверенность от 12.09.2022),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель Прошкин А.П. (доверенность от 03.03.2022),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - инспекция) от 25.02.2022 N ТЦр-102794.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что в спорном многоквартирном доме, распложенном по адресу: г. Тольятти, ул. Ларина, д. 2Б, действует закрытая схема горячего водоснабжения с использованием индивидуального теплового пункта.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что при данной схеме в межотопительный период возникает разница между фактическим расходом тепловой энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом тепловой энергии, начисленным жителям, исходя из утвержденного норматива на подогрев.
Податель жалобы отмечает, что возникает разница между фактическим расходом тепловой энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом тепловой энергии, начисленным жителям, которая использовалась при ежегодной корректировке платы за отопление. Правовые основания исключать указанный объем отсутствуют.
В апелляционной жалобе также указывает на то, что в обжалуемом судебном акте содержится ошибочный вывод, что объём тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включен заявителем в расчет корректировки за коммунальные услуги отопление, так как это две разные коммунальные услуги. Ошибочным также является вывод, что в корректировку по отоплению не должна включаться тепловая энергия за летние месяцы, которая фактически потреблена, но не оплачена собственниками помещений.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя, поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции в заседании суда апелляционной инстанции просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Муратовой Л.И. N ТЦр-102794 от 18.01.2022 на основании поступившего обращения Прокуратуры Самарской области (вх. N 046483-ц от 24.12.2021) Государственной жилищной инспекцией Самарской области с 21.02.2022 по 25.02.2022 проведена внеплановая документарная N ТЦр-102794 от 18.01.2022 г. в части порядка начисления платы за отопление потребителям, проживающим в МКД N 2Б по ул. Ларина, г.Тольятти.
По информации ПАО "Т Плюс" многоквартирный дом (МКД, расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Ларина. д.2Б, перешел на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией (РСО) ПАО "Т Плюс" с 01.09.2018 г.
В многоквартирном доме при производстве коммунальной услуги для целей отопления и горячего водоснабжения используется коммунальный ресурс тепловая энергия, поставляемая через бойлерную систему (закрытая система горячего водоснабжения). Начисление за коммунальную услугу по отоплению производится в течение календарного года.
Проверкой установлено, что в платежном документе за март 2021 года произведена корректировка платы за отопление за 2020 год.
Из анализа представленных платежных документов по оплате коммунальных услуг, выставленных потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти ул. Ларина, дом 2Б, Инспекция установила, что разница между объемом тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, определенным по показаниям общедомового прибора учета в неотопительный период и объемом, начисленным жителям, учитывалась ПАО "Т Плюс" при расчете корректировки платы за 2020 год, в нарушении п. 42, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
По результатам внеплановой проверки на основании акта от 25 февраля 2022 N ТПо-102794 ПАО "Т Плюс" было выдано предписание N ТЦр-102794 в срок до 01.06.2022 устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, а именно: произвести корректировку платы за отопление за 2020 год потребителям МКД по адресу: г.Тольятти, ул. Ларина, д. 2Б, в соответствии с п. 42 (1) Правил N 354 исходя из размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного по показаниям общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год и общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирном доме за прошедший год, с учетом объемов тепловой энергии за периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга оказывалась в рамках отопительного сезона.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Судом первой инстанции верно отмечено, что предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, поэтому оно должно быть законным.
Его следует считать таковым только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.
Таким образом, обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены. Аналогичные правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13.
Исполнимость предписания в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В обоснование заявленных требований ПАО "Т Плюс" приводит следующие доводы.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии -исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД) и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354). Ресурсоснабжающая организация (РСО) производит расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в соответствии с порядком, установленным Приложением N 2 к Правилам N 354.
Согласно пункта 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в соответствии с формулами из Приложения N 2 к Правилам N 354, одним из двух способов: в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с п. 2 ПП N 603 от 29.06.2016 г., правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладает исключительно орган государственной власти Субъекта РФ. Согласно изменений, внесенных Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 01.10.2015 г. N 237 в Приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012 г. N 207, при расчете граждан за коммунальную услугу по отоплению, применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению по нормативам потребления тепловой энергии на отопление, действующим в муниципальных образованиях Самарской области, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в МКД, в котором используется коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, принято решение о внесении платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, оформленное Протоколом общего собрания собственников.
Как указывает заявитель, в отсутствие Протокола общего собрания собственников с принятым решением об оплате отопления в отопительный период в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, начисления по коммунальной услуге отопления в МКД производятся согласно формул 3, 3(1), 3(3) Приложения N 2 Правил N 354 равномерно, в течение календарного года.
Расчетный показатель Vi, применяемый в вышеуказанных формулах Приложения N 2 к Правилам N 354, подразумевает среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год. В случае отсутствия показаний общедомового прибора учета за предыдущий год, данная величина потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно п. 3(4) Раздела I Приложения N 2 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении МКД, определенный по формулам 3, 3(1), 3(3), при оплате равномерно в течение календарного года, корректируется исполнителем (РСО) в I квартале года, следующего за расчетным.
В указанном МКД установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОДПУ), расчет коммунальной услуги отопления производится равномерно, в течение календарного года, с применением среднемесячного показателя, рассчитанного на основании показаний ОДПУ за предыдущий календарный год, с последующим проведением годовой корректировки.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктов 42(1) и 43 Правил N 354, определяется по формуле 3 определяется по формуле 3:
* где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):
* где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184)
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
Как указывает заявитель, например, расчет по услуге отопления за апрель 2022 г. по жилому помещению N 33 следующий:
0,0138*1 542,00*52,20 = 1 110,80 (руб.), где:
0,0138 - среднемесячный показатель, рассчитанный на основании фактических показаний ОДПУ за 2021 год;
1542,00 - действующий тариф;
52,20 - общая площадь жилого помещения N 33.
Копия платежного документа за апрель 2022 г. прилагается.
В платежном документе за март 2021 г. всем потребителям указанного МКД была отражена годовая корректировка по услуге отопления за 2020 год.
Фактическая стоимость тепловой энергии, потребленной на отопление в МКД по показаниям общедомового прибора учета за 2020 г., составляет (руб.): (214,387+189,256+193,286+196,176+26,983+20,602)*1448,40+(15,325+44,269+21,106+205,101+ +178,859+228,945)*1497,60 = 840,690*1448,40+693,602*1497,60 = 2 256 393,99*, где:
1 448,40 - тариф на отопление с 01.01.2020 г. по 01.07.2020 г.;
1 497,60 - тариф на отопление с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г.;
Фактическая стоимость тепловой энергии, потребленной на отопление по показаниям ОДПУ за 2020 г. в отношении жилых помещений МКД, составляет (руб.):
2256 393,99 = 2 256 393,99/8727,70*8727,70, где:
8 727,70 - площадь всех жилых помещений МКД (м2);
площадь всех нежилых помещений МКД = 0,00 м2.
Начислено по жилым помещениям МКД в 2020 г. (руб.): 2 082 657,50;
Размер корректировки за 2020 г. на жилые помещения МКД (руб.) составляет:
173 736,49*= 2 256 393,99 - 2 082 657,50;
С квадратного метра (руб.): 19,90633 = 173 736,49/8 727,70.
Таким образом, по мнению заявителя, на квартиру N 33 указанного МКД размер годовой корректировки по отоплению за 2020 год, с учетом общей площади жилого помещения - 52,20 м2, составляет (руб.) : 1 039,11 = 19,90633*52,20, что отражено в платежном документе за март 2021 г.
Фактическая стоимость тепловой энергии, потребленной на отопление в МКД по показаниям общедомового прибора учета за 2021 г., составляет (руб.): 2180489,92 = (273,13+279,24+223,62+136,58)*1497,6+(7,5+144,96+166,88+208,45208,45)*1542,00, где:
1497,60 - тариф на отопление с 01.01.2021 г. по 30.06.2021 г.;
1542,00 - тариф на отопление с 01.07.2021 г. по 31.12.2021 г.;
Фактическая стоимость тепловой энергии, потребленной на отопление по показаниям ОДПУ за 2021 г. в отношении жилых помещений МКД, составляет (руб.): 2180489,92 = 2180489,92/(8727,7 +0)*8727,7, где: 8727,7 - площадь жилых помещений; 0 - площадь нежилых помещений;
Начислено по жилым помещениям МКД в 2021 г. (руб.): 2323916,47;
Начислено по нежилым помещениям МКД в 2021 г. (руб.) 0.
Размер корректировки за 2021 г. на жилые помещения МКД (руб.): -143426,55 = 2180489,92 - 2323916,47. С квадратного метра (руб.): -16,4337 = -143426,55/8727,7.
Как указывает заявитель, например, по жилому помещению N 33 расчет следующий: -857,84 = -16,43*52,20, что отражено в платежном документе за март 2022 г. По мнению заявителя, для расчета размера годовой корректировки по коммунальной услуге отопление в многоквартирном доме (МКД) следует вычесть из итогового значения по многоквартирному дому за каждый месяц количество Гкал, потребовавшихся на подогрев выставленного жителям к оплате в расчетном месяце объема ГВС. При этом, размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потреблённого количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общего) прибора учета.
В спорном многоквартирном доме, распложенном по адресу: г. Тольятти, ул. Ларина, д.2Б, действует закрытая схема горячего водоснабжения, с использованием индивидуального теплового пункта (ИТП - оборудование с помощью которого осуществляется приготовление горячей воды).
Судом первой инстанции верно отмечено, что при данной схеме в межотопительный период возникает разница между фактическим расходом тепловой энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом тепловой энергии, начисленным жителям, исходя из утвержденного норматива на подогрев.
В случае, если объем тепловой энергии на нужды ГВС рассчитан исходя из утвержденного норматива, возникшая разница между показаниями ОДПУ и объемом тепловой энергии на ГВС учитывается в расчете годовой корректировки по отоплению, что указано в Определении Верховного суда от 02 февраля 2017 г. N 302-КГ16-20873 "Доводы надзорного органа о необходимости исключения из объема тепловой энергии количества тепловой энергии, использованной для подогрева воды в летний период судами отклонены, поскольку не имеют правового обоснования и противоречат нормам действующего законодательства".
По мнению заявителя, пункт 54, совместно с разделом IV Приложения N 2 Правил N 354 указывает на то, что предъявлению подлежит фактический объем тепловой энергии на ГВС. Так, согласно указанного пункта, общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилье и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном Правилами N 354 для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на Общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами Приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма двух составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.
При этом, объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
*, где:
* - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;
Tхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
* - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
По мнению ПАО "Т Плюс", заявитель произвел корректировку платы за коммунальную услугу отопления в соответствии с вышеприведенным законодательством. Правовая позиция ГЖИ, что в связи с прекращением подачи теплоносителя на отопление в летние месяцы в многоквартирный дом его следует исключить из расчета произведенной заявителем корректировки, не соответствует вышеуказанным нормам законодательства и их толкованию.
Определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению спорного помещения была произведена заявителем по формуле, предусмотренной Правилами N 354.
Позиция ГЖИ не свидетельствует о неправильном применении ПАО "Т Плюс" пункта 42(1) Правил N 354. Иной расчет не имеет правового обоснования и необходимость отступления от названных норм в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана.
ПАО "Т Плюс" считает, что при проведении проверки ГЖИ Самарской области нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предписание нарушает права Заявителя, является незаконным и недействительным.
Суд первой инстанции правомерно счёл выводы заявителя необоснованными в силу следующего.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в соответствии с п. 42(1) Правил N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дом оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (при отсутствии указанных данных, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление), тарифа на тепловую энергию и общей площади квартиры.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в сторону увеличения или уменьшения (с учетом разницы размера платы за тепловую энергию на отопление, приходящуюся на жилое помещение в зависимости от его площади и общего размера платы за отопление в жилом помещении за прошедший год).
Согласно Правил N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Таким образом, при проведении корректировки платы за отопление исполнителем учитываются объемы тепловой энергии за периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга оказывалась.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно п. 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N354 исходя из норматива потребления горячей воды:
*, где:
* - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
* - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение * и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
TТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Согласно письма Минстроя России от 22 марта 2017 N 9268-00/04 независимо от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. При расчете стоимости коммунального ресурса ресурсоснабжающая организация обязана применять не фактический объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды".
Данная позиция Минстроя России и Государственной жилищной инспекции Самарской области подтверждается судебной практикой: Определением Верховного Суда РФ от 10.02.2021 N 309-ЭС20-23178 по делу N А76-9748/2019, аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Ссылка заявителя ПАО "Т Плюс" на Определение Верховного суда от 02.02.2017 N 302-КГ16-20873 и судебные акты по делу N A33-23485/2015 правомерно была отклонена судом первой инстанции, поскольку указанные судебные акты принимались по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему делу (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 - утратили силу с 01.07.2016 и отменены).
Нормативы на тепловую энергию в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду установлены Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119 "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях", в том числе для закрытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Также, в формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
*, где:
Vкр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;
* - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В обжалуемом решении верно отмечено, что из анализа представленных платежных документов по оплате коммунальных услуг, выставленных потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти ул. Ларина, дом 2Б, следует, что разница между объемом тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, определенным по показаниям общедомового прибора учета в неотопительный период и объемом, начисленным жителям, учитывалась ПАО "Т Плюс" при расчете корректировки платы за 2020 год, в нарушение п. 42, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Суд первой инстанции верно указал на то, что объём тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не должен включаться в расчет корректировки по коммунальной услуги отопление, так как это разные коммунальные услуги. Также, в корректировку по отоплению не должна включаться тепловая энергия за летний период, в течение которого соответствующая коммунальная услуга оказывалась.
Таким образом, у государственной жилищной инспекции Самарской области имелись законные основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку в рассматриваемом случае инспекцией выявлено нарушение действующего законодательства со стороны ПАО "Т Плюс".
Судом первой инстанции правомерно учтена аналогичная правовая позиция, получившая отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2020 N 307-ЭС20-2729, от 08.04.2020 N 309-ЭС20-2946, от 02.07.2020 N 309-ЭС20-8728 и т.д.
На основании изложенных выше обстоятельств согласно положениям ст.201 АПК РФ суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что предписание Государственной жилищной инспекцией Самарской области от 25.02.2022 N ТЦр-102794 является законным и обоснованным, в связи с чем обоснованно отказал ПАО "Т Плюс" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда первой инстанции.
В связи с чем данные доводы подателя жалобы, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Несогласие ПАО "Т Плюс" с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2022 года по делу N А55-14018/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14018/2022
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской область
Третье лицо: АО "Энергосбыт Плюс", ООО УК "АТП Сервис"